Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:00, курсовая работа
Уровень жизни — многогранная и сложная категория, которая характеризует совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей прежде всего в сфере потребления и потому является важнейшей характеристикой социального прогресса. Предпосылки для повышения уровня жизни населения страны создаются соответствующим экономическим ростом, который является ресурсообразующим фактором для реализации социальных программ. В этом проявляется, прежде всего, тесная взаимосвязь между экономическим ростом и социальным прогрессом
Введение
1 Система показателей, характеризующих уровень жизни населения
2 Статистический анализ уровня жизни населения
2.1 Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни
населения
2.2 Структура расходов и доходов населения
2.3 Индексный анализ влияния факторов на объем потребления
основных товаров населением
2.4 Группировка населения по уровню среднедушевых доходов
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на уро-
вень жизни населения
3 Статистико-экономическое обоснование результатов анализа уровня
жизни населения
4 Основные мероприятия способствующие повышению уровня жизни
населения
Выводы и предложения
Список использованной литературы
где Iпокупат.способ. – индекс покупательной способности;
Ip – общий индекс цен.
Изменение физического объема потребляемых товаров и услуг определяется с помощью индивидуального и общего индекса физического объема по формулам (7) и (8) соответственно.
, |
(7) |
где iq – индивидуальный индекс физического объема;
q1- количество товаров отчетного периода;
q0- количество товаров базисного периода.
, |
(8) |
где Iq – общий индекс физического объема;
q1- количество товаров отчетного периода;
- количество товаров базисного периода;
- цена базисного периода.
Изменения
общей массы потребления
, |
(9) |
где Iт.о. – индекс товарооборота;
q1- количество товаров отчетного периода;
- количество товаров базисного периода;
- цена отчетного периода;
- цена базисного периода.
Причем, определить влияние отдельных факторов на объем потребления - цен потребления и физического объема можно с помощью взаимосвязи данных индексов по формуле (10).
Iт.о.= Ip х Iq , |
(10) |
где Iт.о. – индекс товарооборота;
Ip – общий индекс цен;
Iq – общий индекс физического объема.
Таким образом, с помощью данных формул рассчитаем изменение цен на потребительские товары и индекс покупательной способности доходов населения Амурской области (таблица 8). За базу примем 2008г., а за отчетный период - 2009 г.
Таблица 8
Стоимость покупки основных товаров и услуг в Амурской области
Виды товаров |
Кол-во |
Цена, руб. |
Стоимость товаров, руб. |
Индивидуальный индекс цен | ||||
Базисный период |
Отчетный период |
Базисный период |
Отчетный период |
Базисный период |
Отчетный период |
Условный | ||
Символы |
q0 |
q1 |
p0 |
p1 |
q0 p0 |
q1p1 |
q1p0 |
ip |
Мясо и мясопродукты (говядина), кг. |
66,2 |
63 |
192,6 |
218,3 |
12748,8 |
13751,6 |
12132,5 |
113,4 |
Молоко и молочные продукты, кг. |
160 |
170 |
37,2 |
34,4 |
5955,2 |
5849,7 |
6327,4 |
92,5 |
Яйца, шт. |
310 |
292 |
35,2 |
45,2 |
10924,4 |
13189,6 |
10290,1 |
128,2 |
Хлебобулочные изделия, кг. |
129 |
128 |
31,9 |
31,6 |
4119 |
4039,7 |
4087 |
98,8 |
Итого продовольственная группа |
х |
х |
х |
х |
33747,4 |
36830,6 |
26507,7 |
х |
Костюм мужской, шт. |
3 |
2 |
3506,7 |
3810,4 |
10520,1 |
7620,8 |
7013,4 |
108,7 |
Холодильник, шт. |
1 |
1 |
15365,3 |
17553,9 |
15365,3 |
17553,9 |
15365,3 |
114,2 |
Бензин, л. |
3356 |
3589 |
20,3 |
21,3 |
67992,6 |
76481,6 |
72713,1 |
105,2 |
Телевизоры, шт. |
2 |
1 |
6047,5 |
12048,3 |
12095 |
6047,5 |
6047,5 |
199, 23 |
Итого непродовольственная группа |
х |
х |
х |
х |
105972,9 |
107703,8 |
101139.32 |
х |
Плата за электричество, кВт час |
1280 |
1450 |
1,6 |
2 |
2073,6 |
2943,5 |
2349 |
125,3 |
Услуги связи, (телефон) платежей |
12 |
12 |
319,8 |
355,4 |
3837,6 |
4264.56 |
3837,6 |
111,1 |
Пассажирский транспорт, рублей. |
720 |
694 |
11,5 |
12,5 |
8280 |
8688,9 |
7981 |
108,9 |
Плата за жильё, м. кв.. руб. |
16,1 |
18,1 |
12,4 |
13,9 |
198,4 |
250,2 |
223,1 |
112,1 |
Итого услуги |
х |
х |
х |
х |
14389,6 |
16147,1 |
14390,7 |
х |
Всего |
х |
х |
х |
х |
154109 |
160681,5 |
142037,7 |
х |
Чтобы определить влияние цены на размер стоимости, определим общий индекс цен.
Ip= 160681,49 / 142037,68 = 1,1312 или 113,12 %.
Индекс цен показывает, что цена на товары и услуги в отчетном периоде по сравнению с базисным повысились на 13,12%, следовательно, размер стоимости увеличится на 18643,81 руб.
Определим изменение покупательной способности доходов.
Результат обесценения денег (инфляции) — падение их покупательной способности. Индекс покупательной способности денег является важной характеристикой уровня жизни. Он представляет собой изменение объема товаров и услуг из фиксированного их набора, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном и базисном периодах. Следовательно, это величина, обратная индексу цен:
Iпокупат.способ.=1/1,1312=0,
Индекс покупательной
Чтобы определить влияние количества на размер стоимости, определим общий индекс количества.
Iq= 142037,68 / 154109,87 =0,9217 или 92,17 %.
Индекс физического объема продукции показывает, что количество товаров и услуг в отчетном периоде сократилась на 7,83 %, следовательно, размер стоимости сократился на 12072,19 руб.
Определим общий индекс стоимости или товарооборота с помощью формулы (35): Iт.о = 160681,49 / 154109,87 = 1,0426 или 104,26 %.
Стоимость продуктов в отчетном периоде по сравнению с базисным повысилась на 4,26%, следовательно, размер стоимости увеличится на 6571,62 руб.
Определим взаимосвязь общего индекса цен и общего индекса количества, для этого найдем общий индекс стоимости по формуле.
Iт.о=1,1312 * 0,9217=1,0426 или 104,26 %.
2.4 Группировка населения по уровню среднедушевых доходов
В связи с переходом к рыночным отношениям в последние 10-летия в России резко обострился процесс расслоения общества, возникла необходимость применения широко используемых в международной статистической практике методик анализа социально- экономической дифференциации населения по денежным доходам на основе выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств.
Важнейшим инструментом такого анализа является построение распределения населения по уровню среднедушевого денежного дохода, позволяющее производить сравнительную оценку благосостояния отдельных групп населения. Особое внимание при этом уделяется низкодоходным социальным группам, нуждающимся в целенаправленном социальной политике государства.
К числу важнейших методов изучения дифференциации доходов населения относится построение вариационных рядов, и на их основе, - статистических рядов распределения населения по уровню среднедушевых денежных доходов, представляющих собой ранжированные и сгруппированные в определенных интервалах по величине дохода результаты наблюдения.
Одним из основных и наиболее распространенных методов обработки первичной статистической информации является группировка. Этот метод состоит в объединении объектов экономического анализа в однородные группы для выявления влияния взаимодействующих факторов. С помощью этого метода можно изучить влияния факторов на уровень жизни населения.
Группировки различают 3-х видов:
1) типологическая - группировка, в которых совокупность единиц разделяется на отдельные качественно однородные группы;
2) структурная – группировка, которая позволят изучить состав однородной совокупности по варьирующему признаку и выявить ее структуру;
3) аналитическая
– группировка, которая
При изучения связей необходимо использовать разделение признаков на факторные и результативные. Факторными называются признаки, которые оказывают влияние на изменение результативных признаков. Результативными называются признаки, которые изменяются под воздействием факторных признаков.
По способу построения группировки бывают простые и комбинационные. Простой называется группировка, в которой группы образованы только по одному признаку. Комбинационные – совокупность подразделяется на группы по двум и более признакам, взятым в сочетании.
Чтобы построить группировку по уровню среднедушевых доходов населения необходимо определить:
1 Размах вариации: разница между максимальным и минимальным значением дохода населения;
2 Определить интервал группы: для этого размах вариации делятся на число заданных групп. Чем больше размах вариации, тем больше число
групп. Число групп можно осуществить по формуле (11) Стерджесса:
К = 1 + 3,322 lgN , |
(11) |
где К-число групп;
n- число единиц совокупности.
Каждый интервал имеет верхнюю и нижнюю границы. Нижней границей интервала называется наименьшее значение признака в интервале. Верхней границей интервала называется наибольшее значение признака в интервале.
3 Построение групп таблица (9). Так как доходы населения – это изменяющийся признак, то и интервал доходов будет различен, а число групп останется прежним.
Таблица 9
Распределение населения Амурской области по величине среднедушевых денежных доходов
Среднедушевой доход в месяц.рублей. |
2002г. |
2003г. |
2004г. | |||||
Тыс. Чел. |
В % к итогу |
Тыс. Чел. |
В % к итогу |
Тыс. Чел. |
В % к итогу | |||
до 1000 |
104,1 |
10,6 |
28,0 |
3,1 |
12,5 |
1,4 | ||
1000,1-1500,0 |
166,0 |
16,9 |
73,0 |
8,1 |
42,9 |
4,8 | ||
1500,1-2000,0 |
168,0 |
17,1 |
103,6 |
11,5 |
71,6 |
8,0 | ||
2000,1-3000,0 |
246,5 |
25,1 |
212,6 |
23,6 |
176,2 |
19,2 | ||
3000,1-4000,0 |
136,5 |
13,9 |
164,0 |
18,2 |
161,9 |
18,1 | ||
4000,1-5000,0 |
71,7 |
7,3 |
110,8 |
12,3 |
125,2 |
14,0 | ||
5000,1-7000,0 |
59,9 |
6,1 |
118,0 |
13,1 |
153,0 |
17,1 | ||
Свыше 7000,0 |
29,5 |
3,0 |
91,0 |
10,1 |
151,2 |
16,9 | ||
Все население |
982,2 |
100,0 |
901,1 |
100,0 |
894,5 |
100,0 | ||
2005 г. |
2006 г. | |||||||
до 1500 |
24,0 |
2,7 |
11,5 |
1,3 | ||||
1500,1-2500,0 |
98,5 |
11,1 |
58,2 |
6,6 | ||||
2500,1-3500,0 |
139,4 |
15,7 |
100,4 |
11,4 | ||||
3500,1-4500,0 |
136,7 |
15,4 |
114,5 |
13,0 | ||||
4500,1-6000,0 |
163,3 |
18,4 |
158,6 |
18,0 | ||||
6000,1-8000,0 |
140,2 |
15,8 |
157,7 |
17,9 | ||||
8000,1-12000,0 |
122,5 |
13,8 |
166,5 |
18,9 | ||||
Свыше 12000,0 |
63,0 |
7,1 |
113,7 |
12,9 | ||||
Все население |
887,6 |
100 |
881,1 |
100 | ||||
2007 г |
2008 г |
2009 г | ||||||
до 2000 |
21,0 |
2,4 |
10,4 |
1,2 |
6,0 |
0,8 | ||
2000,1-4000,0 |
130,3 |
14,9 |
80,9 |
9,3 |
61,4 |
7,5 | ||
4000,1-6000,0 |
171,4 |
19,6 |
129,6 |
14,9 |
111,5 |
13,4 | ||
6000,1-8000,0 |
147,8 |
16,9 |
131,3 |
15,1 |
121,9 |
14,4 | ||
8000,1-10000,0 |
111,9 |
12,8 |
112,2 |
12,9 |
109,8 |
12,9 | ||
10000,1-15000,0 |
160,9 |
18,4 |
188,7 |
21,7 |
198,0 |
22,8 | ||
15000,1-25000,0 |
99,8 |
11,4 |
149,6 |
17,2 |
170,3 |
19,1 | ||
Свыше 25000,0 |
31,5 |
3,6 |
66,9 |
7,7 |
85,6 |
9,9 | ||
Все население |
874,6 |
100 |
869,6 |
100 |
864,5 |
100 |
Для характеристики дифференциации доходов населения рассчитывают следующие показатели:
1) модальный доход – уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения;
2) медианный доход – показатель дохода, находящийся в середине ранжированного ряда распределения. Половина населения имеет доход ниже медианного, а вторая выше;
3) средний доход – общий средний уровень дохода всего населения;
4) децильный коэффициент дифференциации дохода населения, который определяется по формуле (12):
(12) |
где Kd - децильный коэффициент дифференциации дохода населения;
d1 - нижний дециль;
d9 – верхний дециль.
Нижний дециль определяется по формуле (13):
, |
(13) |
Верхний дециль (формула (14)):
, |
(14) |
Коэффициент концентрации доходов Джини (G), характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения. Он рассчитывается по формуле(15):
, |
(15) |
где - доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;
xi- доля населения, принадлежащая i-й социальной группе в общей численности населения;
n - число социальных групп.
- кумулятивная доля дохода.
Коэффициент G изменяется в интервале от 0 до 1. Чем ближе значение к 1, тем выше уровень неравенства (концентрации) в распределении совокупного дохода; чем ближе он к 0, тем выше уровень равенства.
Коэффициент Джини и коэффициент дифференциации доходов по Амурской области представлены в таблице 10.
Таблица 10
Дифференциация доходов населения Амурской области за 2002-2009 гг.
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Коэффициент дифференциации доходов |
10,5 |
9,4 |
9,3 |
9,2 |
9,3 |
11,1 |
11,8 |
11,3 |
Коэффициент Джини |
0,357 |
0,340 |
0,340 |
0,338 |
0,340 |
0,365 |
0,373 |
0,367 |
Информация о работе Статистическое изучение уровня жизни населения города Благовещенска