Статистический анализ в транспортной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:54, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является оценка деятельности грузового транспорта общего пользования, исследование и характеристика данных показателей по транспорту (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, морской, внутренний водный и воздушный), их изменение в зависимости от данных периодов (с 2006 по 2010), изучение статистических показателей. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
сделать расчеты аналитических показателей деятельности грузового транспорта общего пользования с помощью методов общей теории статистики;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Статистика транспорта и теоретические основы методов, используемых для его статистической характеристики 4
1.1 Статистика транспорта и характеристика исследуемых показаний 4
1.2 Методы расчета статистических показателей 9
Глава 2. Статистический анализ деятельности грузового транспорта общего пользования 13
2.1 Анализ перевозок груза транспорта общего пользования. 13
2.2 Анализ грузооборота транспорта общего пользования 23
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

статистика.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Внутренние  водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический  учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом  грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.

1.2 Методы расчета статистических  показателей

статистический  анализ грузовая перевозка

Все расчеты  заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая  группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.

Методы для  расчета:

  • Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);
  • Графическое построение (графики и диаграммы).

Абсолютные  показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

 

Цепной - у =    yi – yi-1.


 

Такие абсолютные показатели так же называют скоростью  роста. Цепные показатели характеризуют  интенсивность изменения уровня от одного периода к другому в  пределах того промежутка времени, который  исследуется.

 

Базисный - y=     yi – y0.


 

Где   у – абсолютный прирост;


yi - фактическое значение показателя;

y0 и yi-1- базисное значение показателя.

За y0 берется первый по времени показатель, а за yi-1 – предыдущий по времени показатель.

На основе абсолютных показателей исчисляют относительные показатели.

Относительные показатели.

Они характеризуют  изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные  величины динамики называют темпами  роста и прироста.

Темп  роста находится по формуле:

 

 

y1

Тр =   · 100%.


y0

 

Темп  прироста находится по формуле:

 

Тпр = Тр – 100%.

 

Общая формула:

y1

Тпр =   · 100% - 100%, Тпр = Тр-100%.


y0

Если за y0 берется предыдущий по времени показатель (переменная база сравнения), то темп роста называется цепным.

Если за y0 берется первый по времени показатель (постоянная база сравнения), то темп роста называется базисным.

Относительные показатели структуры характеризуют состав изучаемой совокупности, доли, удельные веса в общем итоге.

Удельный  вес частей совокупности находится по формуле:

yi

d = • 100%

n

 

Где:

d – удельный вес;

yi – значение i-того (от 1 до n) показателя;

n – всего показателей совокупности.

Средние показатели.

Средняя является обобщающей характеристикой совокупности единиц по качественно однородному  признаку.

В статистике применяются различные виды средних: арифметическая, квадратичная, геометрическая и структурные средние: мода, медиана. Кроме моды и медианы, средние исчисляются в двух формах: простой и взвешенной. Выбор формы средней зависит от исходных данных и содержания определяемого показателя.

Средняя арифметическая простая применяется в случаях, когда варианты представлены индивидуально в виде их перечня в любом порядке или ранжированного ряда.

Среднегодовой темп роста исчисляется по формуле средней геометрической из цепных коэффициентов роста:

 

n

Тр =      Т1 •  Т2 • … • Тn


 

Где:

Тр – средний  темп роста;

Тn – цепные темпы роста;

n – число коэффициентов.

Или по формуле:

где У — абсолютные уровни ряда динамики, а n — число  лет (уровней ряда динамики) в изучаемом  отрезке времени (без базисного).

 

Глава 2. Статистический анализ деятельности грузового транспорта общего пользования

2.1 Анализ перевозок  груза транспорта общего пользования.

 

Одним из основных показателей работы грузового транспорта является количество перевезенного груза. В таблице 1 представлены интервальные ряды динамики перевозок груза по видам транспорта общего пользования. Также рассчитано среднее количество перевезенного за 5 лет груза.

 

Таблица 1

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (миллионов тонн)

 

2006

2007

2008

2009

2010

В среднем за 5 лет

Транспорт – всего

8768

8978

9167

9300

9450

9132,6

В том  числе по видам:

           

железнодорожный

1161

1221

1273

1312

1345

1262,4

автомобильный

6468

6568

6685

6753

6861

6667

трубопроводный

976

1024

1048

1070

1062

1036

морской

36

29

26

25

28

28,8

внутренний  водный

126

135

134

139

153

137,4

воздушный

0,8

0,9

0,8

0,9

1,0

0,88


 

Наибольшее  число перевозок груза наблюдалось  на автомобильном транспорте в 2010 году (6861миллионов тонн), наименьшее –  на воздушном транспорте в 2006 и 2008 годах (0,8 миллионов тонн). Среднее значение за 5 лет рассчитано с помощью средней арифметической простой, так как ряд интервальный.

По имеющимся  данным можно рассчитать долю каждого  транспорта в общем количестве грузоперевозок. Для этого рассчитаем относительный показатель структуры.

Данные по структуре  грузоперевозок представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Структура грузоперевозок по видам транспорта общего пользования, в %

 

2006

2007

2008

2009

2010

В среднем за 5 лет

Транспорт – всего

100

100

100

100

100

100

В том  числе по видам:

           

железнодорожный

13,24

13,60

13,87

14,12

14,23

13,82

автомобильный

73,77

73,16

72,93

72,61

72,60

73,0

трубопроводный

11,13

11,41

11,43

11,51

11,24

11,34

морской

0,41

0,32

0,28

0,27

0,30

0,34

внутренний водный

1,44

1,51

1,46

1,49

1,62

1,50

воздушный

0,009

0,01

0,008

0,0097

0,01

0,0096


 

По данным таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес  по перевозкам груза занимает автомобильный  транспорт. В 2006 году его доля была самой  большой и составляла 72,77%. Наименьший удельный вес отводится воздушному транспорту – 2008 год – 0,008 %.

Среднегодовую структуру грузовых перевозок отражает диаграмма (рис. 1).

Данные таблицы 1 можно представить в виде графика, по которому можно проследить динамику грузоперевозок транспорта.

Преобладающим видом транспорта по грузоперевозкам является автомобильный транспорт, и число его грузоперевозок растет от 2006 к 2010 году. За ним идет железнодорожный, трубопроводный, внутренний водный и только затем морской и воздушный. На графике видно что, все остальные виды транспорта значительно уступают автомобильному и между собой не превосходят друг друга. Меньше всего перевозок осуществляет воздушный транспорт.

 

 

Рис.1

 

Просматривается изменение перевозок груза по тем видам транспорта, которые имеют относительно низкие показатели, это такие как воздушный и морской транспорт. Поэтому уместно отразить грузоперевозки этих видов транспорта на отдельных графиках.

С 2006 по 2009 год наблюдался спад грузоперевозок морским транспортом. К 2010 году число грузоперевозок возросло практически до уровня 2007 года и составило 28 миллионов тонн.

Динамика грузоперевозок воздушным транспортом имеет скачкообразный характер и с 2008 по 2010 год наблюдается рост числа грузоперевозок.

Прослеживается рост числа грузоперевозок внутренним водным транспортом с 2006 по 2010 год. Лишь в 2008 году наблюдалось незначительное снижение.

Для более подробного изучения динамики грузоперевозок по видам транспорта рассчитаем показатель изменения рядов динамики.

Для того чтобы  выяснить как изменился уровень  ряда за определенный изучаемый период времени (повысился или понизился), рассчитаем такой абсолютный показатель как абсолютный прирост.

В таблице 3 представлены абсолютные приросты перевозок груза  по видам транспорта на цепной основе.

 

Таблица 3

Абсолютные  приросты перевозок грузов по видам  транспорта, в миллионах тонн (на цепной основе)

 

2007

2008

2009

2010

За весь период

Средний абсолютный прирост

Транспорт – всего

210

189

133

150

682

170,5

В том  числе по видам:

           

железнодорожный

60

52

39

33

184

46

автомобильный

100

117

68

108

393

98,25

трубопроводный

48

24

22

-8

86

21,5

морской

-7

-3

-1

3

-8

-2

внутренний  водный

9

-1

5

14

27

6,75

воздушный

0,1

-0,1

0,1

0,1

0,2

0,05


 

Для выявления  относительной скорости изменения ряда рассчитывается темп роста ряда динамики.В таблице 4 представлены темпы роста грузоперевозок по видам транспорта.

 

Таблица 4

Темпы роста грузоперевозок по видам транспорта, в % (на цепной основе)

 

2007

2008

2009

2010

Среднегодовой

Транспорт – всего

102,40

102,11

101,45

101,61

101,89

В том  числе по видам:

         

железнодорожный

105,17

104,26

103,06

102,52

103,75

автомобильный

101,55

101,78

101,02

101,60

101,49

трубопроводный

104,92

102,34

102,10

99,25

102,13

морской

80,56

89,66

96,15

112,0

93,91

внутренний  водный

107,14

99,26

103,73

110,07

104,97

воздушный

112,5

88,89

112,5

111,11

105,74


 

Данные по темпу  прироста представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

Темпы прироста грузоперевозок по видам транспорта, в % (на цепной основе)

 

2007

2008

2009

2010

Среднегодовой

Транспорт – всего

2,04

2,11

1,45

1,62

1,89

В том  числе по видам:

         

железнодорожный

5,17

4,26

3,06

2,52

3,75

автомобильный

1,55

1,78

1,02

1,60

1,49

трубопроводный

4,92

2,34

2,10

-0,75

2,13

морской

-19,44

-10,34

-3,85

12

-6,09

внутренний  водный

7,14

-0,74

3,73

10,07

4,97

воздушный

12,5

-11,11

12,5

11,11

5,74


 

Положительный прирост в целом просматривается  по всем видам транспорта за исключением  морского, в нем, даже не смотря на скачок в 2010 году – 12% (3 миллиона тонн), среднегодовой прирост был отрицательный. По железнодорожному, также как и по трубопроводному транспорту наблюдается спад. Прирост грузоперевозок по автомобильному транспорту носит скачкообразный характер, прослеживается положительная тенденция темпа роста в 2010 году по сравнению с 2007 хоть и незначительно, но увеличился. Самое максимальное значение темпа прироста было зафиксировано по воздушному транспорту в 2007 и в 2009 годах и составило 12,5 % . Самое минимально значение темпа прироста наблюдается по грузоперевозкам морского транспорта и составляет снижение на 19,44% (7 миллионов тонн). Тенденция в изменениях по грузоперевозкам внутренним водным транспортом непостоянна, но в целом замечается рост, особенно в 2010 году – 10% (14 миллионов тонн). Темп прироста грузоперевозок воздушным транспортом также носит скачкообразный характер.

Информация о работе Статистический анализ в транспортной сфере