Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:00, курсовая работа
Уровень жизни — многогранная и сложная категория, которая характеризует совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей прежде всего в сфере потребления и потому является важнейшей характеристикой социального прогресса. Предпосылки для повышения уровня жизни населения страны создаются соответствующим экономическим ростом, который является ресурсообразующим фактором для реализации социальных программ. В этом проявляется, прежде всего, тесная взаимосвязь между экономическим ростом и социальным прогрессом
Введение
1 Система показателей, характеризующих уровень жизни населения
2 Статистический анализ уровня жизни населения
   2.1 Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни
         населения
   2.2 Структура расходов и доходов населения
   2.3 Индексный анализ влияния факторов на объем потребления 
         основных товаров населением
   2.4 Группировка населения по уровню среднедушевых доходов
   2.5 Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на уро-
         вень жизни населения
3 Статистико-экономическое обоснование результатов анализа уровня 
   жизни населения
4 Основные мероприятия способствующие повышению уровня жизни 
   населения
Выводы и предложения
Список использованной литературы
Из таблицы 4 видно, что наибольшая убыль населения наблюдалось в 2004г. и 2005 г., а наименьшая в 2009г. В целом за изучаемый период убыль населения сократилась на 2867 человек или на 69,94%, что свидетельствует о положительной тенденции.
Для обобщения индивидуальных показателей ряда динамики естественного прироста (убыль) населения рассчитаем средние показатели ряда динамики.
Средний уровень определяется по формуле (25), т.к. представленный ряд динамики является интервальным: У=SУ/ n=-32405/10=-3241.
Средний уровень ряда динамики показывает, что ежегодно в среднем убыль населения составляет 3241человека.
Средний абсолютный прирост: = -1232+4099 / 10-1 = 592 человека.
Средний абсолютный прирост показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень естественной убыли населения сокращается на 592 человека.
Средний коэффициент роста:            
Средний коэффициент роста 
Средний темп роста: = 0,8750* 100% = 87,50%.
Средний темп роста показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень естественной убыли составляет 87,50% к предыдущему.
Средний темп прироста: =87,50% -100% =-12,5%.
Средний темп прироста показывает, что в среднем ежегодно естественная убыль населения сократилась на -12,5%.
Исходя из рассчитанных средних показателей ряда динамики естественного прироста (убыли) населения, можно сделать вывод, в среднем естественный убыль населения имеет тенденцию к сокращению, что является положительным моментом для демографической ситуации Амурской области.
Расчет индивидуальных показателей ряда динамики потребления мяса и мясопродуктов на душу населения Амурской области представлен в таблице 5.
Таблица 5
Динамика потребления мяса и мясопродуктов
Мяса и мясопродуктов, кг  | 
  Абсолютный прирост, кг  | 
  Темп роста, %  | 
  Темп прироста, %  | 
  Абсолютное значение 1% прироста, кг  | ||||
Баз.  | 
  Цеп.  | 
  Баз.  | 
  Цеп.  | 
  Баз.  | 
  Цеп.  | |||
2000  | 
  36  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
2001  | 
  40  | 
  4  | 
  4  | 
  111,11  | 
  111,11  | 
  11,11  | 
  11,11  | 
  0,36  | 
2002  | 
  42  | 
  6  | 
  2  | 
  116,67  | 
  105,00  | 
  16,67  | 
  5,00  | 
  0,4  | 
2003  | 
  45  | 
  9  | 
  3  | 
  125,00  | 
  107,14  | 
  25,00  | 
  7,14  | 
  0,42  | 
2004  | 
  47  | 
  11  | 
  2  | 
  130,56  | 
  104,44  | 
  30,56  | 
  4,44  | 
  0,45  | 
2005  | 
  48  | 
  12  | 
  1  | 
  133,33  | 
  102,13  | 
  33,33  | 
  2,13  | 
  0,47  | 
2006  | 
  50  | 
  14  | 
  2  | 
  138,89  | 
  104,17  | 
  38,89  | 
  4,17  | 
  0,48  | 
2007  | 
  54  | 
  18  | 
  4  | 
  150,00  | 
  108,00  | 
  50,00  | 
  8,00  | 
  0,5  | 
2008  | 
  54  | 
  18  | 
  0  | 
  150,00  | 
  100,00  | 
  50,00  | 
  0  | 
  0  | 
Итого  | 
  416  | 
  -  | 
  18  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Из таблицы 5 видно, что наибольшее потребление мясо и мясопродуктов было в 2007г. и 2008 г., а наименьшая в 2000г. В целом за изучаемый период потребление мяса и мясопродуктов возросло на 18 кг. или в 1,5 раза.
Для обобщения индивидуальных показателей ряда динамики потребления мяса и мясопродуктов на душу населения рассчитаем средние показатели ряда динамики.
Средний уровень определяется: У=SУ/ n=416/9=46,22 кг.
Средний уровень ряда динамики показывает, что ежегодно в среднем потребление мяса и мясопродуктов составила 46,22 кг.
Средний абсолютный прирост: = 54-36 / 9-1 = 2,25 кг.
Средний абсолютный прирост показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень потребления мяса и мясопродуктов увеличилась на 2, 25 кг.
Средний коэффициент роста:= = 1,0520
Средний коэффициент роста 
Средний темп роста: = 1,0520* 100% = 105,20%. Средний темп роста показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень потребления мясо и мясопродуктов составляет 105,20%к предыдущему.
Средний темп прироста:=105,20%-100% = 5,20% . Средний темп прироста показывает, что в среднем ежегодно потребление мяса и мясопродуктов увеличилась на 5,20%.
Исходя из рассчитанных средних 
показателей ряда динамики потребление 
мяса и мясопродуктов на душу населения, 
можно сделать вывод, потребление 
мяса и мясопродуктов имеет 
Расчет индивидуальных показателей ряда динамики покупательной способности доходов населения Амурской области представлен в таблице 6. Так как расчет индивидуальных показателей покупательной способности нельзя определить в целом по группе товаров или услуг, то рассчитаем индивидуальный показатель покупательной способности конкретного товара, например молока.
Таблица 6
Динамика покупательной способности молока
Молоко, литров  | 
  Абсолютный прирост, л.  | 
  Темп роста, %  | 
  Темп прироста, %  | 
  Абсолютное значение 1% прироста, литров  | ||||
Баз.  | 
  Цеп.  | 
  Баз.  | 
  Цеп.  | 
  Баз.  | 
  Цеп.  | |||
2000  | 
  227  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
2001  | 
  246  | 
  19  | 
  19  | 
  108,37  | 
  108,37  | 
  8,37  | 
  8,37  | 
  2,27  | 
2002  | 
  257  | 
  30  | 
  11  | 
  113,22  | 
  104,47  | 
  13,22  | 
  4,47  | 
  2,46  | 
2003  | 
  289  | 
  62  | 
  32  | 
  127,31  | 
  112,45  | 
  27,31  | 
  12,45  | 
  2,57  | 
2004  | 
  278  | 
  51  | 
  -11  | 
  122,47  | 
  96,19  | 
  22,47  | 
  -3,81  | 
  2,89  | 
2005  | 
  301  | 
  74  | 
  23  | 
  132,60  | 
  108,27  | 
  32,60  | 
  8,27  | 
  2,78  | 
2006  | 
  309  | 
  82  | 
  8  | 
  136,12  | 
  102,66  | 
  36,12  | 
  2,66  | 
  3,01  | 
2007  | 
  376  | 
  149  | 
  68  | 
  165,64  | 
  121,68  | 
  65,64  | 
  21,68  | 
  3,14  | 
2008  | 
  388  | 
  161  | 
  12  | 
  170,93  | 
  103,19  | 
  70,93  | 
  3,19  | 
  3,76  | 
2009  | 
  397  | 
  170  | 
  9  | 
  174,89  | 
  102,32  | 
  74,89  | 
  2,32  | 
  3,88  | 
Итого  | 
  3068  | 
  -  | 
  171  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
Из таблицы 6 видно, что наибольшая покупательная способность молока было в 2008г. и 2009 г., а наименьшая в 2000г. В целом за изучаемый период покупательная способность возросла на 171 литров или в 1,75 раза или на 74,89%.
Для обобщения индивидуальных показателей ряда динамики покупательной способности молока рассчитаем средние показатели ряда динамики.
Средний уровень определяется по формуле (25),т.к. представленный ряд динамики является интервальным: У=SУ/ n=3068/10=306,8 л.
Средний уровень ряда динамики показывает, что ежегодно в среднем покупательная способность составила 306,8 литров.
Средний абсолютный прирост = 397-227 / 10-1 = 18,89 литров.
Средний абсолютный прирост показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень покупательной способности увеличился на 18,89 литров.
Средний коэффициент роста = =1,0641
Средний коэффициент роста 
Средний темп роста: = 1,0641* 100% = 106,41%. Средний темп роста показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень потребления мясо и мясопродуктов составляет 106,41% к предыдущему.
Средний темп прироста: =106,41% - 100% = 6,41% . Средний темп прироста показывает, что в среднем ежегодно покупательная способность населения на молоко увеличилась на 6,41%.
Исходя из рассчитанных средних показателей ряда динамики покупательной способности молока на душу населения, можно сделать вывод, в среднем покупательная способность доходов населения имеет тенденцию к росту, что является положительным моментом.
2.2 Структура расходов и доходов населения
Для того чтобы проанализировать структуру доходов и расходов населения Амурской области определим структуру доходов и расходов за базисный и отчетный периоды – за базу примем 2008 г., а за отчетный 2009 г.
Расчет структуры доходов и расходов населения Амурской области приведен в таблицах 7.
Таблица 7
Структура доходов населения Амурской области за 2008-2009 гг.
Виды доходов  | 
  Базисный период  | 
  Отчетный период  | 
  Структура сдвиги  | ||
млн. руб.  | 
  % к итогу  | 
  млн. руб.  | 
  % к итогу  | ||
Оплата труда  | 
  66265,6  | 
  53,36  | 
  75425,5  | 
  57,16  | 
  3,8  | 
Социальные выплаты  | 
  18803,2  | 
  15,14  | 
  22619,8  | 
  17,14  | 
  2,0  | 
Доходы от собственности  | 
  2236,9  | 
  1,80  | 
  5157,1  | 
  3,91  | 
  2,11  | 
Доходы от предпринимательской деятельности  | 
  11425,6  | 
  9,20  | 
  12382,5  | 
  9,39  | 
  0,19  | 
Прочие доходы  | 
  25459,2  | 
  20,50  | 
  16365,2  | 
  12,40  | 
  -8,1  | 
Итого доходов  | 
  124190,5  | 
  100  | 
  131950,1  | 
  100  | 
  -  | 
В базисном периоде наибольшую долю в составе доходов населения занимают доходы от оплаты труда и 53,36 % и прочие доходы 20,50 %, а наименьший удельный вес - доходы от собственности 1,8 % и доходы от предпринимательской деятельности 9,20 %.
В отчетном периоде наибольшую долю в составе доходов населения занимают доходы от оплаты труда и 57,16 % и социальные выплаты 17,14 %, а наименьший удельный вес - доходы от собственности 3,91 % и доходы от предпринимательской деятельности 9,39 %.
В отчетном периоде по сравнению с базисным доходы увеличились: на оплата труда на 3,8 %, социальные выплаты на 2 %, доходы от собственности на 2,11 %, доходы от предпринимательской деятельности на 0,19 %, за счет сокращения прочих доходов на 8,1 %.
Структура доходов населения Амурской области за 2008 и 2009 гг. представлена графически в виде секторной диаграммы на рисунке 2.
Рисунок 2 – Структура доходов населения Амурской области за 2008-2009 гг.
Расчет структуры расходов населения представлен в таблицах 7.
Таблица 7
Структура расходов населения Амурской области за 2008-2009 гг.
Виды расходов  | 
  Базисный период  | 
  Отчетный период  | 
  Структура сдвиги  | ||
млн. руб.  | 
  % к итогу  | 
  млн. руб.  | 
  % к итогу  | ||
На покупку товаров и оплата услуг  | 
  74445,3  | 
  57,62  | 
  82442,8  | 
  59,37  | 
  1,75  | 
Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах  | 
  8186,6  | 
  6,34  | 
  13703,6  | 
  9,87  | 
  3,53  | 
Приобретение недвижимости  | 
  2676,9  | 
  2,07  | 
  982,4  | 
  0,71  | 
  -1,36  | 
На оплату обязательных платежей и добровольных взносов  | 
  15278,3  | 
  11,82  | 
  15029,3  | 
  10,82  | 
  -1  | 
На покупку валюты  | 
  8559,2  | 
  6,62  | 
  4459,1  | 
  3,21  | 
  -3,41  | 
Прочие расходы  | 
  20068,9  | 
  15,53  | 
  22253,1  | 
  16,02  | 
  0,49  | 
Итого расходов  | 
  129215,2  | 
  100  | 
  138870,3  | 
  100  | 
  -  | 
В базисном периоде наибольшую долю в составе расходов населения занимают расходы на покупку товаров и оплата услуг 57,62 % и прочие расходы 15,53 %, а наименьший удельный вес - расходы на приобретение недвижимости 2,07 % и расходы на покупку валюты 6,62 %.
В отчетном периоде наибольшую долю в составе расходов населения занимают расходы на покупку товаров и оплата услуг 59,37 % и прочие расходы 16,02 %, а наименьший удельный вес - расходы на приобретение недвижимости 0,19 % и расходы на покупку валюты 3,21 %.
В отчетном периоде по сравнению с базисным расходы увеличились: на покупку товаров и оплату услуг на 1,75 процентных пунктов, сбережения во вкладах и ценных бумагах на 3, 53 процентных пункта, прочие расходы на 0,49 процентных пунктов, за счет сокращения расходов приобретение недвижимости на 1,36 процентных пунктов, на оплату обязательных платежей и добровольных взносов на 1 процентных пунктов, на покупку валюты 3,46 процентных пунктов.
Структура расходов населения Амурской области за 2008 и 2009 гг. представлена графически в виде секторной диаграммы на рисунке3.
Рисунок 3 – Структура расходов населения Амурской области за 2008 и 2009 гг.
2.3 Индексный анализ влияния факторов на объем потребления основных товаров населением
С помощью индексного анализа рассчитаем изменение цен на потребительские товары и индекс покупательной способности доходов населения Амурской области.
Изменение 
цен на различные виды потребительских 
товаров и услуг можно 
,  | 
  (4)  | 
где - индивидуальных индексов цен;
- цена отчетного периода;
- цена базисного периода.
Изменение цен в целом по группам и в общем по всем видам товаров и услуг можно рассчитать с помощью общего индекса цен по формуле (5)
,  | 
  (5)  | 
где Ip – общий индекс цен;
q1- количество товаров отчетного периода;
- цена отчетного периода;
- цена базисного периода.
Изменение 
покупательной способности 
Iпокупат.способ. = ,  | 
  (6)  | 
Информация о работе Статистическое изучение уровня жизни населения города Благовещенска