Лекции по "Статистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:55, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики (1.5 часа)

Понятие статистики и ее особенности
Термин «статистика» употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характери¬зующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по общей теории статистики.doc

— 930.00 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Филиал в г. Барнауле

 

Факультет

Кафедра

«Учетно-статистический»

бухгалтерского учета, аудита, статистики


 

 

 

 

статистика

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

для студентов 3 курса (1 и 2образование) специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» , (1 и 2образование) специальности 061100 «Менеджмент организации», (1 и 2образование) специальности 060400 «Финансы и кредит»

                                                                                                               

                                                                                                           подготовлено доцентом  кафедры

бухгалтерского  учета, аудита, статистики

филиала ВЗФЭИ  в г. Барнауле

Зиновьевым А.Г.

 

 

                                                                                                 

                                                                                         

                                                                                                    Рассмотрено и одобрено на заседании

кафедры протокол №2 от 29сентября 2009 г.

 

Барнаул 2009

 

Раздел 1 Общая  теория статистики

 

 

Тема 1. Предмет, метод и задачи статистики (1.5 часа)

 

Понятие статистики и ее особенности

 

Термин «статистика» употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Статистикой также называют особую науку, т. е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.

Между статистической наукой и практикой существуют тесная связь  и зависимость. Статистическая наука использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач.

Возникновение и развитие статистики были обусловлены общественными  потребностями еще в античные времена: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т. д.

Основы статистической науки заложены английским экономистом У. Петти (1623—1687).

Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822 - 1911 гг.) и К. Пирсона (1857 - 1936гг.); В. Госсета (1876 - 1937 гг.), более известного под псевдонимом Стьюдент; Р. Фишера (1890 — 1962 гг.); М. Митчела (1874—1948 гг.) и др.

В развитии российской статистической науки и практики видное место  принадлежит И.К. Кириллову (1689—1737 гг.), И.Ф. Герману (1755 -- 1815 гг.), Д.Н. Журавскому (1810 -- 1856 гг.), Н.Н. Семенову-Тян-Шанскому (1827 -- 1914 гг.), Ю.Э. Янсону (1835 -- 1893 гг.), А.А. Чупрову (1874 -- 1926 гг.), B.C. Немчинову (1894 -- 1964 гг.), С.Г. Струмилину (1877 -- 1974 гг.), В.Н. Старовскому (1905—1975 гг.) и др.

Статистика как наука  имеет свой предмет исследования. Она изучает с количественной стороны (в непосредственной связи с качественным содержанием) массовые социально-экономические явления. Так, при изучении товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и других показателей коммерческой деятельности статистика устанавливает количественные характеристики их развития, определяет соотношение между отдельными показателями, дает цифровую оценку проявляющимся при этом закономерностям.

Таким образом, предметом статистики выступают размеры и количественные соотношения качественно определенных социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает методом обобщающих показателей.

Общей основой разработки и применения статистической методологии является диалектический метод познания. Это прежде всего требование рассмотрения фактов, характеризующих изучаемые явления, в их целом, во взаимосвязи и взаимообусловленности, что весьма важно при статистическом изучении причинных отношений.

Важнейшим положением диалектического метода познания является рассмотрение изучаемого явления в развитии, движении от возникновения до исчезновения.

Основными задачами статистики на современном этапе ее развития являются:

  1. всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований экономических и социальных процессов на 
    основе научно обоснованной системы показателей;
  2. обобщение и прогнозирование тенденций развития народно 
    го хозяйства;
  3. выявление имеющихся резервов эффективности общественного производства;
  4. своевременное обеспечение надежной информацией законодательной власти, управленческих, исполнительных и хозяйственных органов, а также широкой общественности.

Координация деятельности статистических служб стран —  членов СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества независимых государств, в Российской Федерации — Государственным комитетом РФ по статистике (Госкомстатом РФ).

В республиках, входящих в Российскую Федерацию, имеются  республиканские статистические комитеты, а в областях (краях) — областные (краевые) управления статистики с разветвленной сетью районных (городских) отделов государственной статистики.

 

Основные категории статистики

 

(статистическая совокупность, единицы совокупности и их  признаки, статистический показатель. Статистическая закономерность и обобщающие статистические показатели. Система показателей.)

 

Объект конкретного статистического исследования называют статистической совокупностью

Статистическая  совокупность — это множество единиц (объектов, явлений), объединенных единой закономерностью и варьирующих в пределах общего качества. Такова, например, совокупность предприятий, производящих однотипную продукцию, но различающихся между собой объемами производства, трудовыми и финансовым ресурсами; совокупность домохозяйств; совокупность студентов и т.п.

Специфическим свойством  статистической совокупности является массовость единиц, поскольку явление характеризуется массовым процессом и всем многообразием определяющих его причин и форм.

Под единицами совокупности понимаются ее неделимые первичные элементы, выражающие ее качественную однородность, т. е. являющиеся носителями признаков. Например, единицами совокупности могут выступать акционерные общества, фирмы, фермерские хозяйства, человек, семья, станок, изделие и т.д.

Под качественной однородностью единиц совокупности понимается сходство единиц (объектов, явлений) по каким-либо существенным признакам, но различающихся по каким-либо другим признакам. Например, множество промышленных предприятий наряду с качественной определенностью (принадлежность к одной и той же отрасли) обладает различиями по размеру основных фондов, объему производства, численности работающих и т.д.

Однородность совокупности устанавливается в каждом конкретном статистическом исследовании в соответствии с его целями и познавательными задачами.

Выделение качественно  однородных статистических совокупностей является предпосылкой расчета обобщающих показателей, статистического изучения вариации, связей между признаками.

Единицы статистической совокупности характеризуются общими свойствами, именуемыми в статистике признаками.

Признак — показатель, характеризующий некоторое свойство объекта совокупности, рассматриваемый как случайная величина. Например, единица статистической совокупности — «предприятие» — имеет следующие признаки: объемы производственной и реализованной продукции, соотношение собственных и заемных средств, издержки производства, численность работников и т.д. Значения каждого признака отдельной единицы совокупности (варианты) могут быть различными: х\,Х2,-.,х„, (например, стаж работы равен 1 году, 2 годам и т.д.).

Вариация — различия в значениях того или иного признака у отдельных единиц, входящих в данную совокупность. Она возникает в результате того, что индивидуальные значения признака складываются под совокупным влиянием разнообразных факторов (условий), которые по-разному сочетаются в каждом отдельном случае. Например, успеваемость отдельного студента определяется затратами времени на подготовку к занятиям, способностью к обучению и т.п.

Наличие вариации является основной предпосылкой статистического исследования. Варьирующие признаки могут быть количественными, если их варианты выражаются числовыми значениями (возраст, стаж работы, оплата труда и пр.) и неколичественными (атрибутивными), не имеющими числового выражения и представляющими собой смысловые понятия (профессия, социальная принадлежность и т.д.).

Количественные признаки могут быть дискретными и непрерывными.

Случаи, когда варианты признака могут принимать только одно из двух противоположных значений, говорят об альтернативном признаке (да, нет).  Например, продукция может быть годной или бракованной (негодной).

Признаки подразделяются на существенные, или главные, выражающие содержательную сторону явлений, и несущественные, или второстепенные. Статистическому изучению подлежат существенные признаки.

Признаки, характеризующие  статистическую совокупность, взаимосвязаны  между собой, поэтому следует  различать факторные (признаки- факторы) и результативные признаки.

Факторные признаки -- это  независимые признаки, оказывающие влияние на другие, связанные с ними признаки.

Результативные признаки ~ это зависимые признаки, которые изменяются под влиянием факторных признаков. Так, квалификация, стаж работы рабочего — факторные признаки; производительность труда — результативный.

Статистическая совокупность состоит из массы отдельных единиц, разрозненных фактов. Задача статистики - - установить общие свойства единиц совокупности, изучить имеющиеся взаимосвязи и закономерности развития. Достигается это с помощью расчета статистических показателей и их анализа.

Статистический показатель — это количественно-качественная обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом. Этим он отличается от индивидуальных значений, которые, как отмечалось, называются признаками. Например, средний размер сберегательного вклада граждан страны — статистический показатель, размер вклада конкретного человека — признак.

Величина — характеристика объекта или явления материального мира, общая в качественном отношении, но индивидуальная для каждого из них в количественном отношении.

Значение конкретной величины — это ее оценка, выражаемая произведением отвлеченного числа на принятую для данной величины единицу. Значение показателя является функцией пространства и времени.

Статистический показатель строится как обобщение значений признака: он может определяться путем суммирования абсолютных значений признака (численность населения, трудовых ресурсов, безработных), вычисления средних значений признаков (средняя зарплата, средняя урожайность) и относительных величин (индексы цен, темпы роста). Статистические показатели могут быть плановыми, отчетными и прогностическими.

Количество и качество выступают в статистике как две стороны единого. Количество всегда имеет качественную определенность. Именно в этом состоит познавательное значение статистического показателя, который представляет собой количественно-качественную характеристику социально-экономических процессов и явлений в условиях конкретного места и времени.

Статистические показатели можно условно подразделить на первичные (объемные, количественные, экстенсивные) и вторичные (производные, качественные, интенсивные).

Первичные показатели характеризуют либо общее число единиц совокупности, либо сумму значений какого-либо признака (общая численность студентов вузов, объем выпускаемой продукции за год и т.д.). Взятые в динамике, в изменении во времени, они характеризуют экстенсивный путь развития. Вторичные, производные, показатели обычно выражаются средними и относительными величинами и, взятые в динамике, характеризуют путь интенсивного развития (например, повышение эффективности использования ресурсов, рост (снижение) производительности труда, материалоемкости и трудоемкости единицы продукции и ее себестоимости).

Показатели, характеризующие  сложный комплекс социально-экономических  явлений и процессов, часто называют синтетическими (ВВП, ВНД, производительность общественного труда и др.)

В зависимости от объема и содержания объекта статистического изучения различают индивидуальные (характеризующие отдельные единицы совокупности) и сводные или обобщающие статистические показатели.

Информация о работе Лекции по "Статистике"