Статистический анализ бюджета и бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетная система - это организация бюджетных отношений на различных уровнях государственного устройства страны, поэтому все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений. За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

Файлы: 1 файл

статистика.docx

— 61.96 Кб (Скачать)

Введение

Бюджетная система - это организация  бюджетных отношений на различных  уровнях государственного устройства страны, поэтому все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны  в рамках межбюджетных отношений. За последние годы на местные бюджеты  были переложены дополнительные расходы  по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена.

Существующая практика, при  которой до 60 % от суммы налогов, собранных  в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный  бюджеты, а собственные расходы  покрываются иногда лишь на 10 % (в  муниципальных образованиях Республики Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях) превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Тем регионам, в которых  среднедушевой доход по бюджету  за предыдущий год ниже, чем в  целом по России, и у которых  собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных  налогов на одного жителя менее 95% от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется  статус региона, особо нуждающегося в поддержке. По этой причине статистический анализ бюджета и бюджетной системы  является важнейшей темой исследования.

ОБЪЕКТ исследования - бюджет и бюджетная система.

ПРЕДМЕТ исследования - особенности  статистического анализа бюджета  и бюджетной системы.

Финансы играют огромную роль, как в структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования  со стороны государства. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной  политики, как на федеральном, так  и на региональном уровне. Как экономический  инструмент хозяйствования, финансы  способны активно влиять на общественное производство. Количественное влияние  характеризуется пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов, качественное - воздействием финансов на материальные интересы участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений. От степени обеспеченности руководящих органов информацией о состоянии всех звеньев финансового механизма в значительной мере зависят результаты управления финансовыми процессами на всех уровнях экономики.

Основная часть информации о финансовом состоянии хозяйствующих  субъектов и регионов России сосредоточена  в органах государственной статистики. В последние годы в связи с  крупными изменениями в экономике, наблюдается усиленный поиск  новых подходов оценки финансового  состояния регионов. За последние  десять лет статистические формы, характеризующие  финансовое состояние субъектов  хозяйствования, изменялись практически  каждый год, пытаясь охватить и оценить  различные стороны их деятельности. Поэтому исследование путей совершенствования  статистической методики финансов в  целом, представляется весьма актуальным.

Целью исследования является статистический анализ бюджета Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить понятие и  сущность бюджета;

- рассмотреть статический  подход к анализу показателей  бюджета;

- провести статический  анализ показателей бюджета Российской  Федерации и Республики Башкортостан.

Объектом исследования являются экономические показатели доходов  и расходов бюджета РФ и РБ.

Предметом исследования выступает  совокупность экономических показателей  доходов и расходов бюджета РФ и РБ.

В работе использованы труды  отечественных и зарубежных ученых в области статистики финансов, посвященные  вопросам применения математико-статистических методов их исследования, анализа  развития финансовой системы.

Информационная база исследования. Информационную базу составили данные статистической отчетности.

 

1. Социально-экономическая  сущность бюджета и бюджетной  системы

В самом широком смысле финансы — это экономические  отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе образования, распределения и перераспределения  национального дохода государства. Задачей статистики государственных  финансов и бюджетной статистики является выработка методов анализа, адекватных современным экономическим  условиям.

Прежде всего необходимо создать современную концепцию  формирования финансовой политики руководящих  финансовых органов страны.

Финансовая политика —  это самостоятельная сфера деятельности государственных органов в области  финансовых отношений. Она представляет собой совокупность обоснованных мероприятий, осуществляемых государственными органами, направленных на мобилизацию, распределение  и использование финансовых ресурсов для выполнения государством его  функций.

Основные задачи финансовой политики:

- обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и/или социального развития;

- сохранение и обеспечение дальнейшего развития сложившихся в государстве общественных отношений.

Основные задачи финансовой политики, а также контроль за их исполнением осуществляются в рамках финансовой системы. Финансовая система  — это формы, методы и источники  образования, распределения, перераспределения  и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Внутри этой системы выделяются основные звенья, которые группируются в зависимости от характера финансовых отношений субъектов:

- государственный бюджет — централизованный фонд денежных средств государства; является главным орудием перераспределения национального дохода;

- местные (региональные) финансы, к которым относятся:

- финансы предприятий (институциональных единиц), принадлежащих муниципалитетам;

- автономные местные фонды;

- местные бюджеты;

В единых (унитарных) государствах местные бюджеты не входят в государственный  бюджет; в федеративных государствах (как в Российской Федерации) местные  бюджеты не включаются в бюджеты  членов Федерации, а последние не входят в государственный федеральный  бюджет. За местными бюджетами закреплены второстепенные, или локальные, налоги, чаще поимущественные. Удельный вес  социальных выплат в местных бюджетах, как правило, больше, чем в государственных  бюджетах. Местные бюджеты в основном дефицитны и получают недостающие  финансовые средства в форме субсидий и кредитов из государственного бюджета, а также путем выпуска местных  займов, гарантированных правительственными и/или денежными властями;

- внебюджетные (специальные) фонды, средства которых расходуются на выплату:

- пенсий по возрасту и инвалидности;

- пенсий по случаю потери кормильца;

- пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

- пособий по безработице;

- государственный кредит — форма кредитных отношений между государством и юридическими и/или физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств. В данном случае говорят о наличии государственного внутреннего долга. В РФ политику в отношении государственного внутреннего долга, его утверждение и контроль за его динамикой осуществляет Федеральное Собрание;

- фонды имущественного и личного страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности.

Порядок формирования федерального бюджета РФ регламентирует основные параметры бюджетов субъектов Федерации, объем доходов при существующем бюджетном и налоговом законодательствах, определение предельных размеров финансовой помощи.

Существуют следующие  формы предоставления финансовой помощи:

- дотация — денежные средства, выделяемые из одного бюджета другому на покрытие текущих расходов при недостаточности собственных денежных средств. Эти средства передаются в порядке бюджетного регулирования;

- субвенция — средства, выделяемые из одного бюджета другому на конкретные целевые расходы. В случае использования не по назначению или неиспользования в установленный срок эти средства подлежат возврату в бюджет, из которого были выданы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Доходные и  расходные статьи бюджета располагаются  в соответствии с бюджетной  классификацией конкретного государства.

Доходы бюджета — это  часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для осуществления его функций.

Бюджетные доходы — понятие  более узкое, чем доходы государства, которые помимо средств бюджета  включают денежные средства всех уровней  власти, ресурсы внебюджетных фондов, а также доходы всего государственного сектора.

Главным источником доходов  бюджета является национальный доход. В случае его недостаточности  для покрытия финансовых нужд государство  привлекает национальное богатство. Основные методы привлечения национального  дохода в бюджет — это специальные  налоги и сборы, которые устанавливаются  исполнительной, а утверждаются законодательной  властью.

В настоящее время разработан проект Федерального закона «О составе  и структуре бюджетной классификации», который способствует сопоставимости бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетной классификации  стран с развитой рыночной экономикой. Необходимо отметить, что в последние  годы осуществляется жесткая финансовая и денежно-кредитная политика государства.

Заложенные в бюджет параметры  характеризуются установлением  предельного размера: государственных  внешних заимствований РФ; государственных (централизованных) кредитов, предоставляемых  РФ иностранным государствам (за исключением  стран — членов СНГ); кредитов, предоставляемых  странам — членам СНГ, и то только в том случае, если на 1 января 2000 г. они выполнили свои обязательства по уплате процентных платежей и/или по погашению основной задолженности по ранее полученным ссудам.

I. Налоговые доходы.

1. Прямые налоги на  прибыль (доходы) предприятий и  организаций по ставкам, установленным  законодательством РФ, на прирост  капитала.

2. Налоги, взимаемые в  зависимости от размера фонда  оплаты труда, в том числе  подоходный налог с физических  лиц.

3. Налог на добавленную  стоимость.

4. Акцизы.

5. Лицензионные и регистрационные  сборы. 

6. Налоги на товары  и услуги.

7. Налоги на имущество.

8. Платежи за пользование  природными ресурсами.

9. Налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции, в том числе ввозные  таможенные пошлины.

10. Специальный налог с  предприятий, учреждений и организаций  для финансовой поддержки важнейших  отраслей экономики.

11. Прочие налоги, сборы  и пошлины.

II. Неналоговые доходы.

1. Доходы от государственной  собственности или от деятельности  субъектов государственного управления.

2. Доходы от продажи  государственного имущества, в  том числе от приватизации.

3. Доходы от реализации  государственных запасов.

4. Доходы от продажи  земли и нематериальных ресурсов.

5. Поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников.

6. Административные платежи.

7. Штрафные санкции.

8. Сборы на специальные  услуги.

9. Доходы от внешнеэкономической  деятельности.

10. Поступления на счета  налоговых органов. 

11. Прочие неналоговые  доходы.

12. Безвозмездные перечисления  от:

- нерезидентов;

- других уровней власти;

- государственных внебюджетных фондов;

- государственных предприятий и учреждений;

- целевых бюджетных фондов.

III. Итого доходов (I + II).

IV. Произведение отчисления  из доходов в:

- централизованный фонд развития налоговой службы;

- фонд социального развития федеральных органов налоговой полиции;

- государственный фонд по борьбе с преступностью.

V. Всего доходов (III - IV).

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций.

Существуют критерии классификации  расходов бюджета по:

- их влиянию на процесс расширенного воспроизводства — расходы подразделяются на текущие и капитальные;

- направлению их использования (например, расходы на финансирование экономики, науки, здравоохранения, обороны);

- ведомственному признаку, с помощью которого можно контролировать изменения в структуре расходов, связанных с происходящими в стране реформами системы управления;

- целевому признаку — расходы классифицируются по конкретным видам и направлениям затрат, и осуществляется анализ эффективности их использования;

Информация о работе Статистический анализ бюджета и бюджетной системы