Статистический анализ бюджета и бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система - это организация бюджетных отношений на различных уровнях государственного устройства страны, поэтому все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

Файлы: 1 файл

статистика.docx

— 61.96 Кб (Скачать)

Средства Фонда социального  страхования расходуются на:

- выплату пособий;

- финансирование санаторно-курортного обслуживания населения;

- материальное обеспечение деятельности профсоюзов.

Для обеспечения деятельности фонда создается центральный  аппарат, которому подчиняются региональные подразделения. При фонде организуется правление, а в региональном разрезе  — координационные советы. Руководство  фонда осуществляется председателем, который назначается Правительством РФ.

При анализе деятельности Пенсионного фонда необходимо учитывать  объективную потребность в формировании значительных резервов, с помощью  которых регулируется размер пенсий и пособий и прочих социальных выплат. Пенсионный фонд РФ образован  в 1990 г. как самостоятельное кредитное  учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством государственное  управление пенсионным обеспечением граждан  РФ.

Основной принцип создания любого пенсионного фонда — солидарная поддержка и ответственность  поколений.

Источники формирования Пенсионного  фонда:

- страховые взносы работодателей и работающих;

- ассигнования из республиканского бюджета РФ;

- временное вложение (капитализация) части свободных средств;

- добровольные взносы юридических лиц.

 

 

3 Статистический  анализ формирования и использования  бюджета Российской Федерации

 

3.1 Анализ динамики и  структуры доходной и расходной  частей бюджета

 

Для анализа динамики структуры  доходной и расходной части бюджета  воспользуемся данными:

- Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";

- Федеральным законом от 02 декабря 2009 года № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов";

- Федеральным законом от 02 декабря 2009 года № 309-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

. Динамика основных статистических  показателей федерального бюджета  на 2009-2010 гг. представлена в таблице  3.1.

Таблица3.1 - Динамика основных статистических показателей  федерального бюджета Российской Федерации  на 2009-2010 гг.

Показатель

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г.

Темп прироста, %

Абсолютный прирост

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Прогнозируемого объема валового внутреннего продукта, тыс. руб.

51 475 000 000

43 187 000 000

-8 288 000 000

83,9

-16,1

Уровня инфляции, %

8,5

10

2,5

117,6

17,6

Прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета, тыс. руб.

10 927 137 733

6 950 010 032,5

-397 712 700,5

63,6

-36,4

В том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, тыс. руб.

4 692 509 635

3 194 681 720

-1 497 827 915

68,1

-31,9

Общий объем расходов федерального бюджета в сумме, тыс. рублей

9 024 654 998,3

9 886 920 940,1

862 265 941,8

109,6

9,6

Объем нефтегазового трансферта, тыс. рублей

2 531 125 000

1 943 415 000

-587 710 000

76,8

-23,2

Нормативную величину резервного фонда, тыс. рублей

5 147 500 000

4 318 700 000

-828 800 000

83,9

-16,1

Верхний предел государственного внутреннего долга российской федерации  на 1 января 2010 года/1 января 2011 года, тыс. рублей

2 119 739 195,3

3 301 795 464

1 182 056 268,7

115,8

15,8

Верхний предел государственного внешнего долга российской федерации  на 1 января 2010 года, млрд. Евро

27,8

45,2

17,4

162,6

62,6

Профицит(+), дефицит(-) федерального бюджета,тыс. рублей

1 902 482 734,7

-2 936 910 907,6

-4 839 393 642,3

-154,4

-254,4


 

Анализируя представленные данные, мы видим, что прогнозное значение ВВП в 2010 г. снизилось на 16,1% или  в 1,161 раза по отношению к уровню 2009 г. Объем доходов также снижается  на 36,4% или в 1,364 раз, при этом снижение нефтегазовых доходов составило 31,9% или в 1,319 раз  за анализируемый  период.

В то же время общий объем  расходов в отчетном году по сравнению  с базисным увеличился на 9,6% или  в 1,96 раза, а нормативная величина резервного фонда уменьшилась на 16,1% или в 1,161 раз. Повысился и предел государственного внутреннего долга  на 15,8% или в1,158 раз.

В результате бюджет из профицитного перешел в дефицитный, что можно  связать с последствиями мирового финансового кризиса.

Рассмотрим отношение  показателей федерального бюджета  к размеру ВВП в 2009-2010 гг. представлено в следующей таблице.

Таблица3.2 - Отношение  показателей федерального бюджета  Российской Федерации к ВВП в 2009-2010 гг., %

Показатель

2009 г.

2010 г.

Абсолютный прирост

1

2

3

4

Прогнозируемого объема валового внутреннего продукта, тыс. руб.

100

100

0

Прогнозируемый общий  объем доходов федерального бюджета, тыс. руб.

21,23

16,09

-5,14

В том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, тыс. руб.

9,12

7,4

-1,72

Общий объем расходов федерального бюджета в сумме, тыс. рублей

17,53

22,9

5,37

Объем нефтегазового трансферта, тыс. рублей

4,92

4,5

-0,42

Нормативную величину резервного фонда, тыс. рублей

10

10

0

Верхний предел государственного внутреннего долга российской федерации  на 1 января 2010 года, тыс. рублей

4,12

7,65

3,53

Профицит (+), дефицит (-) федерального бюджета, тыс. рублей

3,7

-6,8

-10,5


 

Объем доходов в ВВП  составляет 21,23% и 16,09%, в 2009 и 2010 гг. соответственно, в отчетном периоде по сравнению  с базисным объем доходов в  ВВП снизился на 5,14% или в 1,514 раза.

Объем расходов бюджета в  ВВП составляет 17,53% и 22,9%, в 2009 и 2010 гг. соответственно, в отчетном периоде  по сравнению с базисным объем  расходов бюджета в ВВП  увеличится на 5,37% или в 1,537 раза.

Доля резервного фонда  в ВВП осталась прежней 10%.

Далее рассмотрим структуру  и динамику бюджета Кемеровской  области в разрезе разделов.

Таблица3.3 - Состав и динамика расходов бюджета Кемеровской  области по разделам в 2009-2010 гг., тыс. рублей

Статья расходов

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г.

Темп прироста, %

Абсолютный прирост

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Всего

73210657,1

65445026,8

-7765630,3

89,4

-10,6

В том числе:

         

Общегосударственные вопросы

3259619,2

3327411,8

67792,8

102,08

2,08

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2861901,7

3196163,4

334261,7

111,68

11,68

Национальная экономика

 

7118401

6083291,3

-1035109,7

85,46

-14,54

Жилищно-коммунальное хозяйство

207393

 

222393

15000

107,23

7,23

Охрана окружающей среды

61325

 

60491

-834

98,64

-1,36

Образование

4004018,1

 

4082751,1

78733

101,97

1,97

Культура, кинематография, средства массовой информации

 

660586

687292

26706

104,04

4,04

Здравоохранение, физическая культура и спорт

6222944,4

5965994,9

-256949,5

95,87

-4,13

Социальная политика

 

3007066,6

 

2962015,7

-45050,9

98,5

-1,5

Межбюджетные трансферты

45807402,1

44337222,6

-1470179,5

96,8

-3,2


Анализируя представленные данные, мы видим, что не все статьи расходов возрастают со временем, какие-то являются более приоритетными и  в условиях финансовой нестабильности им отдают предпочтения.

Структура расходов федерального бюджета по разделам в 2009-2010 гг. представлена в таблице 3.4.

Таблица3.4 - Структура  расходов бюджета Кемеровской области  по разделам в 2009-2010 гг., %

Статья расходов

2009 г.

2010 г.

Абсолютный прирост

1

2

3

4

Всего

100,0

100,0

-

В том числе:

0,0

0,0

0,0

Общегосударственные вопросы

4,45

5,08

0,63

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3,91

4,88

0,97

Национальная экономика

9,72

9,3

-0,42

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,28

0,34

0,14

Охрана окружающей среды

0,08

0,09

0,1

Образование

5,47

6,24

0,77

Культура, кинематография, средства массовой информации

0,9

1,05

0,15

Здравоохранение, физическая культура и спорт

8,5

9,12

0,62

Социальная политика

4,11

4,53

0,42

Межбюджетные трансферты

62,57

64,75

2,18


 

В структуре расходов наибольшую долю занимают межбюджетные трансферты – 62,57%, национальная экономика – 9,72% и общегосударственные вопросы  – 4,45%. Доля остальных меньше 10% (2009 год).

Далее рассмотрим структуру  и динамику бюджета Кемеровской  области в разрезе разделов.

Таблица3.5 - Динамика доходов бюджета Кемеровской  области по разделам в 2009-2010 гг., тыс. рублей

 

 

Статья доходов

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г.

Темп прироста, %

Абсолютный прирост

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Всего

89337000

11539000

-77798000

12,9

-87,1

В том числе:

         

Налог на прибыль организаций

9442000

1464000

-7978000

15,5

-84,5

Налог на доходы физических лиц

25743000

4228000

-21515000

16,4

83,6

Акцизы

3835000

551000

-3284000

14,4

-85,6

Налог на имущество 

11260000

1529000

-9731000

13,6

-86,4

Налоги, сборы регулярные платежи за пользование природными ресурсами

3176000

771000

-2405000

24,3

-75,7

От использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

5877000

1169000

-4708000

19,9

-80,1

Безвозмездные перечисления

30004000

1827000

-28177000

6,1

-93,9


 

Анализируя представленные данные, мы видим, что налог на прибыль  организации в 2010 г. снизилось на 84,5% или в 1,845 раза по отношению к  уровню 2009 г. Также снижаются и  все остальные налоги в отчетном году по сравнению с базисным.

 

Таблица3.6 –  Структура доходов бюджета Кемеровской  области по разделам в 2009-2010 гг., %

Статья доходов

2009 г.

2010 г.

Абсолютный прирост

1

2

3

4

Всего

100,0

100,0

 

В том числе:

     

Налог на прибыль организаций

10,6

12,7

2,1

Налог на доходы физических лиц

25,6

36,6

11

Акцизы

3,8

4,8

1

Налог на имущество 

11,2

13,3

2,1

Налоги, сборы регулярные платежи за пользование природными ресурсами

3,5

6,7

3,2

От использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

5,9

10,1

4,2

Безвозмездные перечисления

29,9

15,8

-14,1

Информация о работе Статистический анализ бюджета и бюджетной системы