Зарубежный опыт в решении социологической проблемы мулькультурализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является рассмотрение различных решений проблемы мультикультурализма на примере преуспевших в этом стран.
Задачи:
Рассмотреть понятие мультикультурализма, историю его возникновения;
Выделить наилучший подход к решению данной проблемы;
Рассмотреть опыт стран, старающихся решить проблему культурного многообразия;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3-6
Глава 1. Мультикультурализм: содержание понятия, теоретические основы.
Понятие мультикультурализма: теоретические, политические и идеологические аспекты………………………………………….……… 5-7
1.2 Либеральный мультикультурализм…………………………………………...7
1.2.1. Классический либеральный мультикультурализм……………………….7-8
1.2.2. Современный либеральный мультикультурализм………………………8-10
1.3 Возможные варианты реакции на проблему культурного многообразия 10-14
Вывод по главе…………………………………………………………............... 15
Глава 1. Анализ зарубежного опыта в решении проблемы мулькультурализма.
2.1 Сопоставление австралийской и российской ситуации.....……………. 16-25
2.2 Особенности интеграции этнических меньшинств во Франции……….25-34
Заключение………………………………………………………………....... 35- 37
Список литературы………………………………………………….…......... 37-39

Файлы: 1 файл

курсовая работая по социологии 2011.docx

— 74.68 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра социологии, психологии и педагогики

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по социологии на тему:

 

«Зарубежный опыт в решении социологической проблемы мулькультурализма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 300 гр.

Кубынина М.В.

Проверил: Пономаренко М. П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3-6

Глава 1. Мультикультурализм: содержание понятия, теоретические основы.

    1. Понятие мультикультурализма: теоретические, политические и идеологические аспекты………………………………………….……… 5-7

1.2 Либеральный мультикультурализм…………………………………………...7

1.2.1. Классический  либеральный мультикультурализм……………………….7-8

1.2.2. Современный  либеральный мультикультурализм………………………8-10

1.3 Возможные варианты реакции на проблему культурного многообразия 10-14

Вывод по главе…………………………………………………………............... 15

Глава 1. Анализ зарубежного опыта в решении проблемы мулькультурализма.

2.1 Сопоставление австралийской и российской ситуации.....……………. 16-25

2.2 Особенности интеграции этнических меньшинств во Франции……….25-34

Заключение………………………………………………………………....... 35- 37

Список литературы………………………………………………….…......... 37-39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что культурное многообразие характерно для большинства современных обществ. Однако когда в рамках одного общества сосуществуют люди с разными культурными традициями, необходимо решить ряд проблем, чтобы обеспечить четкие и устраивающие всех правила общежития.

Сегодня большинство государств хотя бы в  некоторой степени отличается культурным многообразием. Торговля, туризм, международный  диалог ученых и деятелей искусства, мобильность квалифицированных  специалистов и миграция приводят к  тому, что в большинстве стран  проживает значительное число людей, принадлежащих к другим культурам. Практически везде можно встретить  представителей хотя бы одного культурного  меньшинства — иностранных туристов и бизнесменов. Многие страны сегодня  можно назвать многообразными в  культурном плане уже потому, что  они открыты внешнему миру — представители  любых народов могут туда свободно приезжать, уезжать, а иногда и оставаться.

Однако  проблема мультикультурализма возникает именно из-за того, что многие люди хотят остаться в стране, в которую приехали. Когда в рамках одного общества сосуществуют люди с разными культурными традициями, необходимо решить ряд проблем, чтобы обеспечить четкие и устраивающие всех правила общежития. Следует определить, например, на каком языке должны вестись публичные дискуссии, какие праздники признаются официальными, к каким обычаям следует относиться толерантно, как человек должен выглядеть и вести себя на публике, а также очертить круг прав и обязанностей индивидов и сообществ.

Поскольку решить эти вопросы бывает непросто, культурное многообразие зачастую приводит к конфликтам. У многих людей существуют устоявшиеся мнения о том, что  считать правильным и неправильным, хорошим и плохим, и потому они  не готовы с легкостью изменить свое поведение и образ мысли.

В ходе изучения проблемы мною были рассмотрены статьи на тему мировой проблемы мультикультурализма профессора политической теории Лондонской школы экономики Чандрана Кукатаса; аспиранта Института социологии РАН Дьякова К.Б. на тему интеграции этнических и конфессиональных меньшинств во Франции; старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН на тему австралийского мультикультурализма; доцента кафедры социологии Казанского государственного университета Низамовой Л.Р. и др.

Объектом данного исследования выступает проблема мультикультурализма.

Предметом исследования является зарубежный опыт решения проблемы мультикультурализма.

Целью данного исследования является рассмотрение различных решений проблемы мультикультурализма на примере преуспевших в этом стран.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие мультикультурализма, историю его возникновения;
  2. Выделить наилучший подход к решению данной проблемы;
  3. Рассмотреть опыт стран, старающихся решить проблему культурного многообразия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Мультикультурализм: содержание понятия, теоретические основы.

1.1 Понятие мультикультурализма: теоретические, политические и идеологические аспекты

Эксплуатация  проблематики многокультурности в ведущих странах привела к заметному истиранию этого понятия и разрастанию числа сопутствующих коннотативных значений, но, с другой стороны, мультикультурализм на Западе уверенно ассоциируется с политикой признания, движениями за идентичность и особость, либеральной теорией прав меньшинств, мультикультурным гражданством, защитой меньшинств. Максимальная степень обсуждения данных вопросов не позволяет сформулировать универсальное определение мультикультурализма, которое могло бы вобрать в себя все прямые и скрытые смыслы, нормативные и практические значения, все контексты употребления и спорные оценки. М. Вевёрка (французский социолог, один из признанных западных авторов по данной теме) дает следующее определение, претендующее на точность: «...это публичная политика, существенная часть институтов, правовых и государственных действий по обеспечению культурным различиям признания в общественной сфере». И хотя данное определение многое разъясняет, все же необходимо уточнять, о каких культурных различиях идет речь: расовых, этнических или иммигрантских; коренных и аборигенных народах или национальностях, являющихся меньшинствами; половых или связанных с депривацией или игнорированием иных групповых идентичностей. Используемое в определении понятие «культурных различий» как объекта политики и идеологии признания, действительно, предпочтительнее, чем «формы культурной жизни», или просто культуры (группы, меньшинства и т.п.), так как смягчает данную трактовку мультикультурализма.

Заметно разнятся сложившиеся политический и ценностный контексты осмысления культурного многообразия. Во-первых, в странах Западной Европы и Северной Америки дискурс мультикультурализма неотделим от размышлений о судьбах либеральной демократии и установлении баланса между крайностями «коммунитаризма» и «абстрактного универсализма»; развитии гражданского общества и гражданских прав; реализации демократических эгалитарных ценностей, а также месте мультикультурализма в публичной сфере в условиях глобализации. Во-вторых накал и содержание дискуссий определяются самими условиями действительности западных стран, интенсификацией столкновений с «инаковостью» для все более широкого числа людей, формированием новых культурных различий и обозначившимися результатами «политики признания». В-третьих, трагические события 11 сентября 2001 г. в США заметно скорректировали идеи демократического включения и исключения; стаи поводом поразмышлять о «столкновении цивилизаций» и новых вызовах демократии. Идеи мультикультурализма повернули направление дискуссий дмократическом включении и исключении в сторону «межкультурного диалога» (С. Бенхабиб) или «обсуждения общеприемлимой, компромиссной политической идентичности», в котором составляющие нацию индивиды могли бы слышать и понимать друг друга (Ч. Тэйлор).

Мультикультурализм зародился и утвердился прежде всего в иммигрантских обществах Нового света — Канаде, Австралии, США. Само понятие мультикультурализма вошло в политический обиход в конце 60-х – начале 70-х годов, когда пути разрешения противоречий и организации мирного общежития двух общин – франкофонной и англоговорящей – искала Канада. В 1971 – 1972 гг. мультикультурализм был провозглашен принципом государственной политики Канады, затем – Австралии. В последующие годы он оброс политической риторикой и стал синонимом практик управления культурным разнообразием в мультиэтническом обществе. При этом ни в одной из стран, даже из числа провозгласивших соответствующую ориентацию, мультикультурализм не существует в чистом виде. Везде мультикультурные практики сопровождаются элементами ассимиляции или сегрегации представителей “иных” этнических сообществ.

На концептуальном уровне мультикультурализм – это доктрина “E pluribus unum” (единство в многообразии – лат.), то есть гармоничного взаимодействия носителей различных этнических культур в рамках единого государственного организма. Она исходит из признания этнического разнообразия как данности и обеспечения прав индивидуумов сохранять свою культуру, чему, впрочем, должна сопутствовать приверженность конституционным принципам и разделяемым всеми ценностям, превалирующим в обществе. На уровне реальной политики мультикультурализм – комплекс мер по сохранению и устойчивому развитию этнокультурного своеобразия групп меньшинств, включая недавних иммигрантов, в условиях естественного преобладания культурной среды основного населения, а также искоренению и предотвращению любых форм дискриминации. Подобное поощрение развития этничности недоминирующих общностей (религии, культуры, обычаев и т.п.) должно: а) гармонично обогащать и дополнять все сферы жизни доминирующего общества; б) способствовать групповой интеграции в него меньшинств на базе демократических ценностей большинства.

 

1.2 Либеральный мультикультурализм

1.2.1 Классический либеральный мультикультурализм

 

Либерализм  — это доктрина, по определению  сочувственно относящаяся к культурному  многообразию, поскольку она делает акцент на праве индивида жить по собственному разумению, даже если этот образ жизни  не одобряется большей частью общества.

В соответствии с либеральной традицией к  укладу и особенностям жизни меньшинств следует относиться толерантно, а не подавлять их. Это, естественно, означает, что и наличие культурных меньшинств считается в либеральном обществе абсолютно приемлемым: от людей не требуют придерживаться ценностей, которых они не разделяют, и не запрещают им жить в соответствии с принципами, которые им дороги.

Таким образом, главная задача либералов — найти  способ, позволяющий сторонникам различных ценностей сосуществовать бесконфликтно.

Преимущество  либерального подхода заключается  в том, что он делает акцент на следующей  идее: когда у людей возникают  разногласия о том, что считать  хорошим и правильным, вопрос нельзя решать за счет принудительного навязывания  преобладающей точки зрения. При  наличии разногласий или противоречий стремиться следует к мирному  сосуществованию. Именно поэтому либерализм с сочувствием воспринимает идею о культурном многообразии в обществе — в рамках такого общества люди могут свободно объединяться с кем  захотят, и от них не требуют подчиняться  стандартам, которые они не могут  принять или разделить.

Классический  либеральный мультикультурный режим можно определить как режим наибольшей толерантности. Он терпим настолько, что готов мириться с наличием в своей среде даже тех, кто настроен против него. В то же время он не предоставляет особых преимуществ и защиты ни одной конкретной группе или общине. Он никому не будет мешать стремиться к собственным целям или поддерживать определенные традиции, но при этом не будет и поощрять, субсидировать или отдавать особое предпочтение никаким целям и традициям. Это мультикультурализм без страха и фаворитизма.

 

1.2.2 Современный либеральный мультикультурализм (критика Классического)

 

Ряд авторов, теоретиков-либералов отходит от классической либеральной концепции мультикультурализма по различным соображениям.

Например, Брайан Барри считает, что либеральное государство должно, среди прочего, взять на себя ответственность за образование детей, чтобы культурные или религиозные сообщества не внедрили в умы подрастающего поколения ложные идеи. Оно должно также гарантировать соблюдение прав женщин во внутрисемейных отношениях и не допускать, чтобы культурные меньшинства дискриминировали тех, кто покидает подобные группы.

Другие  теоретики-либералы, например Уилл Кимличка, напротив, отстаивает «жесткий» вариант мультикультурализма, утверждая, что мультикультурное государство должно придерживаться групповой дифференциации прав и обеспечивать культурным меньшинствам особую защиту. По его мнению, либеральное государство должно предпринимать активные шаги для обеспечения таким группам необходимых средств, позволяющих поддерживать их образ жизни. Это означает не просто субсидирование их деятельности, но и предоставление правовых и политических гарантий против дискриминации и любых неблагоприятных условий. В то же время государство должно позаботиться и о том, чтобы культурные группы соблюдали основополагающие гражданские права, которые либеральная система обеспечивает всем индивидам. Кимличка считает политику «мягкого» либерализма синонимом «благожелательного равнодушия»; такой подход, утверждает он, не в состоянии решить важнейшие проблемы, с которыми сталкивается государство в условиях культурного многообразия.

Другие  авторы, которых можно назвать  постмодернистами или радикалами, отходят  от классической либеральной концепции  мультикультурализма, считая ее чересчур индивидуалистской и нивелирующей. Достойное государство должно приветствовать многообразие, с готовностью принимая «чужаков», но оно должно также создавать им конкретные стимулы для сохранения своих традиций. Необходимо уделять гораздо больше внимания тому, какое значение меньшинства, с трудом пытающиеся обеспечить себе достойную жизнь в современном политическом обществе, придают сохранению своей культурной идентичности. Подобные группы необходимо включать в состав политического общества, но одновременно помогать им сохранить свою идентичность в качестве самостоятельных культурных объединений.

Уилл Кимличка и Брайн Барри, несмотря на существенные разногласия в отношении мультикультурализма, полагают, что в либеральном обществе ценности либерализма должны соблюдать все общины или подгруппы — по крайней мере до некоторой степени. По мнению Барри, они могут отходить от либеральных норм только в том случае, если представляют собой абсолютно добровольные ассоциации, объединяющие свободных совершеннолетних индивидов. Он также считает, что поддержание подобными группами особых нелиберальных форм объединения не должно поощряться. Кимличка, напротив, придает большое значение оказанию помощи культурным меньшинствам, отчасти потому, что лишь при такой поддержке их члены смогут пользоваться определенной степенью автономии, которую он рассматривает как важнейшую из либеральных ценностей. Это означает, что меньшинствам оказывается помощь как в их стремлении к интеграции, так и в попытках поддержать свое «особое» существование. То есть в первую очередь таким группам должны быть предоставлены юридические и политические льготы, дающие им больше возможностей для сохранения и процветания в рамках общества. Возможно, речь идет о наделении их особыми правами на представительство в органах власти, признании их культурных традиций (скажем, за счет их включения в государственную. Символику или составления списка официальных праздников с учетом религиозных обрядов меньшинства, а не только большинства) или освобождении некоторых групп от части предписанных законом обязанностей. Во-вторых, такая помощь предусматривает принятие законов, позволяющих культурным меньшинствам защищаться от внешних влияний. В частности, применительно к коренным народам Кимличка рекомендует предоставление им прав самоуправления. Во всем этом взгляды Кимлички отличаются от мнения Барри; однако оба они убеждены, что самостоятельные группы в составе либерального государства должны соблюдать ряд основополагающих либеральных ценностей. Никаким группам нельзя позволять полностью пренебрегать либеральными нормами.

Информация о работе Зарубежный опыт в решении социологической проблемы мулькультурализма