Статистика банковской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и оценка статистических показателей деятельности конкретного Российского банка – «ООО Инвест-капитал банк». Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
изучить теоретические аспекты банковской деятельности в целом;
ознакомиться с методикой расчета нескольких групп показателей банковской системы;
вычислить и проанализировать показатели деятельности «ООО Инвест-капитал банк», сделать выводы.

Файлы: 1 файл

статистика банковской деятельности.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПАВЛЕНИЯ  И ПРАВА

 

 

Кафедра экономики и МХС

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Статистика»

НА ТЕМУ «СТАТИСТИКА БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

Выполнила студентка 2 курса

 группы МЭ-10-2

экономического факультета

специальности «»

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2012 
Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Банковская статистика является частью финансовой статистики. Финансовый сектор экономики состоит из двух частей – банковский подсектор и подсектор небанковских финансовых учреждений. Банковский подсектор имеет двухуровневую структуру – Центральный Банк и  остальные коммерческие организации. Ввиду значимости подсекторов на практике их принято называть банковским сектором и сектором небанковских финансовых организаций. Следовательно, определение банковской статистики имеет два аспекта – с точки зрения Центрального Банка (далее ЦБ) и с точки зрения конкретного банка.

Актуальность выбранной  темы подтверждается тем, что роль ЦБ в экономике России трудно переоценить, особенно сегодня, когда особенно необходима продуктивная кредитно-денежная политика: жесткое регулирование валютного курса, поддержание отечественного производителя путем кредитования, и, как результат, предотвращение обнищания широких слоев населения. До настоящего времени еще не было найдено оптимального пути реформирования банковской системы России.

Банки так же являются центром кредитной системы. Устойчивость кредитной системы – важнейшее условие развития экономики. Для России достижения современного мирового уровня организации банковского дела имеют первостепенное значение. Процесс рыночных преобразований в стране начался именно с реформирования банковской системы и к настоящему времени в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты.

Основное назначение банка – посредничество в перемещении  денежных средств от кредиторов к  заемщикам и от продавцов к покупателям. Банки являются центром финансово-кредитной системы. Устойчивость финансово-кредитной системы – важнейшее условие развития экономики.

Целью данной работы является изучение и оценка статистических показателей  деятельности конкретного Российского банка – «ООО Инвест-капитал банк». Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

    • изучить теоретические аспекты банковской деятельности в целом;
    • ознакомиться с методикой расчета нескольких групп показателей банковской системы;
    • вычислить и проанализировать показатели деятельности «ООО Инвест-капитал банк», сделать выводы.

Предметом исследования курсовой работы является статистика банковской деятельности. Исследование велось с использованием общенаучных  методов познания: документального, системного, сравнительного анализа, синтеза, статистического методов и логического подхода.

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ БАНКОВСКОЙ СТАТИСТИКИ

1.1 Понятие,  цель, задачи банковской статистики

Бурное развитие банковской системы России последних лет  привело к формированию децентрализованной двухуровневой системы банков. К первому уровню относится ЦБ РФ (Банк России). Во второй уровень входят коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

ЦБ РФ – главный банк государства, не зависимое от распорядительных и исполнительных органов власти экономически самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБ РФ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков и других кредитных учреждений, осуществляющих операции по внешнеэкономической деятельности.

Второй уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное  обслуживание субъектов хозяйственной  жизни.

Банк – это обособившийся  от других субъектов денежно-кредитный  институт, имеющий не только свой самостоятельный юридический статус. Как самостоятельный хозяйствующий субъект банк обладает материальной дееспособностью, подчиненной общим и специфическим экономическим законам, игнорирование которых им самим и с внешней стороны чревато потерями и убытками. Банк осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с производством специфического продукта в сфере обращения. Продуктом банковского предприятия является не просто товар, а товар особого рода – деньги, платежные средства и услуги преимущественно денежного характера.

 

Банковская статистика-отрасль  финансовой статистки, задачами которой  являются получение информации для  характеристики выполняемых банковской системой функций, разработка аналитических  материалов для потребностей управления денежно-кредитной системой страны, прежде всего кредитного и кассового планирования и контроля над использованием планов. Банковская статистика призвана обеспечить характеристику деятельности банковской системы, оценку ее результатов и их прогнозирование, выявить факторы, определяющие результаты и оценку влияния банковской деятельности на развитие рыночных отношений и ее вклад в конечные экономические результаты.

Объектом статистики банков является вся совокупность банковской деятельности. Субъектом статистического анализа являются как сами банки, так и другие кредитные учреждения, реальные и потенциальные клиенты, и корреспонденты, физические и юридические лица. Цель анализа банковской деятельности состоит в выявлении факторов доходности, поддержания ликвидности; определении оценки степени риска при предоставлении банковских услуг и их минимизации, а также в соблюдении установленных центральным банков экономических нормативов.

Банковская статистика изучает:

    • аккумуляцию временно свободных денежных средств государственных, кооперативных объединений, предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и населения;
    • краткосрочное и долгосрочное кредитование народного хозяйства и населения;
    • финансирование капиталовложений;
    • безналичные расчеты;
    • оборот наличных денег через кассы кредитных учреждений;
    • сберегательное дело;
    • кассовое исполнение госбюджета.

Статистика изучает  банковскую систему и ее деятельность в различных аспектах: по количеству, формам собственности и назначению банков, видам кредитно-расчетного обслуживания, ассортименту оказываемых услуг. Наряду с увеличением сети банков развитие банковской системы сопровождается расширением ассортимента банковских услуг.

Статистика выделяет следующие виды банковских услуг. Такие как:

1. Учетно-операционная работа:

    • открытие, ведение и закрытие лицевых счетов и банков-корреспондентов;
    • учет расчетно-платежных документов и контроль над своевременностью их оплаты;
    • выявление счетов, не оплаченных в срок;
    • осуществление расчетов по поручению клиентов;
    • начисление и списание процентов по ссудам, текущим и расчетным счетам;
    • учет операций факторинга, лизинга и форфейтинга;
    • депонирование средств для выдачи чековых книжек, аккредитивов, акцепта платежных поручений и др.

 2. Кредитование:

    • перспективное планирование кредитной деятельности;
    • экономико-статистический анализ кредитных отношений за предшествующий период;
    • регулирование кредитных отношений банка с предприятиями;
    • учет и контроль за кредитной деятельностью;
    • оценка экономической эффективности и отдельных видов кредита, кредитных отношений и др.

 3. Денежное обращение:

    • составление и исполнение кассового плана;
    • прогнозирование выполнения кассового плана.

 4. Денежное обслуживание:

    • организация обслуживания кредитных карт;
    • организация обслуживания кассовых автоматов.

 5. Анализ финансово – экономического состояния организаций:

    • ведение финансово – экономических паспортов организаций;
    • контроль над выполнением целевых программ развития отдельных организаций.

Статистическая информация о банковской деятельности содержится в годовых отчетах коммерческих банков, а для ее детализации используют данные бухгалтерского учета.

По результатам своей  работы российские коммерческие банки  отчитываются перед государственными органами, представляя следующие  основные формы отчетности:

1. Годовой отчет банка  представляется в ЦБ РФ. Основное  содержание годового отчета банка  составляют: годовой баланс банка,  отчет о финансовых результатах  деятельности банка, структурные  показатели ликвидности, размер  собственного капитала банка,  данные о кредитной, ресурсной политике банка, внешнеэкономической деятельности, операциях с ценными бумагами, крупнейших инвестициях.

2. Общая финансовая  отчетность также представляется  в ЦБ РФ. Финансовая отчетность  включает:

    • предварительный и окончательный балансовый отчет;
    • отчет о прибылях и убытках, анализ отдельных счетов;
    • анализ кредитного портфеля, информацию о резервах на возможные потери по ссудам;
    • наращенных процентах;
    • анализ активов и пассивов по срокам востребования и погашения;
    • данные об основных средствах и нематериальных активах;
    • анализ движения собственных средств;
    • анализ валютной позиции, сведения о работниках банка.

3. Экономические нормативы  деятельности банка рассчитываются  и предоставляются ежемесячно  в ЦБ РФ.

4. Данные, характеризующие  кредитный портфель банка, предоставляются ежеквартально в ЦБ РФ.

5. Отчет о результатах  расходования предприятиями, учреждениями, организациями средств на потребление  ежеквартально направляются в  Управление денежного обращения  ЦБ РФ.

6. Отчет о кассовых  оборотах составляется ежемесячно и каждые 5 дней и представляются в РКЦ ЦБ РФ. Он содержит статьи прихода и расхода средств из касс банка, балансовую строку и контрольный арифметический итог.

 

 

1.2 Методика расчета аналитических показателей рядов динамики

Одним из методов финансового анализа банков является метод рядов динамики.

Ряд динамики – ряд расположенных в хронологическом порядке значений признака.

Ряд динамики состоит  из двух элементов: 

  • Время (t)
  • Уровень ряда (y) – характеризует конкретное значение признака.

Виды рядов динамики:

  • Ряд динамики абсолютных величин.
  • Ряд динамики относительных величин.
  • Ряд динамики средних величин.

Вышеуказанные ряды динамики делятся на:

  • Моментный – ряд, в котором значения признака указанны на отдельные моменты времени. 
  • Интервальный – ряд, в котором значения признака указанны за определенный период времени.

Данные интервального  ряда динамики подлежат суммированию, а данные моментных рядов динамики нельзя суммировать, так как наблюдается  повторный счет.

Показатели ряда динамики делятся на:

    • базисные показатели рассчитываются по сравнению с началом периода;
    • цепные показатели рассчитываются по сравнению с предшествующим периодом;

Таблица 1.2.1 

Расчетные формулы аналитических показателей  ряда динамики

Показатель

Расчетная формула

Характеристика

базисные

цепные

Абсолютный прирост

Показывает, насколько  уровень текущего периода меньше или больше предыдущего или базисного.

Темп роста (снижения)

Показывает насколько процентов уровень текущего периода больше или меньше базисного или предшествующего.

Темп прироста (снижения)

Показывает насколько процентов уровень текущего периода больше или меньше базисного или предшествующего

Абсолютное значение 1% прироста

___

___

Информация о работе Статистика банковской деятельности