Характеристика социально-демографического положения Белгородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью итоговой квалификационной работы является роль и значение социально-демографического положения, методика некоторых расчетов основных показателей. Определяя в общем виде задачи, следует выделить: анализ ситуации в социальной сфере; изучение уровня и условий жизни населения; разработка показателей; построение таблиц и их оценка.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………
1. Демография, как наука о населении…………….…………………………..
1.1. Значение демографии для практики изучения социальных
процессов…………………………………………..…………………………….
1.2. Информационная потребность в данных демографии. ………………….
2. Методология исследования народонаселения...……………………………
2.1. Основные показатели и тенденции демографической статистики……...
2.2. Возрастно-половая структура населения и ее расчеты. …………………
2.3. Динамика населения и ее показатели. …………………………………….
2.4. Расчеты демографических таблиц...……………………………………….
2.5. Определение перспективной численности населения……………………
3. Характеристика социально-демографического положения………………..
3.1. Социально-демографическое положение Белгородской области……….
3.2. Анализ демографической обстановки....…………………………………..
3.3. Прогноз демографического развития Белгородской области..….…...…..

Заключение……………………………………………………………………….
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Характеристика социально-демографического положения.doc

— 435.50 Кб (Скачать)
text-align:justify">1. Проводится корректировка внутритерриториальных потоков мигрантов во всех регионах России. За основу принимается зарегистрированное число прибывших (прибытий), которому должно соответствовать число выбывших (выбытий) по потокам:

а) прибыло в города из городов = выбыло из городов в города;

б) прибыло в сельскую местность из городов = выбыло из городов в сельскую местность;

в) прибыло в сельскую местность из сельской местности = выбыло из сельской местности в сельскую местность;

г) прибыло в города из сельской местности = выбыло из сельской местности в города.

Величина расхождений внутритерриториальных потоков по пп. "а" и "б" свидетельствует о полноте учета мигрантов в городской местности, а по пп. "в" и "г" - по сельской местности. При сплошной разработке талонов корректировка этих потоков предусмотрена программой разработки комплекса ЭОИ «Миграция населения». Территориальные комитеты госстатистики, осуществляющие разработку талонов статучета мигрантов с использованием выборочного метода их обработки, обязаны проводить такую корректировку вручную.

2. На федеральном уровне корректировка проводится по всем потокам и направлениям передвижения между субъектами Российской Федерации средствами комплекса с использованием метода расчета «по прибывшим». Это означает, что если в Архангельскую область из Вологодской области прибыло за год 500 человек, то число выбывших из Вологодской области в Архангельскую принимается в том же объеме 500 человек.

При наличии соответствующей информации аналогичная корректировка производится по потокам передвижения между Россией и странами СНГ, Латвией, Литвой, Эстонией (в пределах СССР она ранее производилась в обязательном порядке).

3. Объемы внешней миграции населения за пределы бывшего СССР корректируются на основе данных ЛВС МВД России о числе граждан прибывших и выбывших на постоянное жительство. Необходимость таких поправок связана с неполнотой выбытий, а также с включением в разработку талонов на российских военнослужащих, прибывающих из-за границы, которые были уже учтены в численности населения на территории России при переписи населения. Распределение числа эмигрантов по городской и сельской местности производится пропорционально данным потока «из-за границы (за границу)» годового отчета о миграции населения.

4. Кроме того, на современном этапе в расчетах численности населения учитываются потоки, связанные с перемещением вынужденных мигрантов, не охваченных документами статистического учета передвижения. Для их оценки используется информация ФМС России, МВД России и местных органов власти.

5. В оценке полноты учета миграции населения в сельской местности используются также сведения о численности проживающих там по данным похозяйственного учета населения. Миграционный прирост в этом случае получается как разница между численностью населения на две даты, минус естественный прирост и административно-территориальные преобразования за период между ними.

В расчетах численности населения по городской и сельской местности учитываются также изменения в результате административно-территориальных преобразований (АТП) - преобразований сельских населенных пунктов в городские (частично или полностью), включение их в состав городских поселений, а также преобразование городских поселений в сельские населенные пункты.

Расчеты общей численности населения производятся по двум категориям - наличное и постоянное. При этом данные о естественном и миграционном приростах населения за год принимаются одинаковыми, как правило, для обеих категорий населения. Объемы АТП определяются по наличному и постоянному населению. Численность наличного и постоянного населения городских поселений, преобразованных в сельские, определяется исходя из ежегодных расчетов их численности на начало года (на 1 января) с учетом естественного и миграционного прироста за год.

Численность наличного населения сельских населенных пунктов, преобразованных в городские, определяется по спискам сельских населенных пунктов, которые составляются ежегодно по данным похозяйственного учета.

Для преобразования объема АТП по сельским населенным пунктам из наличного населения в постоянное используются данные переписи населения 1989г. в части расхождений между этими категориями населения по каждому из населенных пунктов в отдельности. Разница между численностью наличного и постоянного населения по переписи на 12 января 1989г. в текущем периоде условно считается постоянной.

Такая методика счета позволяла до настоящего времени производить расчеты численности населения с достаточной степенью точности. Так, переписью населения 1989г. было установлено, что оценка общей численности наличного населения России на 1 января превысила данные переписи, передвинутые к 1 января, всего на 45,7 тысяч человек или на 0,03%. Максимальная ошибка в расчетах по регионам составила 2,5%. Недостатки в текущих расчетах численности населения связаны, в основном, со сложностями в определении миграции населения, особенно между городскими и сельскими поселениями. С целью их устранения после проведения очередной переписи населения производится уточнение всех расчетов за все межпереписные годы. Так, в 1989г. было уточнено население всех административно-территориальных единиц за 1980-1988 гг. (от переписи 1979г. до переписи 1989г.).

Расчет возрастно-полового состава населения на начало каждого календарного года производится после завершения расчета общей численности населения. Расчет осуществляется по городскому и сельскому населению всех республик, краев, областей и автономных округов в составе России, а также городским поселениям и административным районам.

В основе исчисления возрастного состава населения лежит метод, который в демографической статистике носит название «передвижка по возрастам». Под передвижкой по возрастам подразумевается переход лиц некоторого возраста «x» к последующему возрасту «x+1», при этом численность этих лиц соответственно уменьшается вследствие смертности и изменяется за счет миграции. В результате произведенной на 1 января последующего года передвижки получается численность населения по одногодичным возрастам, начиная с возраста 1 год и старше.

Расчет одинаково и независимо осуществляется для мужчин и женщин по одногодичным возрастным группам от 0 до 99 лет и для группы 100 лет и старше. Поскольку расчет осуществляется на начало года, то каждому возрасту однозначно соответствует год рождения, в соответствии с которым и осуществляется расчет. В основе расчета используется простое балансовое уравнение.

Обозначим через  t+1 год, на начало которого осуществляется расчет, тогда возрасту х соответствует год рождения t-х. Для возрастов от 1 года до 09 лет уравнение выглядит следующим образом:

где,

- численность лиц из числа родившихся в году t-х на начало года t+1, живших на данной территории расчета,

- численность умерших в году t из числа родившихся в году t-х на данной территории,

- численность прибывших на данную территорию в году t из числа родившихся в году t-х,

- численность выбывших из территории расчета в году t из числа родившихся в году t-х,

- численность лиц, родившихся в году t-х на начало года t+1, живущих на территориях, передаваемых из одного региона в другой или из городских поселений в сельские или наоборот в результате административно - территориальных преобразований, входят в уравнение со знаком "+" в случав присоединения и знаком "-" в случае отделения.

Чтобы получить численность в возрасте 100 лет и старше по этой же формуле нужно рассчитать численность родившихся 100 лет назад, 101 год назад и более, а затем их суммировать.

Для возраста 0 лет, т.е. для родившихся в прошлом году, уравнение видоизменяется следующим образом:

где - численность родившихся в году t на данной территории.

В случаях, когда числа родившихся, возрастные числа умерших, прибывших и выбывших, полученные при статистической разработке первичных учетных документов,. расходятся с данными, заложенными в расчет общей численности населения, требуется дополнительная коррекция. Размеры таких поправок наносятся на возрастные показатели пропорционально.

Общая численность лиц, живущих на передаваемых в результате административно-территориальных преобразований территориях, также определяется в процессе расчета общей численности населения. Соответствующие численности по полу и возрасту определяются исходя из гипотезы, что структура возрастно-половой состав населения в результате таких преобразований не изменяется.

И последнее, в процессе расчета в результате неполной сопоставимости данных, полученных из разных источников, ошибок в регистрации возраста и т.д. может случиться, что численность той или иной возрастно-половой группы окажется отрицательной. Это касается обычно самых старших возрастов. С тем чтобы не допустить такой явно ошибочной ситуации, в процессе расчета осуществляется контроль и при необходимости коррекция численностей совокупностей, входящих в балансовое уравнение со знаком «минус», прежде всего численностей умерших и выбывших.

 

2.3. Динамика населения и ее показатели.

Очень часто при анализе демографических процессов сравниваются коэффициенты рождаемости и смертности для разных населений или разных периодов времени. При этом действительные соотношения рождаемости и смертности могут быть искаженными из-за различий в структуре сравниваемых населений.

Исключить влияние различий в структуре сравниваемых населений позволяет применение стандартизованных коэффициентов. При конъюнктурном анализе, когда сопоставляются данные по одному населению с интервалом в один год или меньше, нет смысла прибегать к стандартизации, так как за это время структура, как правило, не могла существенно измениться. Но при сравнении коэффициентов с интервалом в 5 или более лет, или для населения разных территорий различия в структурах населения целесообразно устранить.

Существует два общепринятых метода стандартизации, условно называемых «прямым» и «косвенным».

Рассмотрим, для определенности, расчет стандартизованных общих коэффициентов смертности m. Возрастной коэффициент смертности (mx) для возраста х (х = 0, 1,... 85+) равен отношению числа умерших в данном возрасте (Мx) к числу человеко-лет (Рx), прожитых в рассматриваемый период и в соответствующем интервале возраста. Для коэффициентов, рассчитанных за 1 календарный год, Рx совпадает со среднегодовой численностью лиц возраста х. Общее число умерших за рассматриваемый период (обычно за 1 год) можно представить как:

При прямом методе стандартизации фактические среднегодовые численности населения в этом равенстве заменяют на некоторые стандартные (их называют весами для стандартизации) и подсчитывают, сколько бы человек умерло (Мсп) если бы возрастной состав населения, был таким же, как в населении, принятом за стандарт. Разделив условное число умерших (Мсп), для каждого из сравниваемых населений на сумму Рx, для населения, принятого за стандарт, мы получим стандартизованные прямым способом общие коэффициенты смертности. В них устранены различия в возрастном составе населения и поэтому они более правильно отражают соотношение уровней смертности при пространственных и временных сопоставлениях.

Прямой метод стандартизации особенно удобен при сравнении коэффициентов смертности по причинам смерти, так как стандартизованный коэффициент смертности от группы причин смерти есть сумма стандартизованных коэффициентов смертности от каждой из причин, входящих в группу. Стандартизованный коэффициент смертности от всех причин смерти вместе есть сумма стандартизованных коэффициентов смертности от каждой из групп причин. При косвенном методе это условие нарушается.

В практических расчетах обычно используют веса для стандартизации, сумма которых уже равна 1, и надобность в делении на эту сумму отпадает.

В государственной статистике при расчете прямым способом стандартизованных коэффициентов смертности часто используются европейский и мировой стандарты Всемирной организации здравоохранения со следующими наборами весов:

Возраст

(лет)

Европейский

стандарт

Мировой

стандарт

Возраст

(лет)

Европейский

стандарт

Мировой

стандарт

0

0.016

0.024

45-49

0.070

0.060

1-4

0.064

0.096

50-54

0.070

0.050

5-9

0.070

0.100

55-59

0.060

0.040

10-14

0.070

0.090

60-64

0.050

0.040

15-19

0.070

0.090

65-69

0.040

0.030

20-24

0.070

0.080

70-74

0.030

0.020

25-29

0.070

0.080

75-79

0.020

0.010

30-34

0.070

0.060

80-84

0.010

0.005

35-39

0.070

0.060

85+

0.010

0.005

40-44

0.070

0.060

 

 

 

Информация о работе Характеристика социально-демографического положения Белгородской области