Проблемы организации региональной статистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:19, реферат

Краткое описание

Целью развития региональной статистики является формирование комплексной информационной системы для обеспечения государственного и регионального управления, а также местного самоуправления.
Региональная статистика дает количественную характеристику региональной структуры социальной жизни и хозяйствования в стране; взаимоотношений федерального центра и регионов, позволяет выявить закономерности в распределении и соотношении производительных сил в стране.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ………5
1.1 Объект, предмет и единица наблюдения в региональной статистике……5
1.2 Общее понятие о системе показателей региональной статистики………11
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ………………………………………………………………….17
2.1 Актуальные задачи региональной статистики……………………………17
2.2 Проблема совершенствования анализа статистических данных………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………31

Файлы: 1 файл

Проблемы организации региональной статистики.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

 

 Термин «региональная  статистика» представляет собой  сложное и вместе с тем не  вполне сложившееся понятие. Под  региональной статистикой, прежде  всего, понимается система объективной  экономико-статистической информации, построенной по территориальному признаку». В этом определении региональная статистика увязывается с существованием информационного сектора, понятие и границы которого остаются неопределенными.

 

 В определение понятия «региональная статистика» осуществляется с общих позиций сложной категории «статистика». Так, в понятие «региональная статистика» авторы включают три различных ас­пекта:

 

1. региональная статистика - научная дисциплина, которая изучает количественную сторону явлений региональной экономики и социаль­ной сферы в органическом единстве с их качественной стороной, а так­же дает количественное выражение закономерностей региональной эко­номики;

 

2. региональная статистика - практическая деятельность органов государственной, ведомственной и коммерческой статистики, обеспе­чивающей сбор, обработку, хранение и предоставление региональной информации широкому кругу пользователей;

 

3. региональная статистика - система объективной и своевремен­ной экономико-статистической информации, построенной по террито­риальному признаку.

 

 Каждый из перечисленных  аспектов трактовки понятия «региональная  статистика» характеризует одну  из сторон этого сложного понятия.

 

 В условиях перехода  российской экономики к системе  рыночных отношений со свободой выбора и конкуренцией объективно осуществляется процесс суверенизации республик, краев, областей Российской Федерации, связанный с укреплением политического статуса, усилением экономической самостоятельности и становления основ финансово-бюджетной независимости.

 

 В ходе экономических  и политических реформ в 90-х  годах произошли коренные изменения  в социальной и экономической  жизни нашего общества. В этих  условиях в органах управления  на региональном уровне появился  совершенно новый тип пользователя  статистической информации, которого интересует вся совокупность социально-экономических показателей о каком-либо объекте, регионе, объединении и т.п.

 

 Существовавшая территориальная  статистика в основном обеспечивала  потребности федеральных органов  управления и далеко не в полной мере отражала интересы региональных пользователей.

 

 Региональная статистика  не идентична системе территориальных  органов государственной статистики, которая наряду с территориальным  аспектом экономической и социальной  информации осуществляет разработку отраслевого и микроэкономического аспектов всей системы статистических показателей. Разработка региональных статистических данных входит в качестве одного из уровней в государственные статистические регистры. Ряд показателей региональной статистики разрабатывается централизованно, поскольку территориальные органы не располагают полной системой данных, необходимых для их вычисления применительно к конкретным территориям. В частности, это касается показателей доходов, безработицы, неформальной деятельности.

 

 Предпосылками создания  и дальнейшего развития региональной  статистики являются формирование  информационных ресурсов республиканского  уровня и уровня субъекта Российской  Федерации, возрастающие потребности  органов власти республики в  статистической информации для эффективного управления социально-экономическими процессами.

 

 Связь задач региональной  статистики с вышеназванными  процессами отмечают многие исследователи. «Задачи региональной статистики выдвигаются в соответствии с новыми принципами управления региональной экономикой. Задачи, стоящие перед региональной статистикой, подразделяются на два больших класса: ряд задач, решение которых необходимо для реализации принципов управления экономикой на региональном уровне и соответствующих задачам социально-экономической статистики; и ряд задач, характерных для регионального звена статистики при сохранении связи с задачами социально-экономической статистики. Среди задач второго класса выделяется совершенствование системы показателей региональной статистики в целях повышения объективности оценки состояния процесса перехода к рыночной экономике, структуры регионального рынка, формирования многоукладной экономики, становления ее социальной ориентации, отражения всего многообразия процессов социально-экономического развития регионов.

 

Анализ исследований показывает, что рассматриваемые  задачи можно классифицировать в  четыре большие группы: информационная; методологическая; организационная  и аналитическая.

 

 Задачи региональной  статистики определяются социально-экономическими потребностями общества. В современных условиях это прежде всего всестороннее и глубокое изучение состояния и развития экономики региона, различных социальных и экономических процессов путем сбора, обработки, анализа и обобщения данных о них.

 

 На каждом этапе  развития перед региональной  статистикой стоят специфические  задачи, обусловленные характером  самого этапа. В условиях перехода  к рыночной экономике региональная  статистика должна решать новые  важные задачи. Рыночная экономика требовательна к качеству информации, оперативности получения данных, совершенствованию отчетности и углублению социально-экономического анализа. Большое значение также имеет оценка снижения уровня жизни населения региона как следствия проводимых реформ.

 

 Содержание региональной  статистики зависит от федеральной  программы государственной статистики  и потребностей в информации, возникающих у местных властей  в связи с реализацией региональной  программы экономической политики. Региональная статистика формируется из той части федеральной программы государственной статистики, которая может быть использована для описания и анализа социально-экономических процессов в регионе. В связи с увеличивающимися потребностями региональных органов власти и управления в разнообразной информации региональная статистика включает дополнительные статистические работы, финансируемые из местного бюджета. Масштабы и глубина региональной статистики зависят от возможностей местных бюджетов: вся работа по сбору, обработке и анализу данных, выходящая за рамки федеральной программы государственной статистики, должна финансироваться из местного бюджета. Возможности регионов в этом отношении весьма различны. Неравномерность развития регионов России не сокращается, а возрастает, что вызывает дестабилизирующий эффект как в отношении экономического роста, так и в развитии региональной статистики в частности.

 

 Для обеспечения  методологического единства и  затрат на содержание наиболее  целесообразна организация региональной  и муниципальной статистики в составе территориальных органов Госкомстата России с приданием им соответствующего статуса и финансирования за счет федерального и региональных бюджетов. Финансирование статистической деятельности только из региональных и местных бюджетов может отрицательно сказаться на организации статистических работ и существенно снизить их уровень и качество. С учетом неравномерности экономического развития регионов и большим удельным весом регионов-реципиентов полное финансирование статистических работ из региональных бюджетов вряд ли будет возможно, ибо может привести к свертыванию статистического учета в целом по стране.

 

 Поскольку в прежней  централизованной экономике регион  не являлся в полной мере  экономической подсистемой, это  отражалось на содержании и  структуре региональной статистики. Работа региональных подразделений  государственной статистики в  большой степени ориентировалась на передачу отдельных блоков данных в центр и на информационное обслуживание региональных пользователей. В гораздо меньшей степени региональная статистика была настроена на системное описание экономики региона и на представление национальной экономики как системы взаимодействующих региональных экономик. В частности, на региональном уровне официально не рассчитывались главные макроэкономические показатели и не строились экономические балансы.

 

2.2 Проблема  совершенствования анализа статистических данных

 

Проблемы региональной статистики из области дискуссий  сейчас перешли в разряд актуальных проблем. Необходимо повысить роль региональной статистики с помощью перераспределения  функций между федеральным и  региональным уровнями статистической информационной системы, обеспечить совершенствование статистической информационной базы на основе развития системы статистических показателей, формирование и ведения баз статистических данных федерального и регионального уровней.

 

Все эти мероприятия  являются продолжением первого этапа реформирования статистики, завершившегося в 1996 году в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.

 

Формирование в России структуры экономики, отвечающей критериям  развитых индустриальных стран, объективно требует на этапе структурной  перестройки повышения роли государства, проведения им активной структурной  политики с применением всего  арсенала методов рыночной экономики. С переходом страны на рыночные отношения, расширением внешнеэкономических связей возрастает значение исследования конъюнктуры товарного рынка и применение результатов исследования в практической деятельности. Внешняя торговля в настоящее время представляет собой один из стабильных и высокодоходных секторов экономики. Внешняя торговля позволяет стране получить ресурсы, которыми она не обладает – это импорт, и поставлять товары на внешний рынок – это экспорт. Таким образом, эффективность внешней торговли играет несомненную роль в развитии национальной экономики страны.

 

Развитие экономических  реформ, спрос на информацию со стороны  органов власти и местного самоуправления, а также появление спроса со стороны  предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым реформирование статистического наблюдения. В ходе реформирования статистики на базе современной системы статистических показателей, существующей методологии их расчета, методов сбора статистической отчетности завершается создание модели региональной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений.

 

В связи с перераспределением функций между федеральным и  региональным уровнем статистической информационной системы повысилась роль региональной статистики. Обеспечивается высокая оперативность и максимальная достоверность статистических данных, повысился программно-технологический и технический уровень. Основной целью является реформирование статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей исполнительной власти, органов самоуправления и других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии области, района, хозяйствующих субъектов.

 

 

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

 

• совершенствование  статистической информационной базы для  наблюдения общественных и социально-экономических  явлений в области, районе;

 • переход на  сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления  статистической информации, соблюдая требования по обеспечению защиты от несанкционированного доступа;

 • укрепление материально-технической  базы органов государственной  статистики. Повышение квалификации  работников органов государственной  статистики.

 

Программные мероприятия  позволят:

 

• сформировать информационные ресурсы в соответствии с потребностями  органов власти, других пользователей  статистических данных;

 • развить функции  Единого государственного регистра  предприятий и организаций как  основы учета хозяйствующих субъектов,  инструмента, предназначенного для определения совокупности единиц статистического наблюдения, организации самого наблюдения и обработки отдельных статистических данных;

 • обеспечить сопоставимость  статистических данных на основе  развития и внедрения системы  взаимоувязанных классификаторов технико-экономической и социальной информации;

 • активизировать  обмен статистической информацией  с органами государственной власти  и местного самоуправления.

 

Предусмотренные изменения  потребуют измененных программных  продуктов и использование вычислительной техники, при котором интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа. Предусматривается переход к сетевой технологии обработки информации, применению современных электронно-издательских систем, современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций. Реализовав эти мероприятия, комитет государственной статистики может входить в региональную информационную коммуникационную систему.

 

Статистическое наблюдение за внешнеэкономической деятельностью предприятий и организаций сосредоточено в таможенных органах. Однако в них ведется учет внешнеэкономической деятельности всех юридических и физических лиц, декларирующих грузы на таможнях (включая регионы РФ), что не отражает фактические данные об экспортно-импортных операциях предприятий и организаций на районном, областном уровне. На органы государственной статистики возложено ведение унифицированной системы показателей социально-экономического развития города, района, сельского поселения для разработки прогнозов развития этих населенных пунктов. Принятая в данной программе система показателей позволяет выпускать на районном уровне ежеквартальные доклады.

 

Информационные ресурсы  формируются путем создания баз  статистических данных регионального, областного и районного уровней на основе каталога статистических показателей, а также разработки программных продуктов. В качестве основного подхода к созданию баз данных (БД) в городах и районах принят принцип "опорных зон", которые выбираются по согласованию с администрациями, исходя из обеспеченности средствами вычислительной техники района и кадрового состава специалистов и пользователей. Действующая в настоящее время техническая база на районом уровне маломощна, что не позволяет реализовать современные методы формирования информационных ресурсов и информационных технологий, вследствие ее технического и морального износа. Необходимо обеспечить развитие локально-вычислительной сети регионального уровня на основе серверного узла высокой производительности способного вести статистическую базу большой емкости.

 

Органы статистики необходимо укомплектовать современным лицензированным  программным обеспечением. Особое место  занимает вопрос развития средств телекоммуникаций, используемые в настоящее время средства связи характеризуются низким качеством, небольшой скоростью и высокой стоимостью услуг связи, что не позволяет обеспечить решение задач сбора и телеобработки статистических данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время существенно возросли требования к получению более расширенного перечня показателей социально-экономического развития регионов, отражающих состояние и качество проводимой экономической и социальной политики, эффективность достижения ее целей.

 

В соответствии с новыми принципами управления региональной экономикой появляются и новые задачи, которые необходимо решать на региональном уровне. К ним следует отнести:

Информация о работе Проблемы организации региональной статистики