Статистическое изучение уровня жизни населения города Благовещенска

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Уровень жизни — многогранная и сложная категория, которая характеризует совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей прежде всего в сфере потребления и потому является важнейшей характеристикой социального прогресса. Предпосылки для повышения уровня жизни населения страны создаются соответствующим экономическим ростом, который является ресурсообразующим фактором для реализации социальных программ. В этом проявляется, прежде всего, тесная взаимосвязь между экономическим ростом и социальным прогрессом

Оглавление

Введение
1 Система показателей, характеризующих уровень жизни населения
2 Статистический анализ уровня жизни населения
2.1 Динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни
населения
2.2 Структура расходов и доходов населения
2.3 Индексный анализ влияния факторов на объем потребления
основных товаров населением
2.4 Группировка населения по уровню среднедушевых доходов
2.5 Корреляционно-регрессионный анализ влияния факторов на уро-
вень жизни населения
3 Статистико-экономическое обоснование результатов анализа уровня
жизни населения
4 Основные мероприятия способствующие повышению уровня жизни
населения
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Статистическое изучение уровня жизни населения.docx

— 294.25 Кб (Скачать)

 

Из таблицы 4 видно, что наибольшая убыль населения наблюдалось в 2004г. и 2005 г., а наименьшая в 2009г. В целом за изучаемый период убыль населения сократилась на 2867 человек или на 69,94%, что свидетельствует о положительной тенденции.

Для обобщения индивидуальных показателей ряда динамики естественного прироста (убыль) населения рассчитаем средние показатели ряда динамики.

Средний уровень определяется по формуле (25), т.к. представленный ряд динамики является интервальным: У=SУ/ n=-32405/10=-3241.

Средний уровень ряда динамики показывает, что ежегодно в среднем убыль населения составляет 3241человека.


Средний абсолютный прирост:                   =  -1232+4099 / 10-1 = 592 человека.

Средний абсолютный прирост  показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень естественной  убыли населения  сокращается на 592 человека.

Средний коэффициент роста:                    = = 0,8750


Средний коэффициент роста характеризует  тенденцию сокращения естественной убыли населения, т.к. его величина меньше единицы.


Средний темп роста:                         = 0,8750* 100% = 87,50%.

Средний  темп роста показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень естественной убыли составляет 87,50% к предыдущему.

Средний темп прироста:                     =87,50% -100% =-12,5%.


Средний темп прироста показывает, что в среднем ежегодно естественная убыль населения сократилась на -12,5%.

Исходя из рассчитанных средних  показателей ряда динамики естественного прироста (убыли) населения, можно сделать вывод, в среднем естественный убыль населения имеет тенденцию к сокращению, что является положительным моментом для демографической ситуации Амурской области.

Расчет индивидуальных показателей ряда динамики потребления мяса и мясопродуктов на душу населения Амурской области представлен в таблице 5.

Таблица 5

Динамика потребления  мяса и мясопродуктов

 

Мяса и мясопродуктов, кг

Абсолютный прирост, кг

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, кг

Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп.

2000

36

-

-

-

-

-

-

-

2001

40

4

4

111,11

111,11

11,11

11,11

0,36

2002

42

6

2

116,67

105,00

16,67

5,00

0,4

2003

45

9

3

125,00

107,14

25,00

7,14

0,42

2004

47

11

2

130,56

104,44

30,56

4,44

0,45

2005

48

12

1

133,33

102,13

33,33

2,13

0,47

2006

50

14

2

138,89

104,17

38,89

4,17

0,48

2007

54

18

4

150,00

108,00

50,00

8,00

0,5

2008

54

18

0

150,00

100,00

50,00

0

0

Итого

416

-

18

-

-

-

-

-


 

Из таблицы 5 видно, что наибольшее потребление мясо и мясопродуктов было в 2007г. и 2008 г., а наименьшая в 2000г. В целом за изучаемый период потребление мяса и мясопродуктов возросло на 18 кг. или в 1,5 раза.

Для обобщения индивидуальных показателей ряда динамики потребления мяса и мясопродуктов на душу населения рассчитаем средние показатели ряда динамики.

Средний уровень определяется: У=SУ/ n=416/9=46,22 кг.

Средний уровень ряда динамики показывает, что ежегодно в среднем потребление  мяса и мясопродуктов составила 46,22 кг.


Средний абсолютный прирост: =  54-36 / 9-1 = 2,25 кг.

Средний абсолютный прирост показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень потребления мяса и мясопродуктов увеличилась на 2, 25 кг.


Средний коэффициент роста:= = 1,0520

Средний коэффициент роста характеризует  тенденцию роста потребления мясо и мясопродуктов, т.к. его величина больше единицы.


Средний темп роста:                         = 1,0520* 100% = 105,20%. Средний темп роста показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень потребления мясо и мясопродуктов составляет 105,20%к предыдущему.

Средний темп прироста:=105,20%-100% = 5,20% . Средний темп прироста показывает, что в среднем ежегодно потребление мяса и мясопродуктов увеличилась на 5,20%.


Исходя из рассчитанных средних  показателей ряда динамики потребление  мяса и мясопродуктов на душу населения, можно сделать вывод, потребление  мяса и мясопродуктов имеет тенденцию  к росту рациональному нормативу  в питании, что является положительным  моментом.

Расчет индивидуальных показателей ряда динамики покупательной  способности доходов населения Амурской области представлен в таблице 6. Так как расчет индивидуальных показателей покупательной способности нельзя определить в целом по группе товаров или услуг, то рассчитаем индивидуальный показатель покупательной способности конкретного товара, например молока.

Таблица 6

Динамика покупательной  способности молока

 

Молоко, литров

Абсолютный прирост, л.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, литров

Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп.

2000

227

-

-

-

-

-

-

-

2001

246

19

19

108,37

108,37

8,37

8,37

2,27

2002

257

30

11

113,22

104,47

13,22

4,47

2,46

2003

289

62

32

127,31

112,45

27,31

12,45

2,57

2004

278

51

-11

122,47

96,19

22,47

-3,81

2,89

2005

301

74

23

132,60

108,27

32,60

8,27

2,78

2006

309

82

8

136,12

102,66

36,12

2,66

3,01

2007

376

149

68

165,64

121,68

65,64

21,68

3,14

2008

388

161

12

170,93

103,19

70,93

3,19

3,76

2009

397

170

9

174,89

102,32

74,89

2,32

3,88

Итого

3068

-

171

-

-

-

-

-


 

Из таблицы 6 видно, что наибольшая покупательная способность молока было в 2008г. и 2009 г., а наименьшая в 2000г. В целом за изучаемый период покупательная способность возросла на 171 литров или в 1,75 раза или на 74,89%.

Для обобщения индивидуальных показателей ряда динамики покупательной способности молока рассчитаем средние показатели ряда динамики.

Средний уровень определяется по формуле (25),т.к. представленный ряд динамики является интервальным: У=SУ/ n=3068/10=306,8 л.

Средний уровень ряда динамики показывает, что ежегодно в среднем  покупательная способность составила 306,8 литров.

Средний абсолютный прирост = 397-227 / 10-1 = 18,89 литров.

Средний абсолютный прирост  показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень покупательной способности увеличился на 18,89 литров.

Средний коэффициент роста  = =1,0641

Средний коэффициент роста характеризует  тенденцию роста покупательной способности молока, т.к. его величина больше единицы.


Средний темп роста:                         = 1,0641* 100% = 106,41%. Средний темп роста показывает, что в среднем ежегодно каждый последующий уровень потребления мясо и мясопродуктов составляет 106,41% к предыдущему.

Средний темп прироста:                     =106,41% - 100% = 6,41% . Средний темп прироста показывает, что в среднем ежегодно покупательная способность населения на молоко увеличилась на 6,41%.


Исходя из рассчитанных средних  показателей ряда динамики покупательной способности молока на душу населения, можно сделать вывод, в среднем покупательная способность доходов населения имеет тенденцию к росту, что является положительным моментом.

2.2 Структура расходов и доходов населения

Для того чтобы проанализировать структуру  доходов и расходов населения Амурской области определим структуру доходов и расходов за базисный и отчетный периоды – за базу примем 2008 г., а за отчетный 2009 г.

Расчет  структуры доходов и расходов населения Амурской области приведен в таблицах 7.

Таблица 7

Структура доходов населения Амурской области за 2008-2009 гг.

Виды доходов

Базисный период

Отчетный период

Структура сдвиги

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

Оплата труда

66265,6

53,36

75425,5

57,16

3,8

Социальные выплаты

18803,2

15,14

22619,8

17,14

2,0

Доходы от собственности

2236,9

1,80

5157,1

3,91

2,11

Доходы от предпринимательской деятельности

11425,6

9,20

12382,5

9,39

0,19

Прочие доходы

25459,2

20,50

16365,2

12,40

-8,1

Итого доходов

124190,5

100

131950,1

100

-


 

В базисном периоде наибольшую долю в составе доходов населения занимают доходы от оплаты труда и 53,36 % и прочие доходы 20,50 %, а наименьший удельный вес - доходы от собственности 1,8 % и доходы от предпринимательской деятельности 9,20 %.

В отчетном периоде наибольшую долю в составе  доходов населения  занимают доходы от оплаты труда и 57,16 % и социальные выплаты 17,14 %, а наименьший удельный вес - доходы от собственности 3,91 % и доходы от предпринимательской деятельности 9,39 %.

В отчетном периоде по сравнению с базисным доходы увеличились: на оплата труда на 3,8 %, социальные выплаты на 2 %, доходы от собственности на 2,11 %, доходы от предпринимательской деятельности на 0,19 %, за счет сокращения прочих доходов на 8,1 %.

Структура доходов населения Амурской области за 2008 и 2009 гг. представлена графически в виде секторной диаграммы на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура доходов населения Амурской области за 2008-2009 гг.

Расчет  структуры расходов населения представлен  в таблицах 7.

Таблица 7

Структура расходов населения Амурской области за 2008-2009 гг.

Виды расходов

Базисный период

Отчетный период

Структура сдвиги

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

На  покупку товаров и оплата услуг

74445,3

57,62

82442,8

59,37

1,75

Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах

8186,6

6,34

13703,6

9,87

3,53

Приобретение  недвижимости

2676,9

2,07

982,4

0,71

-1,36

На  оплату обязательных платежей и добровольных взносов

15278,3

11,82

15029,3

10,82

-1

На  покупку валюты

8559,2

6,62

4459,1

3,21

-3,41

Прочие  расходы

20068,9

15,53

22253,1

16,02

0,49

Итого расходов

129215,2

100

138870,3

100

-


 

В базисном периоде наибольшую долю в составе расходов населения занимают расходы на покупку товаров и оплата услуг 57,62 % и прочие расходы 15,53 %, а наименьший удельный вес - расходы на приобретение недвижимости 2,07 % и расходы на покупку валюты 6,62 %.

В отчетном периоде наибольшую долю в составе расходов населения  занимают расходы на покупку товаров и оплата услуг 59,37 % и прочие расходы  16,02 %, а наименьший удельный вес - расходы на приобретение недвижимости 0,19 % и расходы на покупку валюты 3,21 %.

В отчетном периоде по сравнению с базисным расходы увеличились: на покупку товаров и оплату услуг на 1,75 процентных пунктов, сбережения во вкладах и ценных бумагах на 3, 53 процентных пункта, прочие расходы на 0,49 процентных пунктов, за счет сокращения расходов приобретение недвижимости на 1,36 процентных пунктов, на оплату обязательных платежей и добровольных взносов на 1 процентных пунктов, на покупку валюты 3,46 процентных пунктов.

Структура расходов населения Амурской области  за 2008 и 2009 гг. представлена графически в виде секторной диаграммы на рисунке3.

Рисунок 3 – Структура расходов населения Амурской области за 2008 и 2009 гг.

2.3 Индексный анализ влияния факторов на объем потребления основных товаров населением

С помощью  индексного анализа рассчитаем изменение цен на потребительские товары и индекс покупательной способности доходов населения Амурской области.

Изменение цен на различные виды потребительских  товаров и услуг можно рассчитать с помощью индивидуальных индексов цен по формуле (4).

,

(4)


где   - индивидуальных индексов цен;

- цена отчетного периода;

 - цена базисного периода.

Изменение цен в целом по группам и  в общем по всем видам товаров  и услуг можно рассчитать с  помощью общего индекса цен по формуле (5)

,

(5)


где   Ip – общий индекс цен;

q1- количество товаров отчетного периода;

- цена отчетного  периода;

- цена базисного  периода.

Изменение покупательной способности доходов  рассчитывается с помощью индекса покупательной способности по формуле (6).

Iпокупат.способ. = ,

(6)

Информация о работе Статистическое изучение уровня жизни населения города Благовещенска