Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:26, курсовая работа
Финансовые результаты в условиях перехода предприятий к рыночному хозяйствованию являются одним из главных ориентиров, характеризующим качество деятельности предприятия.
Статистика финансов предприятия изучает количественные характеристики денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий. С помощью статистики финансовых результатов деятельности предприятий изучается тенденция развития, исследуется влияние различных факторов на финансовые результаты, обосновываются планы и управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается стратегия его развития.
Рассмотрим технику выравнивания по функции прямой линии:
Где а, b – параметры уравнения;
t - порядковый номер года.
Чтобы найти параметры уравнения, необходимо решить систему уравнений:
.
Если t равно 0, то система имеет следующий вид:
; ; .
Подставим расчетные значения в систему уравнений:
Полученное уравнение:
Параметр уравнения а характеризует средний уровень ряда динамики, отсюда средняя цена на 1 ц. молока за период составила 982 р. Параметр b – средний абсолютный прирост, показывающий, что ежегодно в среднем цена молока увеличивалась на 29 р.
Рассчитаем выровненные значения цены реализации:
= 0,982+0,029*(-2)=0,924 тыс.р.;
= 0,982+0,029*(-1)=0,953 тыс.р.;
= 0,982+0,029*0=0,982 тыс.р.;
= 0,982+0,029*1=1,011 тыс.р.;
= 0,982+0,029*2=1,040 тыс.р.
На основании построенного тренда можно сделать статистический прогноз развития цены реализации молока. Составим прогноз на 2011 год методом экстраполяции, предположив, что параметры тренда не изменятся до прогнозного года. Для 2011 года t=3, тогда получим:
= 0,982+0,029*3=1,069 тыс.р.
Таким образом, стоит ожидать, что в 2011 году цена реализации 1 ц. молока СПК «Белоярское» составит 1069 р. Но полученный прогноз не достаточно достоверен, так как он не учитывает колебания цены во времени.
Чтобы определить возможные границы прогноза, рассчитаем предельную ошибку прогноза:
где - предельная ошибка прогноза;
t – коэффициент доверия;
- среднее квадратичное отклонение:
где n – количество лет времени;
m – число параметров в тренде.
Рассчитаем среднее квадратичное отклонение и предельную ошибку прогноза:
= (((0,86-0,924)2 +(1,02-0,953)2 +…+(1,04-1,040)2)/(5-2))1/2=0,
При заданной вероятности 0,954 t=2, тогда = 2*0,072=0,144 тыс.р.
Точечный прогноз корректируют на величину ошибки и выстраивают предельные интервалы прогноза:
Интервал прогноза изменения цены реализации 1 ц. молока:
С вероятностью 0,954 можно утверждать, что цена реализации 1 ц. молока в 2011 году будет не ниже 925 р., но и не превысит 1213 р.
Исходя из результатов проведенного анализа, следует предполагать, что процесс реализации продукции растениеводства для СПК «Белоярское» будет не таким прибыльным, как процесс реализации продукции животноводства, в частности, молока. В связи с этим предприятию можно начать выпускать не только цельное молоко, но и другие виды молочной продукции, например, сметану или творог.
4 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДУКЦИИ СПК «БЕЛОЯРСКОЕ»
4.1 Анализ прибыли от реализации продукции
В рыночной экономике хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, сами планируют свою деятельность и перспективы развития, исходя из разработанных ими социальных и хозяйственных задач, спроса и предложения товаров и услуг, предполагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль и рентабельность.
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие. [9]
Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.
Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.
Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения. [6]
Чтобы проанализировать прибыль СПК «Белоярское» за исследуемый период, воспользуемся методом факторного индексного анализа. Но сначала рассмотрим динамику и состав прибыли предприятия в 2008-2010 гг.
Таблица 13 – Динамика состава прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции СПК «Белоярское», тыс.р.
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2010 г. к 2008 г., % |
Доходы по обычным видам деятельности | 37383,0 | 36452,0 | 39924,0 | 106,8 |
Себестоимость проданной продукции | 33630,0 | 35311,0 | 39508,0 | 117,5 |
Валовая прибыль | 3753,0 | 1141,0 | 416,0 | 11,1 |
Прибыль от продаж | 3753,0 | 1141,0 | 416,0 | 11,1 |
Прочие доходы | 4258,0 | 7115,0 | 5905,0 | 138,7 |
Прочие расходы | 6039,0 | 4106,0 | 3458,0 | 57,3 |
Прибыль до налогообложения | 1972,0 | 4150,0 | 2863,0 | 145,2 |
Чистая прибыль | 1951,0 | 4087,0 | 2532,0 | 129,8 |
За анализируемый период количество денежных поступлений в виде доходов от обычных видов деятельности увеличилось на 6,8% (2541 тыс.р.), в том числе себестоимость проданной в целом продукции также увеличилась на 17,5% (5878 тыс.р.). Валовая прибыль предприятия, составляющая также прибыль от продаж, сократилась на 88,9% (3337 тыс.р.). В то же время доходы от прочих видов деятельности заметно увеличились на 38,7% (1647 тыс.р.). Прочие расходы сократились на 42,7% (2581 тыс.р.). Налогооблагаемая прибыль возросла за анализируемый период на 45,2% (891 тыс.р.), чистая прибыль – на 29,8% (581 тыс.р.).
Проведем факторный индексный анализ прибыли от реализации основных видов сельскохозяйственной продукции (зерна, молока и живой массы крупнорогатого скота) СПК «Белоярское». Для этого воспользуемся расчетными данными таблицы 14 (при этом за отчетный год принимается 2010 г., за базисный – 2008 г.):
Таблица 14 – Расчетные данные для проведения факторного индексного анализа прибыли от реализации продукции СПК «Белоярское»
Вид продукции | Объем продукции, ц (q) | Цена реализации 1 ц., тыс. р. (p) | Себестоимость 1 ц., тыс.р. (z) | |||
базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | базисный год | отчетный год | |
Зерно | 18253,00 | 8894,00 | 0,46 | 0,51 | 0,31 | 0,21 |
Молоко | 14142,00 | 18556,00 | 1,04 | 1,04 | 1,04 | 1,19 |
Живая масса кр.рог.скота | 1379,00 | 142,00 | 4,58 | 6,86 | 4,06 | 4,57 |
Факторный индексный анализ прибыли от реализации продукции предполагает расчет следующих показателей:
Прибыль базисного года:
Прибыль условная 1:
Прибыль условная 2:
Прибыль отчетного года: ,
где q - объем продукции;
p – цена реализации;
z – себестоимость продукции.
Рассчитываем показатели для исследуемого предприятия:
=(18253*(0,46-0,31))+(14142*(
=(8894*(0,46-0,31))+18556*(1,
=(8894*(0,51-0,31))+18556*(1,
=(8894*(0,51-0,21))+18556*(1,
Сам факторный анализ включает следующие этапы:
1. Находится общее изменение прибыли от реализации:
= 209,98/3827,36=0,055=5,5%
2. Определяется влияние факторов:
1) влияние объема выпуска продукции:
=1446,28/3827,36=0,378=37,8%
2) влияние цены реализации продукции:
=2176,4/1446,28=1,505=150,5%
3) влияние себестоимости продукции:
= 209,98/2176,4=0,096=9,6%
3. Проводится проверка:
= 1,505*0,378*0,0960,055
По результатам индексного анализа общее изменение прибыли исследуемого предприятия составило 5,5% в сторону уменьшения. Под влиянием изменения объема выпуска прибыль предприятия уменьшилась на 62,2%. В случае изменения цены реализации 1 ц. продукции исследуемый показатель увеличился на 50,5%. Изменение себестоимости 1 ц. продукции повлияло на прибыль следующее: прибыль предприятия уменьшилась на 90,4%. В целом факторный индексный анализ прибыли СПК «Белоярское» показал, что прибыль предприятия находится на критическом уровне, необходимо провести ряд мероприятий по уменьшению себестоимости, чтобы повысить прибыль.
4.2 Анализ рентабельности продукции предприятия
В условиях перехода предприятий на рыночные отношения показатели рентабельности, деловой активности и финансовой устойчивости могут свидетельствовать об их конкурентоспособности. Наряду с абсолютными показателями объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный показатель – рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др.
Рентабельность является относительным показателем, который характеризует относительную доходность (прибыльность) какого-либо вида деятельности и выражается в процентах к текущим затратам на производство или к затратам капитала. Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.[6]