Статистические методы изучения уровня и качества жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на примере «Домашних хозяйств населения района» провести анализ валового дохода и расхода на продукты питания в среднем на одного члена домохозяйства в год.
Задачи:
Рассмотреть уровень жизни населения;
Рассмотреть системы показателей;
Рассмотреть статистические методы изучения уровня жизни населения;
Рассмотреть данные по домашним хозяйствам населения района;

Оглавление

Введение…………………………………………………………3
1. Теоретические основы статистического метода изучения уровня и качество жизни населения….. 6
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие 6
1.2 Системы показателей 7
1.3 Статистические методы изучения уровня жизни населения 9
2. Практическая часть 20
Задание 1 20
Задание 2 29
Задание 3 38
Задание 4 41
3. Анализ доходов и расходов населения Р.Ф.. Ошибка! Закладка не определена.
3.1. Постановка задачи. 45
3.2. Методика решения задачи 46
3. 3. Технология выполнения компьютерных расчетов 47
3.4. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 48
Заключение 49
Список литратуры……………………...……………

Файлы: 1 файл

статистика.docx

— 615.03 Кб (Скачать)

Расчет медианы:

Вывод. В рассматриваемой совокупности фирм половина домохозяйств имеют валовой доход не более 49,37 тыс. руб., а другая не менее 49,37 тыс. руб.

2.3 Расчет характеристик ряда распределения

 Для расчета характеристик ряда распределения , σ, σ2, Vσ на основе табл. 5 строим вспомогательную таблицу 6 ( – середина интервала).

Группы фирм по среднесписочной  численности менеджеров, чел.

Середина интервала,

Число фирм,

fj

1

2

3

4

5

6

7

22,1 – 34,1

28,1

4

112,4

-21,2

449,44

1797,76

34,1-46,1

40,1

8

320,8

-9,2

84,64

677,12

46,1-58,1

52,1

11

573,1

2,8

7,84

86,24

58,1-70,1

64,1

5

320,5

14,8

219,04

1095,2

70,1-82,1

76,1

2

152,2

26,8

718,24

1436,48

ИТОГО

 

30

1479

   

5092,8





Таблица 2.6. Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения


 

Рис. 3. распределение 30 домохозяйств по величине валового дохода.

        Рассчитаем среднюю арифметическую взвешенную:

Рассчитаем  среднее квадратическое отклонение:

Рассчитаем  дисперсию:

 тыс. руб.

 

Рассчитаем  коэффициент вариации:

         Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средняя величина валового дохода домохозяйств составляет 49,3 тыс. руб. отклонение от этой величины в ту или иную сторону составляет в среднем 13,029 тыс. руб. (или 26,4 %), наиболее характерная величина валового дохода находиться в пределах 36,271 – 62,329 тыс. руб.

Значение Vσ = 26,4% не превышает 33%, следовательно, вариация валового дохода в исследуемой совокупности домохозяйств незначительна и совокупность по данному признаку однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( =49,3 тыс. руб., Мо=50,1 тыс. руб.,

Ме=49,37 тыс. руб.), что подтверждает вывод об однородности совокупности домохозяйств. Таким образом, найденное среднее значение валового дохода домохозяйств (49,3 тыс. руб.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности домохозяйств.

2.4 Вычисление средней арифметической валового дохода домохозяйств по исходным данным

Для расчета применяется формула  средней арифметической простой:

Причина расхождения средних величин, рассчитанных по исходным данным (48,69 тыс. руб.) и по интервальному ряду распределения (49,3 тыс. руб.), заключается в том, что в первом случае средняя определяется по фактическим значениям исследуемого признака для всех 30-ти домохозяйств, а во втором случае в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным. Вместе с тем, при округлении обеих рассматриваемых величин их значения совпадают (49 тыс. руб.), что говорит о достаточно равномерном распределении домохозяйств внутри каждой группы интервального ряда.

 

Задание 2

 

По исходным данным табл. 1

1. Установите наличие и характер  связи между признаками валовой  доход и расходы на продукты  питания в среднем на одного  члена домохозяйства в год,  образовав пять групп с равными  интервалами по обоим признакам,  методами:

а) аналитической группировки,

б) корреляционной таблицы.

2. Измерьте тесноту корреляционной  связи между названными признаками  с использованием коэффициента  детерминации и эмпирического  корреляционного отношения. 

Сделайте выводы.

1. Установление наличия и характера  корреляционной связи между признаками  валовой доход и расходы на  продукты питания методами аналитической  группировки и корреляционных  таблиц.

Применение метода аналитической группировки.

Факторный признак (Х), положенный в  основание группировки - валовой  доход. Результативный признак (Y) – расходы на продукты питания. Группировка является простой (один группировочный признак), аналитической (служит для выявления взаимосвязей между признаками). Построенную аналитическую группировку представляет таблица 2.7.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.7. Зависимость между валовым доходом и расходами на продукты питания по 30 домохозяйствам.

№ группы

Группы  домохозяйств по величине валового дохода, тыс. руб.

Число

домохозяйств, fi

Валовой доход, тыс.руб., X

Расходы на продукты питания, тыс. руб., Y

всего

в среднем  для 1 домохозяйства

всего

в среднем  для 1 домохозяйства

1

2

3

4

5

6

7

1

22,1 – 34,1

4

104,8

26,2

47,6

0

2

34,1 – 46,1

8

315,2

39,4

132,6

16,575

3

46,1 – 58,1

11

556,5

50,591

212,3

19,3

4

58,1 – 70,1

5

327,1

65,42

111,6

22,32

5

70,1 – 82,1

2

157,1

78,55

49,5

24,75

 

Итого

30

1460,7

48,69

553,6

18,453


 

Вывод. Анализ данных табл. 2.7. показывает, что с увеличением валового дохода домохозяйств от группы к группе систематически возрастают и средние расходы по каждой группе домохозяйств, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

Применение метода корреляционных таблиц

Для построения корреляционной таблицы  необходимо знать величины и границы  интервалов по двум признакам X и Y. Для факторного признака Х – Валовой доход эти величины известны из табл. 2.4. Определяем величину интервала для результативного признака Y – Расходы на продукты питания при k = 5, уmax = 10,2 тыс. руб., уmin = 25,2 тыс. руб.:

 

h = (25,2-10,2)ч5 = 3

 

В таблице 2.8. представлен интервальный ряд распределения результативного  признака.

 

Таблица 2.8. Распределение домохозяйств по расходам на продукты питания

Номер группы

Группы  домохозяйств по расходам на продукты питания, у (+)

Число домохозяйств

1

2

3

1

10,2 - 13,2

3

2

13,2 - 16,2

4

3

16,2 - 19,2

10

4

19,2 - 22,2

9

5

22,2 - 25,2

4

ИТОГО

30


 

Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 2.9.).

 

Таблица 2.9. Корреляционная таблица зависимости расходов на продукты питания от валового доходы домохозяйств

Y

X

10,2 - 13,2

13,2 - 16,2

16,2 - 19,2

19,2 - 22,2

22,2 - 25,2

Итого

22,1 – 34,1

3

1

     

4

34,1 – 46,1

 

4

4

   

8

46,1 – 58,1

   

5

6

 

11

58,1 – 70,1

     

1

4

5

70,1 – 82,1

       

2

2

Итого

3

5

9

7

6

30


 

Вывод. Анализ данных табл. 2.9. показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между валовым доходом домохозяйств и расходами на продукты питания.

Измерение тесноты корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения

Для расчета межгрупповой дисперсии построим вспомогательную  таблицу.

          Таблица 2.10. Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Группы

Группы  домохозяйств по величине валового дохода, тыс.руб.

Число органи-заций

f

Расходы на продукты питания для 1 домохозяйства, тыс. руб.,

1

2

3

4

5

6

1

22,1 – 34,1

4

11,9

-6,553

171,767

2

34,1 – 46,1

8

16,575

-1,878

28,215

3

46,1 – 58,1

11

19,3

0,847

7,891

4

58,1 – 70,1

5

22,32

3,867

74,768

5

70,1 – 82,1

2

24,75

6,297

79,304

 

Итого

30

18,453

-

361,945


 

Межгрупповая дисперсия

Характеризует групповых средних относительно общей средней, характеризует различия между группами.

Построим вспомогательную  таблицу для расчета общей  дисперсии.

Рассчитаем общую дисперсию.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.11 Расчет общей дисперсии расходов на продукты питания.

Номер

домохозяйства

Расходы на продукты питания, тыс.. руб.

1

2

3

4

1

14,9

-3,55

12,6025

2

22,2

3,75

14,0625

3

10,2

-8,25

68,0625

4

12,4

-6,05

36,6025

5

16,1

-2,35

5,5225

6

16,6

-1,85

3,4225

7

18,4

-0,05

0,0025

8

17,4

-1,05

1,1025

9

25,2

6,75

45,5625

10

24,3

5,85

34,2225

11

22,2

3,75

14,0625

12

23

4,55

20,7025

13

17,1

-1,35

1,8225

14

20,5

2,05

4,2025

15

18,6

0,15

0,0225

16

20,5

2,05

4,2025

17

23,2

4,75

22,5625

18

19,9

1,45

2,1025

19

17,7

-0,75

0,5625

20

19,3

0,85

0,7225

21

13,4

-5,05

25,5025

22

20

1,55

2,4025

23

20,3

1,85

3,4225

24

18,6

0,15

0,0225

25

14,8

-3,65

13,3225

26

18

-0,45

0,2025

27

21

2,55

6,5025

28

17,8

-0,65

0,4225

29

18,4

-0,05

0,0025

30

11,6

-6,85

46,9225

Итого

553,6

 

390,855


Рассчитаем общую дисперсию:

=

Для  расчета межгрупповой дисперсии  строится  вспомогательная        таблица 13 При этом используются  групповые средние значения из табл. 8 (графа 5).

Таблица 2.12 Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии

Группы домохозяйств по валовому доходу тыс. руб.,

x

Число домохозяйств,

 fj

Среднее значение в группе, тыс. руб.

 

1

2

3

4

5

22,1 – 34,1

4

11,9

-6,55

171,610

34,1-46,1

8

16,575

-1,875

28,125

46,1-58,1

11

19,3

0,85

7,948

58,1-70,1

5

22,32

3,87

74,885

70,1-82,1

2

24,75

6,3

79,380

ИТОГО

30

   

361,947




 

Рассчитаем межгрупповую дисперсию:

Определяем  коэффициент детерминации:

 или 92,6%

Вывод. 92,6% вариации расходов на продукты питания на одного члена домохозяйства обусловлено вариацией среднесписочным валовым доходом, а 7,4% – влиянием прочих неучтенных факторов.

Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле

Рассчитаем  показатель :

Вывод: согласно шкале Чэддока связь между среднесписочной численностью менеджеров и объёмом продаж фирмами является весьма тесной.

Информация о работе Статистические методы изучения уровня и качества жизни населения