Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:54, реферат
Целью данной работы является оценка деятельности грузового транспорта общего пользования, исследование и характеристика данных показателей по транспорту (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренний водный и воздушный), их изменение в зависимости от данных периодов (с 2006 по 2010), изучение статистических показателей. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
сделать расчеты аналитических показателей деятельности грузового транспорта общего пользования с помощью методов общей теории статистики;
Введение 3
Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики 4
1.1 Статистика транспорта и характеристика исследуемых показаний 4
1.2 Методы расчета статистических показателей 9
Глава 2. Статистический анализ деятельности грузового транспорта общего пользования 13
2.1 Анализ перевозок груза транспорта общего пользования. 13
2.2 Анализ грузооборота транспорта общего пользования 23
Заключение 29
Список литературы 31
Прослеживается сходство в динамике темпов роста перевозок груза воздушного и внутреннего водного транспорта. К 2008 году наблюдался спад темпа роста грузоперевозок по этим двум видам транспорта, однако в отличие от внутреннего водного грузоперевозки по воздушному транспорту имеют тенденцию снижения к 2010 году. Очень хорошо видна тенденция роста грузоперевозок морского транспорта, к 2010 году резко подскочило их число, и прирост по этому виду транспорта составил 12% (3 миллиона тонн). Темп роста перевозок груза трубопроводного и железнодорожного транспорта, как видно на графике, снижается. Грузоперевозки автомобильного же транспорта относительно устойчивы в своем темпе роста.
Грузовые перевозки также осуществляются по международным путям сообщения. В таблице 6 представлены данные по перевозкам груза отдельными видами транспорта общего пользования, а также рассчитано среднее количество перевезенного за 5 лет груза.
Таблица 6
Перевозки
груза в международном
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
В среднем за 5 лет | |
Автомобильный – всего, в том числе: |
1,14 |
0,96 |
1,82 |
3,56 |
1,75 |
1,846 |
экспорт |
0,43 |
0,30 |
1,02 |
0,41 |
0,54 |
0,54 |
импорт |
0,69 |
0,64 |
0,76 |
3,11 |
1,17 |
1,274 |
транзит |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,06 |
на территории иностранных государств |
0,00 |
0,02 |
0,04 |
0,04 |
0,02 |
0,024 |
Морской – всего в том числе: |
17,7 |
11,5 |
12,4 |
10,7 |
20,3 |
14,52 |
экспорт |
10,5 |
7,9 |
9,1 |
7,7 |
12,9 |
9,62 |
импорт |
1,1 |
1,0 |
0,7 |
0,4 |
2,1 |
1,06 |
между иностранными портами |
6,1 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
5,3 |
3,84 |
Внутренний водный – всего, в том числе: |
29,9 |
31,9 |
29,3 |
21,0 |
21,8 |
26,78 |
экспорт |
22,5 |
22,9 |
21,3 |
15,2 |
15,3 |
19,44 |
импорт |
0,9 |
1,4 |
1,4 |
1,1 |
1,4 |
1,24 |
между иностранными пунктами |
6,3 |
7,4 |
6,5 |
4,6 |
4,8 |
5,92 |
транзит |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
0,05 |
0,4 |
0,21 |
Воздушный |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
Наибольшее число перевозок груза всего было зафиксировано по внутреннему водному транспорту в 2007 году и составило 31,9 миллионов тонн, также наибольшее число грузоперевозок в экспорте было зафиксировано в этом же виде транспорта за 2007 год – 22,9 миллионов тонн. Наименьшее число грузоперевозок всего отмечается по воздушному транспорту в 2006 году – 0,3 миллионов тонн. Также можно заметить, что перевозки груза транзитом вообще не осуществлялись автомобильным транспортом в период с 2007 по 2009 год, и за весь период были на втором месте (0,06 миллионов тонн) по числу самых наименьших грузоперевозок после внутреннего водного (0,21 миллионов тонн). Среднее значение за 5 лет было рассчитано по средней арифметической простой, так как ряд интервальный.
По имеющимся данным таблицы 6 можно рассчитать долю каждого транспорта в общем количестве грузоперевозок по международным путям сообщения. Эти данные представлены ниже в таблице 7.
Таблица 7
Структура грузоперевозок по отдельным видам транспорта общего пользования в международном сообщении, в %
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
В среднем за 5 лет | |
Транспорт – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе по видам: |
||||||
автомобильный |
2,32 |
2,14 |
4,14 |
9,98 |
3,95 |
4,24 |
морской |
36,97 |
25,69 |
28,23 |
30,01 |
45,77 |
33,34 |
внутренний водный |
60,97 |
71,27 |
66,71 |
58,89 |
49,15 |
61,50 |
воздушный |
0,61 |
0,89 |
0,91 |
1,12 |
1,13 |
0,92 |
По данным таблицы 7 видно, что наибольший удельный вес в общем количестве грузоперевозок по видам транспорта общего пользования в международном сообщении занимает внутренний водных транспорт. В 2007 году его доля была самой большой и составила 71,27%. Наименьший удельный вес по грузоперевозкам отводится воздушному транспорту, в 2006 году его доля была меньше всех остальных видов транспорта и составляла 0,61%.
Среднегодовую
структуру перевозок груза по
отдельным видам транспорта в
международном сообщении
Рис.2
Для того чтобы проследить динамику грузоперевозок в международном сообщении по видам транспорта можно постоить диаграмму по данным таблицы 7, взяв только общие данные по каждому виду транспорта.
По данным таблицы 7, диаграммы (рис.7) и видно, что преобладающим видом транспорта в грузоперевозках является внутренний водный. Число его грузоперевозок сначала возрастает от 2006 года к 2007, но затем значительно снижается к 2009 году, после чего же опять идет на повышение. Не смотря на это, внутренний водный транспорт не уступает ни одному из других видов транспорта. Морской транспорт по числу грузоперевозок стоит на втором месте. На графике прослеживается нестабильный характер грузоперевозок по этому виду транспорта. Но в целом число его грузоперевозок к 2010 году возрастает, догоняя число перевозок груза внутреннего водного транспорта. Число грузоперевозок по воздушному транспорту относительно стабильно и возрастает в период с 2006 по 2010 год, что не скажешь об автомобильном транспорте. Число его грузоперевозок до 2009 года возрастало, а после к 2010 году резко снизилось.
Для того чтобы выявить как изменился уровень ряда за определенный изучаемый период и относительную скорость изменения ряда рассчитаем абсолютный прирост и темп роста и прироста грузоперевозок в международном сообщении по видам транспорта.
Таблица 8
Абсолютные приросты перевозок грузов по отдельным видам транспортав междунродном сообщении, в миллионах тонн (на цепной основе)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Среднегодовой | |
Автомобильный |
84,21 |
189,58 |
195,60 |
49,16 |
111,31 |
Морской |
64,97 |
107,83 |
86,29 |
189,72 |
103,49 |
Внутренний водный |
106,69 |
91,85 |
71,67 |
103,81 |
92,41 |
Воздушный |
133,33 |
100 |
100 |
125 |
113,62 |
Таблица 9
Темпы роста перевозок груза по отдельным видам транспорта в международном сообщении, в % (на цепной основе)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Среднегодовой | |
Автомобильный |
-15,79 |
89,58 |
95,60 |
-50,84 |
11,31 |
Морской |
-35,03 |
7,83 |
-13,71 |
89,72 |
3,49 |
Внутренний водный |
6,69 |
-8,15 |
-28,33 |
3,81 |
-7,60 |
Воздушный |
33,33 |
0 |
0 |
25 |
13,62 |
Таблица 10
Темпы прироста перевозок груза по отдельным видам транспорта в международном сообщении, в % (на цепной основе)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
За весь период |
Средний абсолютный прирост | |
Автомобильный |
-0,18 |
0,86 |
1,74 |
-1,81 |
0,61 |
0,15 |
Морской |
-0,62 |
0,9 |
-1,7 |
9,6 |
2,6 |
0,65 |
Внутренний водный |
2,0 |
-2,6 |
-8,3 |
0,8 |
-8,1 |
-2,03 |
Воздушный |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,2 |
0,05 |
Положительный среднегодовой темп прироста перевозок груза просматривается по всем видам транспорта за исключением внутреннего водного. К 2009 году был зафиксирован значительный спад по грузоперевозкам этого вида транспорта (понижение на 28,33% - 8,3 миллионов тонн). Самое максимальное значение темпа прироста наблюдается по грузоперевозкам автомобильным транспортом в 2009 году 95,6% (1,74 миллионов тонн). А самое минимальное по грузоперевозкам морским транспортом в 2007 году (понижение на 35,03%). Что касается воздушного транспорта, то видно, что темп его прироста в период с 2008 по 2009 год остался неизменным, а в 2007 и 2010 имеет тенденцию к повышению числа грузоперевозок.
Наблюдается некоторое сходство в динамике грузоперевозок по международным путям сообщения внутреннего водного, морского и воздушного транспорта. В период с 2009 по 2010 год наблюдается положительная тенденция темпа роста грузоперевозок по этим видам транспорта. Что однако нельзя сказать по автомобильному транспорту. Его тенденция темпа роста оказалась отрицательной.
Вторым из основных показателей работы грузового транспорта является грузооборот. В таблице 11 представлены интервальные ряды динамики грузооборота по видам транспорта общего пользования. Также рассчитано среднее значение грузооборота за 5 лет с помощью средней арифметической простой.
Таблица 11
Грузооборот по видам транспорта общего пользования (миллиардов тонно-километров)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
В среднем за 5 лет | |
Транспорт – всего |
4284 |
4558 |
4676 |
4801 |
4915 |
4646,8 |
В том числе по видам: |
||||||
Железнодорожный |
1669 |
1802 |
1858 |
1951 |
2090 |
1874 |
Автомобильный |
173 |
182 |
194 |
199 |
206 |
190,8 |
Трубопроводный |
2273 |
2413 |
2474 |
2499 |
2465 |
2424,8 |
Морской |
85 |
66 |
60 |
62 |
65 |
67,6 |
Внутренний водный |
81 |
92 |
87 |
87 |
86 |
86,6 |
Воздушный |
2,7 |
3,0 |
2,8 |
2,9 |
3,4 |
2,96 |
По данным таблицы 11 видно, что максимальный грузооборот был зафиксирован в 2009 году по трубопроводному транспорту и составил 2499 миллиардов тонно-километров. А самый минимальный грузооборот – по воздушному транспорту в 2006 году, численное значение которого равно 2,7 тонно-километров.
Чтобы узнать долю каждого транспорта в общем количестве грузооборота рассчитаем относительный показатель структуры. Данные по структуре отражает таблица 12
Таблица 12
Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования, в %
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
В среднем за 5 лет | |
Транспорт – всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе по видам: |
||||||
Железнодорожный |
38,96 |
39,53 |
39,73 |
40,64 |
42,52 |
40,33 |
Автомобильный |
4,04 |
3,99 |
4,15 |
4,14 |
4,19 |
4,11 |
Трубопроводный |
53,06 |
52,94 |
52,91 |
52,05 |
50,15 |
52,18 |
Морской |
1,98 |
1,45 |
1,28 |
1,29 |
1,32 |
1,45 |
Внутренний водный |
1,89 |
2,02 |
1,86 |
1,81 |
1,75 |
1,86 |
Воздушный |
0,06 |
0,07 |
0,06 |
0,06 |
0,07 |
0,06 |
По имеющимся данным таблицы 11 можно утверждать, что наибольшую долю по грузообороту имеет трубопроводный транспорт. В 2007 она была самая высокая и составляла 52,94% от общего грузооборота. Наименьшую долю имеет воздушный транспорт. Самой низкой она была в 2006, 2008 и в 2009 годах – 0,06%. Второе и третье место занимают железнодорожный (максимальное значение в 2010 году – 42,52%) и автомобильный транспорт (2010 год – 4,19%) соответственно. В 2006 году доля морского транспорта по грузообороту была выше, чем по внутреннему водному. Однако в 2007 году ситуация изменилась, и доля внутреннего водного транспорта стала выше, чем доля морского. Такое положение доли внутреннего водного транспорта по грузообороту сохранилось до 2010 года.
Динамика грузоперевозок отличается от графика динамики грузооборота. Здесь на первое место выходит трубопроводный транспорт. Это обуславливается тем, что например такие грузы как газ, нефть транспортируются в основном по трубопроводам, так как это удобней и дешевле. Второе место по грузообороту занимает железнодорожный транспорт, а затем уже идут и все остальные виды транспорта. На самом последнем месте по грузообороту стоит воздушный транспорт, так же как и в динамике грузоперевозок. На графике хорошо просматривается увеличение грузооборота по железнодорожному транспорту, и уменьшение с 2009 года грузооборота по трубопроводному транспорту. Грузооборот по оставшимся видам транспорта относительно стабилен, увеличения и уменьшения грузооборота не очень велики.
Информация о работе Статистический анализ в транспортной сфере