Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:07, реферат
Впервые термин “социология” был введен французским социологом Контом в середине XIXв. и означал “обществоведение”. На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.
Наиболее важной
работой Мечникова Л.И. было издание
“Цивилизация и великие исторические
реки”, где он разделяет законы природы
и законы общества. В ней же определяются
такие понятия, как общественность и общество.
Общественностью Мечников Л.И. называет
организацию, возникающую на начальных
этапах развития органического мира. Общество
же он представляет как нескольких человек,
объединивших свои усилия в совместной
деятельности для достижения общих целей.
По мнению данного ученого развитие социологии
может быть осуществлено при наличии двух
условий. Во-первых, при выявлении специфики
социальных законов. Во-вторых, при определении
критериев социального прогресса с точностью
биологической науки. Мечников Л.И. пишет,
что в органическом мире основным является
закон борьбы за существование, а социальном
мире главенствует закон солидарности
и сотрудничества. Он выделяет три типа
солидарности: подневольная (принудительная),
подчиненная, добровольная. Мерилом социального
прогресса Мечников Л.И. считает степень
свободы и добровольности объединений
людей. Он придерживается линейной эволюционной
концепции, в которой главным является
географический фактор. Природа определяе
ход истории, общество способно к солидарности
при освоении ее богатств. Первые цивилизации
возникают воль рек таких, как Нил, Тигр,
Ефрат, Инд, Ганг. Главным природным факторо,
по мнению Мечникова Л.И. является вода.
Исходя из этого, он выделяет три эпохи
в ходе истории:
Речная (период
создания древних государств по берегам
рек);
Морская или
среднеземноморская (цивилизации создаются
вокруг морей)
Океаническая (всемирная
эпоха, начавшаяся с открытия Америки)
Ключевский В.О.
как представитель географического
детерминизма, большое внимание уделяет
влиянию природы на начальной стадии развития
человеческого общества. В русской истории
он выделял четыре стадии:
Русь Днепровская,
городовая, торговая (VШ-ХШ века)
Русь Верневолжская,
удельно-княжеская, вольно-землевладельческая
(ХШ - середина ХVвека).
Русь Великая,
Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая
(конец XV- начало ХVII века)
Всероссийский
период, императорско-дворянская фабрично-заводская
(конец XVII- начало XIX века)
Ключевский В.О.
выделил так же и пятую стадию,
которую он назвал периодом правового
государства. Этот период должен был
наступить после отмены крепостного
права и реформ. Ключевский В.О. выделял
феномены России: миграция, подчинение
государственному аппарату, бюрократия,
медленное раскрепощение. Он верил, что
его отчество станет сильным государством,
авторитетным в мире, с высоким уровнем
культуры и образования.
Из всего вышесказанного
можно сделать вывод, что сторонники
географического детерминизма считали
главным в развитии человеческого общества
географический фактор.
3.2. Органицизм
Такое направление
социологии, как органицизм, сложилось
на базе идей европейских социологов,
его сторонниками были Лилленфельд
П., Новиков К.А., Стронин А.Н. Концепция
органицизма основана на таких понятиях,
как организм и организация. Организм
– это, прежде всего упорядоченное целое.
Сущность органицизма состоит в том, что
определенные биологические понятия и
закономерности переносятся на общественные
явления.
Внутри организма
существуют иерархия частей, функциональная
специализация, управление, а также кооперация,
дополнительность и т.д. Здесь присутствуют
не только простая обусловленность, но
также генетическая преемственность.
Они сочетаются с различного рода естественными
программами и алгоритмичностью на сигнальной
основе, а также с адаптивностью, агрессией
в среду, самоорганизацией, самосовершенствованием,
саморазвитием и др. Согласно концепции
органицизма отождествляется живой организм,
человека, общество (с его разного рода
организациями) и смешанные системы.
Для единичного
организма и человечества в целом
существуют определенные общие алгоритмы,
закономерности и единые ценности.
Они обладают сходными общими свойствами,
функциями и отношениями. Это
общее включает следующее:
1) существование
на единой – материально-
2) системность
строения, функций, организации (наличие
структур) и иерархичность;
3) многопараметричность;
4) многофакторность,
стохастичность;
5) стремление
к поддержанию
6) сохранение
определенной упорядоченности,
7) извлечение
и усвоение материала, энергии
и сигналов ради обеспечения
жизнеспособности за счет
8) системность
жизнедеятельности,
9) самовоспроизводство
в целом и в частях и т.д.;
10) управление
и самоуправление.
11) адаптивность
по отношению к условиям за
счет лабильности и
12) функциональность
целого и частей, функциональная
инвариантность;
13) цикличность
жизнедеятельности и общего развития,
включая индивидуальное рождение и индивидуальную
смерть;
14) наличие фаз
перехода (“переходных состояний”)
и “снятия” предыдущих форм,
качеств и состояний в ходе
развития к высшему или
Таким образом,
в органицизме как направлении социологии
рассматривалось развитие человеческого
общества по аналогии с развитием единичного
организма.
3.3. Концепция
культурно-исторических типов
Основателем концепции
культурно-исторических типов является
Данилевский Н. Я., которого считают
приверженцем идей славянофильства, вступавшего
в тот период в стадию упадка. Он был одним
из наиболее типичных представителей
панславизма. В книге "Россия и Европа"
Данилевский Н.Я. подробно развивает теорию
"культурно-исторических типов" человечества.
В совоей работе
Данилевский Н.Я. наделяет культурно-исторические
типов следующими характеристиками:
самостоятельные, своеобразные в плане
религиозного, социального, бытового,
промышленного, политического, научного,
художественного, исторического развития.
Его социальная позиция выражена в следующем:
“В продолжение этой книги мы постоянно
проводим мысль, что Европа не только нечто
нам чуждое, но даже и враждебное... Из этого,
однако, еще не следует, чтобы мы могли
или должны были прервать всякие сношения
с Европой, оградить себя от нее Китайской
стеной: это не только невозможно, но было
бы даже вредно, если бы и было возможно...
Но если невозможно и вредно устранить
себя от европейских дел, то... необходимо
смотреть на эти дела всегда и постоянно
с нашей особой, русской точки зрения”.(Данилевский
Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 440-441).
Данилевский считал,
что общественные явления управляются
общими духовными законами, но в
тоже время: “Различия культурно - исторических
типов есть, в конечном счете, различия
характеров народов, их составляющих:
различия этнографические, племенные,
которые выражаются в особенностях психического
строя народов”. Каждая цивилизация имеет
характеристики, которые не могут быть
переданы другой цивилизации. Поэтому
исторический прогресс общества состоит
в том, что бы следовать по пути развития
своего культурно-исторического типа.
3.4. Народничество
Народничество
70-80-х годов XIX в. в России носило характер
массового общественного
Говоря об истории
развития анархистских взглядов в революционно-
Говоря об истории
российского анархистского
В России революционно-демократические
движения основной причиной своей активности
имели растущее недовольство самых
широких общественных кругов половинчатостью
и непоследовательностью
Тактика "хождения
в народ" первых народников соответствовала
основной анархистской установке - помочь
народу самому осознать свои надежды и
стремления. Отход от анархизма во взглядах
народников и связанный с этим раскол
"Земли и Воли" 1876 года имел своей
причиной провал тактики "хождения
в народ" и насущное требование организационных
начал в революционном движении. Раскол
народнического движения, в конечном счете,
породил две ветви революционной оппозиции:
социал-революционеров и социал-демократов,
далеких от анархистских принципов и стоящих
на позициях государственности.
3.5. Субъективная
школа
Наиболее влиятельной
в русской социологической традиции была
субъективная школа. Это положение определялось
рядом моментов. Во-первых, школа просуществовала
продолжительное время, с конца 60-х гг.
XIX в. до конца 20-х г. XX в. В количественном
отношении субъективная школа была представлена
множеством публикаций. Наряду с "отцами-основателями"
(П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н.
Кареев) в ней обнаруживаются несколько
поколений последователей . Во-вторых,
представители данной школы прекрасно
понимали российскую социальную реальность.
В-третьих, это направление появилось
как продолжение западных позитивистских
идей, считая науку инструментом социальных
изменений и умственного прогресса.