Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа
Бюджетная система - это организация бюджетных отношений на различных уровнях государственного устройства страны, поэтому все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.
- территориальному признаку, с помощью которого осуществляется сравнительный анализ развития отдельных регионов и областей страны, их потенциала и мер, которые необходимо принять с целью оптимального выравнивания социально-экономических характерного и синхронного развития всех регионов.
В соответствии с этими критериями классификации и требованиями международной статистики расходы группируются по следующему принципу.
1. Военные расходы:
а) прямые, в которые входят затраты на: производство новейших наступательных (стратегических) вооружений; содержание и обучение личного состава вооруженных сил страны; научные исследования военного характера; участие в содержании международных военных блоков;
б) косвенные, куда включается: часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу; контрибуции и репарации; пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших; военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств.
2. Вмешательство в экономику,
что означает целенаправленное
воздействие государственного
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);
- развитие экономической и социальной инфраструктуры;
- поддержку сельского хозяйства и государственных секторов экономики, которые довольно часто являются неэффективными, но необходимыми для экономики страны (например, угледобывающая промышленность);
- обеспечение занятости в отдельных отраслях и/или регионах. Эти средства направляются на осуществление государственных капитальных вложений, а также на субсидии частным фирмам, особенно в так называемых регионах развития. В целях осуществления структурной перестройки экономики отдельным секторам оказывается выборочная помощь в форме государственных субсидий и/или льготных банковских (централизованных) кредитов с гарантией правительства или денежных властей страны;
- стимулирование экспорта.
3. Содержание государственного
аппарата управления — расходы
на содержание органов
4. Расходы на социальные
цели, т.е. на образование,
5. Предоставление субсидий
и кредитов развивающимся
VI. Расходы.
1. Государственное управление, местное управление.
2. Судебная власть.
3. Международная деятельность.
4. Национальная оборона.
5. Правоохранительная
6. Фундаментальные исследования
и содействие научно-
7. Промышленность, энергетика и строительство.
8. Сельское хозяйство и рыболовство.
9. Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия.
10. Транспорт, дорожное
хозяйство, связь и
11. Развитие рыночной
12. Жилищно-коммунальное хозяйство.
13. Предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций и
14. Образование.
15. Культура, искусство и кинематография.
16. Средства массовой информации.
17. Здравоохранение и физическая культура.
18. Социальная политика.
19. Обслуживание государственного долга.
20. Пополнение государственных запасов и резервов.
21. Финансовая помощь бюджетам других уровней.
22. Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров.
23. Мобилизационная подготовка экономики.
24. Прочие расходы.
31. Целевые бюджетные фонды.
Итого расходов
Сальдо доходной и расходной частей бюджета.
В случае превышения расходов над доходами — дефицит бюджета.
В случае превышения доходов над расходами — профицит бюджета.
В статью 24 «Прочие расходы» входят:
- резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ;
- расходы на проведение выборов и референдумов;
- финансовая помощь субъектам
РФ и отдельным административно-
- государственная поддержка завоза товарно-материальных ценностей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории;
- прочие расходы.
Итог финансовой деятельности государства выражается в соотношении доходной и расходной частей бюджета. В настоящее время даже бюджеты стран с развитой рыночной экономикой являются дефицитными. Принято считать, что если уровень бюджетного дефицита (его соотношение к ВВП) не превышает 3%, то бюджет нормален. В таком случае важным фактором оказывается наличие источников покрытия дефицита. Довольно часто основным источником покрытия становится эмиссия денежных средств денежными властями; косвенным источником служит заимствование денежных средств от денежных властей.
В настоящее время в официальных изданиях денежных властей анализируются в основном следующие виды финансирования государственного бюджета:
- из внутренних источников, к которым относятся кредиты Банка России, государственные краткосрочные обязательства (ГКО и ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), изменение остатков средств на счетах в банках и прочих кредитных организациях (в рублях) и казначейские обязательства;
- из внешних источников, основными из которых являются кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, изменение остатков бюджета на счетах в банках в иностранной валюте.
О масштабах
Статистические данные, отражающие
структуру государственного бюджета,
выполняют и контрольную
Анализ исполнения государственного
бюджета осуществляется путем исчисления
ряда относительных величин
Влияние первого фактора — размера налоговой базы (Hб) — на абсолютный прирост величины налога рассчитывается по формуле
Прирост Hб = (Б1 – Б0) х Со, (16.1)
Абсолютный прирост величины налога, обусловленный вторым фактором — изменением налоговой ставки (Hс), рассчитывается по формуле
Прирост Нс = (С1 – С0) х Б1, (16.2)
где Прирост Hб и Нс — абсолютный прирост величины налога, обусловленный соответственно изменением налоговой базы и налоговой ставки;
Б1 и Б0 — размер налоговой базы в отчетном и базисном периодах;
С1 и С0 — уровень налоговой ставки в отчетном и базисном периодах.
Алгебраическая сумма прироста налогов за счет этих двух факторов отражает общий прирост (снижение) суммы налоговых доходов по конкретному виду налогов.
На базе анализа показателей статистики государственных финансов можно охарактеризовать экономическую деятельность любого сектора экономики или государственного сектора управления. К числу таких показателей относятся:
- доля расходов государственного сектора управления, которая исчисляется как отношение общего объема (размера) госбюджета к ВВП;
- удельный вес налоговых поступлений в ВВП;
- структурные соотношения функциональных долей в общем размере расходов.
Выявление зависимостей между темпами экономического роста и такими показателями, как отношение величины дефицита государственного бюджета к величине ВВП, не позволяет однозначно утверждать, что существует четко выявленная прямая или обратная связь. Например, величина расходов на государственное управление достаточно инерционна. В период экономического спада может заметно увеличиться доля расходов на содержание государственного аппарата в общем объеме ВВП. Но это не означает, что сами масштабы государственных расходов привели к экономическому спаду. В то же время величина административных расходов может быть слишком велика для нестабильной экономики государства.
Статистический анализ реальности
и эффективности
Далее речь пойдет о социально-статистическом анализе внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды —
важное звено общегосударственных
финансов. Они являются формой перераспределения
и использования финансовых ресурсов,
привлекаемых государством для финансирования
некоторых социальных программ и
общественных потребностей. С 1992 г. в
стране созданы следующие внебюджетные
социальные фонды: Пенсионный фонд. Фонд
социального страхования. Государственный
фонд занятости населения. Фонд обязательного
медицинского страхования, Фонд социальной
поддержки населения. К экономическим
внебюджетным фондам относятся дорожные
фонды, фонд воспроизводства минерально-
Направления деятельности внебюджетных фондов можно проанализировать с помощью таких статистических показателей, как:
- удельный вес средств, используемых на финансирование (субсидирование, кредитование) институциональных единиц — резидентов;
- абсолютный и относительный размеры природоохранных и экологических программ;
- социальная поддержка конкретных слоев населения в скорме выплат пенсий, пособий и пр.;
- эффективность субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;
- предоставление займов и ссуд, в том числе партнерам-нерезидентам.
Основными внебюджетными фондами, за счет которых осуществляется поддержка лиц, не участвующих в трудовой деятельности по разным причинам, являются Фонд государственного социального страхования и Пенсионный фонд.
Фонд государственного социального страхования, действующий в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 2000 г., формируется на базе средств предприятий и организаций разных форм собственности, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и является автономным и строго целевым. Главная цель создания фонда — обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования и повышение контроля за правильным и эффективным расходованием средств.
Статистическими показателями, характеризующими абсолютные и относительные размеры фонда и эффективность его использования, служат источники образования фонда и величина страховых взносов.
Основные источники
- обязательные страховые взносы предприятий и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности;
- средства государственного бюджета;
- поступления от продажи путевок в санатории и дома отдыха, реализуемых по линии государственного страхования;
- доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда;
- прочие доходы.
Размер страховых взносов
предприятий и организаций
Информация о работе Статистический анализ бюджета и бюджетной системы