Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:41, курсовая работа
Прибыль и рентабельность- это те показатели, которые четко и ярко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ………………………………………………..4
1.1 Виды прибыли………………………………………………………….4
1.2 Анализ показателей прибыли……………………………..…………...7
1.3 Анализ финансовых результатов…………………………………….12
2. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ…………………………………..14
2.1 Три показателя рентабельности…………………….…………..…….14
2.2 Анализ рентабельности деятельности предприятия…………….…..16
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАЧИ……………………………………………………………………...21
Задача № 1…………………………………………………………………...21
Задача № 2…………………………………………………………………...25
Задача № 3…………………………………………………………………...30
Задача № 4…………………………………………………………………...31
III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….…………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…………………….…41
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ…………………………
1.1 Виды прибыли………………………………………………………….
1.2 Анализ показателей прибыли……………………………..…………...7
1.3 Анализ финансовых результатов…………………………………….12
2. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ……………
2.1 Три показателя
рентабельности…………………….…………..…
2.2 Анализ рентабельности
деятельности предприятия…………….
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАДАЧИ………………………………………………………………
Задача № 1…………………………………………………………………...
Задача № 2…………………………………………………………………...
Задача № 3…………………………………………………………………...
Задача № 4…………………………………………………………………...
III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………….…………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.…………………….…41
ВВЕДЕНИЕ
Прибыль и рентабельность- это те показатели, которые четко и ярко отражают эффективность деятельности предприятия, рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т.д.).
Предприятие реализует
свою продукцию потребителям, получая
за нее денежную выручку. Однако это
еще не означает получение прибыли.
Для выявления финансового
Рассмотрим применение статистических методов в изучении прибыли и рентабельности на конкретных задачах.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Показатели прибыли
1.1 Виды прибыли
На действующих предприятиях в условиях рыночной экономики и важнейшими источниками формирования финансовых ресурсов является прибыль.
Прибыль - экономическая
категория, комплексно отражающая хозяйственную
деятельность предприятия в форме
денежных накоплений. Прибыль характеризует
конечные результаты торгово-производственного
процесса, является основным показателем
финансового процесса, является основным
показателем финансового
Прибыль балансовая – это финансовые результаты от реализации продукции (работ, услуг) основных средств и другого имущества хозяйствующих субъектов, а также доходы за вычетом убытков от внереализационных операций.
Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от ее продажи (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, для экспортной выручки – экспортных тарифов и спец. налога) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.
Выручка от реализации имущества продукции (выполнения работ, услуг) определяется: при расчетах наличными деньгами – при их поступлении в кассу, при безналичных расходах – по мере поступления денежных средств на счета в учреждения банков или предъявлении заказчику (покупателю) расчетных документов на оплату.
Объем прибыли от реализации имущества предприятия (организации) включая основные средства, рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, спец. налога) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент инфляции для основных фондов. Иногда для определения восстановительной стоимости используются специальные коэффициенты, соответствующие индексу инфляции, публикуемому органами государственной статистики.
Внереализационные доходы включают:
· дивиденды и доходы по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию (организации);
· поступления от сдачи имущества в аренду;
· доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, находящихся на территории России и за ее пределами;
· доходы по операциям в иностранной валюте и положительные разницы курсов по валютным счетам;
· прибыль, выявленная в отчетном году от операции прошлых лет;
· пени, штрафы, неустойки и другие виды санкций за нарушение обязательств и условий, присужденные или признанные должникам;
· прочие доходы, не связанные с производством и реализацией товаров и услуг;
К внереализационным расходам (убыткам) относятся:
· убытки от содержания законсервированных объектов и мощностей;
· стоимостный ущерб от уценки готовой продукции и производственных запасов;
· некомпенсируемые затраты, связанные с ликвидацией последствий от стихийных бедствий или их предотвращением;
· арбитражные и судебные издержки;
· экономические санкции, включая санкции за невыполнение обязательств по поставкам;
· отрицательные курсовые разницы по операциям с иностранной валютой.
Валовая прибыль в отличие от балансовой прибыли в составе внереализационных доходов и убытков учитывает уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пени, перечисленной в бюджет и внебюджетные фонды). Это связано с тем, что согласно закону о налогообложении предприятии, объектом налогообложения является также и валовая прибыль.
Из расчетной прибыли в первоочередной порядке производятся отчисления в фонды экономического стимулирования: в фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и фонд развития науки и техники.
Кроме отчислений
прибыли в фонды экономического
стимулирования предусмотренная финансовым
планом часть прибыли направляется
на покрытии плановых затрат; на прирост
оборотных средств, на погашение
кредитов банка, на покрытие убытков
жилищно-коммунального
Одной
из форм распределения чистого доход
между предприятиями и
При перевыполнении
плана по прибыли норматив размера
прибыли оставляемой в
Для предприятий, работающих на условиях самофинансирования, порядок распределения прибыли предусматривает единый норматив отчислений в бюджет от плановой и сверхплановой расчетной прибыли. Норматив отчислений в бюджет от расчетной прибыли определяется как отношение разности между плановой суммой расчетной прибыли и плановыми затратами на собственные нужды предприятия к сумме плановой расчетной прибыли. Таким образом, предприятия получают в свое распоряжение большую часть прибыли, что способствует созданию у них финансовых резервов. Финансовый резерв, образуемый за счет части надбавок к ценам на высокоэффективную и высококачественную продукцию, полностью находится в распоряжении предприятий и используются на покрытие собственных нужд и непредвиденных затрат.
В процессе анализа
необходимо изучить состав балансовой
прибыли, ее структуру, динамику и выполнение
плана за отчетный год. При изучении
динамике прибыли следует учитывать
инфляционные факторы изменения
ее суммы. Для этого выручку корректируют
на средневзвешенный индекс роста цен
на продукцию предприятия в
1.2 Анализ показателей прибыли
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции(VРП); ее структуры (УДi); себестоимость (Сi) и уровня среднереализационных цен(Цi) .
Объем реализации
продукции может оказывать
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок , используя данные, приведенные в таб.1.2.
План по сумме прибыли от реализации в отчетном году перевыполнен на %.
Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции: DП(vпр,уд) = Пvрп – Ппл .
Чтобы
найти влияние
только объема продаж,
необходимо плановую
прибыль умножить
на процент перевыполнения(
Пvрп =Ппл * (%РП-100)/100
%РП=å(VРПфi )/å(VРПпл )
Затем можно определить влияние структурного фактора:
DПуд = DП(vрп,уд) -DПvрп
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
DPс =Сvрп –Сфакт
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
DPс =ВРфакт –ВРvрп
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (таб.1.3.).
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном и в стоимостном выражении(если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый ) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. Итак, выполнение плана по реализации составляет: