Статистическое изучение дошкольного образования в Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:35, реферат

Краткое описание

Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.
Цель работы – анализирование дошкольного образования и прогнозирование количества дошкольных образовательных учреждений и численности детей на 3 года.

Оглавление

Введение 3
Глава I. Система показателей дошкольного образования и методика их подсчета 4
1.1. Система относительных и абсолютных показателей дошкольного образования 4
1.2. Аналитические показатели рядов динамики дошкольного образования 5
1.3.Аналитическое выравнивание как прием обработки рядов динамики высшего образования 6
Глава II. Анализ развития дошкольного образования на примере Самарской области 8
2.1. Относительная величина динамики дошкольного образования 9
2.2. Относительная величина структуры дошкольного образования 9
2.3. Абсолютный прирост дошкольного образования 10
2.4. Темп роста дошкольного образования 11
2.5. Темпы прироста дошкольного образования 12
2.6. Аналитическое выравнивание и прогноз 13
Заключение: 15
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГОБУ ВПО  «Самарский государственный экономический  университет»

Кафедра «Статистики» 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине: «Статистика»

на тему: «Статистическое изучение дошкольного  образования в Самарской области» 
 

Выполнила:

студентка 4 курса

ИСУ

специальности: СЭО (бак)

Суслова И.А. 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Юльская Г.В.

Работа защищена

«__» __________2011г.

«_____» ____________

   (оценка)            (подпись) 
 

Самара 2011

 

Оглавление

 

Введение

     Дошкольное  образование – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 8 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен – перед ним могут ставится различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты. Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

     Цель  работы – анализирование дошкольного  образования и прогнозирование  количества дошкольных образовательных  учреждений и численности детей  на 3 года.

     Объект  исследования -  система образования  России.

     Предмет исследования – дошкольное образование в Самарской области.

     В соответствии с целью необходимо выполнить следующие задачи:

     1) проанализировать систему абсолютных  и относительных показателей  дошкольного образования в Самарской  области;

     2) проанализировать систему аналитических показателей дошкольного образования в Самарской области;

     3) осуществить аналитическое выравнивание  по количеству ДОУ и численности  детей в ДОУ в Самарской  области и сделать прогноз  на 3 года.

     Данная  работа состоит из 2 глав. В первой главе приводится теоретическая часть системы показателей, во второй главе – соответственно практическая часть с расчетами.

     В данной работе для анализа дошкольного  образования в Самарской области  взяты такие показатели:

     1. относительная величина динамики (ОВД);

     2. относительная величина структуры (ОВС);

     3. относительная величина сравнения;

     4. абсолютный темп роста;

     5. темп роста;

     6. темп прироста;

     7. аналитическое выравнивание;

     8. прогнозирование.

 

Глава I. Система показателей дошкольного образования и методика их подсчета

1.1. Система относительных  и абсолютных показателей  дошкольного образования

     Статистика измеряет и выражает явления общественной жизни с помощью количественных категорий — статистических величин. Результаты статистического наблюдения получают, прежде всего, в форме абсолютных величин, которые служат основой для расчета и анализа статистических показателей на следующих этапах статистического исследования.

     Абсолютная  величина — объем или размер изучаемого события или явления, процесса, выраженного в соответствующих единицах измерения в конкретных условиях места и времени. Абсолютная величина характеризует численность совокупности, а также объем признака.

     Наряду  с абсолютными величинами в экономическом анализе и экономической статистике используются также различные относительные величины. Относительные величины представляют собой различные коэффициенты или проценты.

     Относительные статистические величины — это показатели, которые дают числовую меру соотношения двух сопоставляемых между собой величин. Являются производными от абсолютных величин.

     Относительная величина = сравниваемая величина / базис

     Относительная величина (показатель) динамики — представляет собой отношение уровня исследуемого явления или процесса за данный период к уровню этого же процесса или явления в прошлом.

     ОВД = Уровень текущего периода / уровень предыдущего периода

     Относительная величина структуры (показатель структуры)- характеризует удельный вес части совокупности в ее общем объеме. Относительную величину структуры часто называют "удельный вес" или "доля".

     ОВС = показатель, характеризующий часть совокупности/ показатель по всей совокупности в целом

1.2. Аналитические показатели  рядов динамики  дошкольного образования

     Абсолютный  прирост характеризует увеличение (уменьшение) уровня ряда за определенный промежуток времени. Он определяется по формуле:

     1. Абсолютный прирост (цепной):

     2. Абсолютный прирост (базисный):

где уi — уровень сравниваемого периода; 
Уi-1 — уровень предшествующего периода; 
У0 — уровень базисного периода.

     Цепные  и базисные абсолютные приросты связаны между собой таким образом: сумма последовательных цепных абсолютных приростов равна базисному, т. е. общему приросту за весь промежуток времени:

     Абсолютный  прирост может быть положительным  или отрицательным знак. Он показывает, на сколько уровень текущего периода выше (ниже) базисного, и таким образом измеряет абсолютную скорость роста или снижение уровня.

     Темп  роста (Тр) — это показатель интенсивности изменения уровня ряда, который выражается в процентах, а в долях выражается коэффициент роста (Кр). Кр определяется как отношение последующего уровня к предыдущему или к показателю принятому за базу сравнения. Он определяет, во сколько раз увеличился уровень по сравнению с базисным, а в случае уменьшения — какую часть базисного уровня составляет сравниваемый.

     Коэффициент роста может быть рассчитан по формулам:

     Темп  роста будет определяться так:

     Темп  роста всегда положителен. Между  цепным и базисным темпами роста  существует определенная взаимосвязь: произведение цепных коэффициентов  роста равно базисному коэффициенту роста за весь период, а частное  от деления последующего базисного  темпа роста на предыдущий равно цепному темпу роста.

     Темп  прироста (Тпр) показывает относительную величину прироста и показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения. Он может быть как положительным, так и отрицательным или равным нулю, он выражается в процентах и долях (коэффициенты прироста); рассчитывается как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню, принятому за базу:

 

1.3.Аналитическое  выравнивание как  прием обработки  рядов динамики  высшего образования

     Важнейшим способом количественного выражения  общей тенденции изменения уровней  динамического ряда является аналитическое выравнивание ряда динамики, которое позволяет получить описание плавной линии развития ряда. При этом эмпирические уровни заменяются уровнями, которые рассчитываются на основе определенной кривой, где уравнение рассматривается как функция времени. Вид уравнения зависит от конкретного характера динамики развития. Его можно определить как теоретически, так и практически. Теоретический анализ основывается на рассчитанных показателях динамики. Практический анализ - на исследовании линейной диаграммы.

     Задачей аналитического выравнивания является определение не только общей тенденции развития явления, но и некоторых недостающих значений как внутри периода, так и за его пределами.

     Если  развитие явления происходит поступательно  и наиболее равномерно, то расчет осуществляется по уравнению прямой линии:

     

      а0 – параметр, соответствующий начальной  точке отсчета;

      а1 – характеризует скорость изменения;

      t – фактор времени;

      Нахождение  а0 и а1 осуществляется путем решения  системы уравнения:

     {

n – число уровней ряда динамики.

Если  обозначить периоды времени таким  образом, чтобы их сумма была равна 0, то система упрощается:

 { , следовательно, и .

Глава II. Анализ развития дошкольного образования на примере Самарской области

      На  основе следующих данных произведем расчеты выше перечисленных показателей:

Таблица 1. Основные показатели дошкольного образования в Самарской области 

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число дошкольных образовательных учреждений, единиц 941 866 814 736 711 696 678 670 660 650 641
в городах  и поселках городского типа 599 572 556 529 522 518 517 516 511 510 508
в сельской местности 342 294 258 207 189 178 161 154 149 140 133
Численность детей в дошкольных образовательных  учреждениях, тыс. человек 102,4 99,9 99,3 99,6 100,8 102,5 106,5 110,4 113,3 113,7 114,7
в городах  и поселках городского типа 83,9 81,5 81,3 81,9 82,6 84,5 88,1 91,8 93,6 93,0 93,2
в сельской местности 18,5 18,4 18,0 17,7 18,1 18,0 18,4 18,6 19,7 20,7 21,5
Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек   
 
82
 
 
82
 
 
84
 
 
96
 
 
99
 
 
100
 
 
97
 
 
105
 
 
104
 
 
111
 
 
112

Информация о работе Статистическое изучение дошкольного образования в Самарской области