Индексный метод в экономических исследованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:32, лабораторная работа

Краткое описание

Индексы занимают важное место в статистическом анализе, они относятся к обобщающим показателям. Индексы могут существенно ускорить доступ к данным. Слово «индекс» в переводе с латинского (index) означает «указатель», «показатель». Этот статистический показатель используется для целей сопоставительного анализа развития явления во времени, т.е. является относительной величиной. В отличие от обычных относительных величин, которые рассчитываются по изолированным признакам, индексы могут включать систему признаков

Оглавление

Введение..........................................................................................2 стр.
Теоретическая часть……………………………………………...3 стр.
Практическая часть………………………………………………8 стр.
Пример 1…………………………………………………………...8 стр.
Пример 2……………………………………………………………9 стр.
Пример 3……………………………………………………………11 стр.
Список используемой литературы……………………………….13 стр.

Файлы: 1 файл

Индексы.docx

— 100.13 Кб (Скачать)
 
 
 

    p0 – Цена товара за 2010 год(руб). Исходные данные.

    p1=p0*1.05 – Цена товара за 2011 год(руб).

    q0- Объем продаж за октябрь 2010. Исходные данные.

    q1- Объем продаж за октябрь 2011. Исходные данные.

    Стоимость проданной  продукции рассчитаем как p0*q0 для 2010 года и соответственно p1*q1 для 2011 года(данные приведены в таблице).

    Известно также, что Объем выручки предприятия  в октябре 2010г. составил 6747 тыс. рублей, значит доля взятых товаров от общей  выручки составляет 3,3%. Для 2011 выручка  равна 7502,1 тыс. рублей, отсюда доля составляет также 3,3%. 

  1. Рассчитаем индивидуальные и агрегатные индексы цен, физического объема и стоимости продукции.

    Для расчета  агрегатных индексов проведем допольнительные  вычисления. рублей. 

    1,047619 1,044248 1,093974 1,051023 1,056239 1,110131
    1,052083 1,077778 1,133912
    1,052632 1,096774 1,154499
    1,052083 1,026667 1,080139
 
  1. Вычислим  средний арифметический индекс объема продаж и средний гармонический  индекс цен.

    .

  1. Найдем абсолютное изменение стоимости проданных товаров, в том числе за счет отдельных факторов.

    24410 (руб.)

    (руб.)

    (руб.)

    (руб.)

    Вывод: Индивидуальные индексы цен приблизительно равны 1,05, так же как  агрегатный индекс цен и  средний гармонический индекс цен, так как известно, что цены на товары в 2011 году выросли на 5%. Индивидуальные индексы физического объема показывают, что объем продаж на каждый рассмотренный товар вырос, a значит вырос объем продаж в целом, о чем свидетельствует агрегатный индекс физического объема. Стоимость проданных товаров с 2010 года по 2011 увеличилась на 24410 рубля, в том числе за счет увеличения цены товаров на 11945 и за счет увеличения объема продаж на 12465 рубля. Значит предприятие нормально функционирует и развивается.

    Пример 3

    Одним из наглядных  примеров применения индексного метода на макроуровне является расчет индекса  дефлятора ВВП.

    , где номинальный ВВП выражен  в рыночных ценах текущего  года, реальный – в ценах базисного  года. Статистически дефлятор ВВП  выступает как индекс Пааше,  т.е. индекс с весами(объемами) текущего года.

    Имеются данные национальных счетов по Валовому внутреннему  продукту в текущих ценах на период с 2002-2010 год и соответствующие  индекс-дефляторы. Данные приведены  в таблице.

    год Номинальный ВВП(млрд. руб.) Индекс-дефлятор(в % к предыдущему году)
    2002 10819,2 115,6
    2003 13208,2 113,8
    2004 17027,2 120,3
    2005 21609,8 119,3
    2006 26917,2 115,2
    2007 33247,5 113,8
    2008 41276,8 118,0
    2009 38786,4 101,9
    2010 44939,2 111,4
 
 

    Таким образом  мы можем посчитать реальный ВВП  в ценах 2002-2010.

    Реальный ВВП=

    год Реальный ВВП(млрд. руб)
    2002 9358,05
    2003 11608,6
    2004 14156
    2005 18112,9
    2006 23371,7
    2007 29214,6
    2008 34992,3
    2009 38051,4
    2010 40351,1
 

    Вывод: Мы видим, что, например, в 2003 году ВВП увеличился на 2389 млрд. рублей, судя по текущим рыночным ценам. Если же рассматривать объем в ценах 2002(базисного) года, то видно, что реальный ВВП увеличился только на 789,4 млрд. рублей. Таким образом, индекс-дефлятор ВВП позволяет определить реальные изменения объемов производства товаров и услуг в экономике страны. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Список  используемой литературы

  1. Чернова Т.В. «Экономическая статистика» Учебное пособие. Таганрог:изд-во ТРТУ, 1999
  2. профессор В.Н. Салина и доцент Е.Н. Шпаковская «Статистика для бакалавров экономики. Практикум». Издательство «Кнорус»  Москва, 2009г.
  3. Федеральная служба государственной статистики

Информация о работе Индексный метод в экономических исследованиях