Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:07, реферат
Впервые термин “социология” был введен французским социологом Контом в середине XIXв. и означал “обществоведение”. На протяжении века предмет социологии менялся. С одной стороны он уточнялся, что выражалось в отделении социологии от философии. А с другой стороны увеличивалось число концепций, каждая из которых рассматривала под своим углом социальные отношения.
Основоположником
субъективной школы является Лавров
П.Л., в изучении социологии он опирался
на философию, историю и этику. Лавров
пытался найти истоки общественности
в животном мире (то, что позднее стали
называть "предсоциологией"), понять
специфику именно человеческого общества,
проследить разные состояния социо-культурной
эволюции, начиная с первобытных форм,
(их остатки в настоящем в виде народных
суеверий, традиций, верований) и, кончая
цивилизованными формами, включающими
великие цивилизации древнего мира, культуру
античности, средневековья и нового времени.
В этом отношении он был одним из пионеров
так называемых генетической и исторической
социологии. Сочинения Лаврова, посвященные
истории мысли, как специфической черте
человеческого общества, рисуют читателю
широкую панораму мировой эволюции. Его,
как и Конта, волновал процесс "подготовления"
мысли - космические, геологические, физико-химические,
биологические и, наконец, психологические
линии эволюции, вплоть до "сопутствующих"
мысли социальных процессов, ибо мысль
и культурное неотделимы от социального,
как личность неотделима от общества.
Лавров утверждал,
что культура в жизнедеятельности
общества и человека выражает бессознательное,
инстинктивное, являясь "зоологическим
элементом" цивилизации. Правда, иногда
он считал возможным говорить и об "инстинктивной
культуре животных". Начальные, первобытно-родовые
и последующие цивилизованные формы социокультурного,
вплоть до современных, Лавров призывал
изучать, сочетая их объективное рассмотрение
с оценкой со стороны идеала, что и составляло
суть субъективного метода.
Лавров отрицал
эгоизм, анархию личности и диктат
общества и группы над нею в
равной степени. И то, и другое были
для него патологией, "социальным заболеванием",
часто встречающимся в истории. Ему были
близки те исторические личности, которые
участвуют в прогрессе, воплощение идеала
"справедливого общества", т.е. способствуют
росту солидарности наибольшего количества
лиц и росту их личностного развития. Темпы
так понимаемого прогресса, его ритмов
и фаз направленности и ускорения, его
"цены" он считал главнейшими проблемами.
Социологию, не указывающую пути прогресса,
он называл "болтовней", а не наукой.
Михайловский
Н. К. был так же одним из зачинателей социологии
в России и со временем стал общепризнанным
лидером субъективной школы. Рассмотрим
подробнее его социологические взгляды.
Центральная проблема
социологии Михайловского, как и
многих других исследователей второй
половины XIX в., была связана с выяснением
природы, функций и противопоставлением
двух видов связей людей в обществе. При
этом в основу кладутся не выяснение конкретных
отношений человека к человеку, а абстрактное
отношение общества к человеку (и наоборот).
Михайловский выдвигает два типа связей
"личность - общество" или кооперации
человеческой деятельности, предполагая,
что сумма разнообразных форм этой деятельности
составляет "социальную статику"
общества. Первый тип - исторически более
ранний, охватывает первобытную общину
и начальную эпоху варварства. Он построен
на следующем: деятельность людей носит
относительно недифференцированный характер,
отсюда тотально сходные общественные
функции и интересы всех людей, развитая
солидарность, взаимопомощь, действие
обстоятельств, столь свойственных другим
сферам бытия. Здесь сказывается и близость
исследователя к изучаемым общественным
фактам (субъективный метод).
Главной формой,
типом "общественной индивидуальности",
по Михайловскому, является личность,
а борьба за нее является борьбой с
групповым диктатом, калечащим разделением
труда, групповыми стандартами в познании,
предрассудками и т. п. Наряду с неделимой
"человеческой индивидуальностью"
в социуме есть и другие более сложные,
делимые "общественные индивидуальности"
(разные социальные группы: классы, семья,
профессиональные группы, партии и институты:
государство и церковь). Все эти виды "общественной
индивидуальности" ведут между собою
борьбу с попеременным успехом и постоянную
борьбу с личностью, направленную на превращение
ее в винтик, орган более комплексных организаций.
За долгую историю человечества сложилось
два четких состояния этой борьбы ("простая
и сложная кооперация") и масса переходных
конкретных вариаций между ними.
Для Михайловского
социологическая методология ("субъективный
метод" - "борьба за индивидуальность")
должна не только объяснить объективный
ход исторического процесса, но и дать
определенные правила поведения, нормы
для субъективной корректировки этого
объективного процесса - с помощью идеала.
Михайловский, как
и подавляющее большинство
Южаков С. Н. был
третьим после Лаврова и Михайловского
крупным социологом субъективной школы.
Он критически рассматривал механический
перенос выводов биологии в социологию,
в частности дарвинизма, указывая, что
естественный (и половой) подбор работает
в социальной сфере иначе, чем в природной,
так как с ним сильно конкурируют новые
факторы - богатство, власть, общественное
положение, статусные привилегии, нравственные
ценности, культура в целом. Культура представляет
собой реальность особого рода, в эволюционном
отношении самую высшую.
Существует, по
мнению Южакова, три вида деятельности
личности, важные для процессов социальной
динамики: самостоятельная деятельность,
но не согласованная с интересами общества
(деятельность преступников), принудительная
деятельность, насильственно согласованная
с обществом (подневольный труд раба, заключенных
или крепостного) и самостоятельная, свободная
деятельность, согласуемая с интересами
личности и общества (труд изобретателя,
ученого, артиста). Идеал справедливого
общества предполагает максимальное расширение
последней сферы.
Особенностью
социологии Южакова было то, что
он рассматривал мораль не как синоним
этического, а в более широком
смысле всего психического, отличного
от материального, как "идеальные
начала общественности". Мораль при
таком толковании объявлялась "явлением
чисто социальный", продуктом и вместе
с тем, условием функционирования и развития
общества. Нет ни одной сферы общества,
свободной от моральных норм, кодексов,
предписаний. На этом основании морали
предписывалась интегральная роль в достижении
экономического, политического и социального
"согласования" (консенсуса) и особое
значение в социальных конфликтах и кризисах.
Южаков прямо подчеркивал, что мораль
есть "нечто антагонистическое" борьбе
за существование, постоянно и повсюду
стремится ограничить сферы этой борьбы
и в конечном идеале - совершенно изгнать
из общества. Вся мировая история человечества,
ее фазы и рост супероорганического составляют,
считал Южаков, ступени ограничения действия
полового и естественного подбора как
органического механизма эволюции. Роль
нравственных идеалов в этом процессе
просто уникальна. Южаков применял эти
рассуждения не только к историческому
процессу человечества вообще, но и в анализе
частных проблем.
3.6. Психологическое
направление
Среди всех русских
социологов конца XIX - начала XX в. самую
важную роль в духовном объединении и
взаимном понимании Запада и России играл
Ковалевский М. Предмет социологии - "социальный
порядок и прогресс", оба понятия соотносительные
и в реальности не существует в отрыве
друг от друга. "Социальный порядок",
по Ковалевскому, есть система взаимодействий
людей разного рода, подчиняющаяся особым
законам эволюции и функционирования.
Законы эволюции (их поиск и составлял
предмет почитаемой им генетической социологии)
демонстрирует типологическое единство
институтов и явлений разных культур и
народов на основе их происхождения. Он
применил этот прием при изучении возникновения
и последующего генезиса разных социальных
общностей, институтов и религии.
Одна из последних
работ Ковалевского по генетической социологии
называлась очень просто - "Происхождение
семьи, рода, племени, собственности, государства
и религии" (СПб., 1914), но представляла
собою детальную реконструкцию человеческого
социального прошлого. Один из выводов
его генетической социологии гласил -
нынешние примитивные племена - "современны"
в подлинном смысле этого слова и нет оснований
представлять их как реликты ранних фаз
эволюции. Что же касается законов функционирования,
то они показывают более короткие в социальном
времени и пространстве цепи зависимостей.
Так, биосоциальное условие - "рост населения",
по Ковалевскому, составлял статический
фактор социальной дифференциации и "экономического
роста", которые определяют политику,
в свою очередь определяющую функционирование
и строение системы образования, воспитания,
идеологии. Все перечисленные явления
подчиняются и обратному влиянию, взятые
вместе эти зависимости составляют основу
общества или "социальный порядок".
Человеческая психология, в индивидуальной
и коллективной форме, участвует на разных
уровнях функционирования и в любом звене
"социального порядка", хотя онтологически
исходным его условием являются все-таки
"рост и плотность населения".
Общественный
прогресс, по Ковалевскому, это постепенное
расширение сферы солидарности и "замирения":
если человечество начало свою историю
с небольших групп, типа рода и семьи, где
легко обнаруживались эти критерии, то
с ходом истории они стали охватывать
многомиллионные образования - народности,
нации, государства, церковь и т.п.
3.7. Ортодоксальная
методология
Представителем
направления социологии - ортодоксальной
методологии был Кистяков Б. Специфику
общества Кистяковский видел в психологическом
взаимодействии индивидов, а объектом
социологии считал, прежде всего, те явления,
которые возникают лишь в результате этого
взаимодействия: общность чувств, желаний
и другие проявления феномена коллективного
сознания. Все эти явления - не простая
комбинация, агрегат индивидуальных сознаний.
Тут происходят качественные дополнения,
этот-то "плюс" и составляет характерный
признак общества как сложной системы.
"Коллективный дух" - это фундамент,
на котором основывается общественная
жизнь с ее разделением на отдельных личностей,
их сочетанием в сословия, классы, профессии,
семьи и другие группы. При психологическом
взаимодействии происходит не только
обогащение воли и чувств отдельного индивида,
но и их ломка, обеднение, и даже уничтожение.
Отсюда различные виды и формы социального
господства и подчинения, играющие важнейшую
роль в истории человечества.
Кистяков Б. полагал,
что успехи социологии XIX в. были по-своему
вдохновляющими: накоплена масса
научно обработанных данных, обобщающая
социологическая точки зрения пронизала
ряд традиционных дисциплин - правоведение,
историю, политическую экономию и т.п.,
созданы сложные концепции - органицизм,
психологизм, марксизм. Однако считал
Кистяковский, назрела необходимость
другого, методологически более высокого
порядка - аналитически осмыслить сделанное,
оценить его подлинно научное значение,
и, прежде всего - методы работы. Подобный
оздоровляющий анализ - удел широкого
научно-философского течения.
Основные категории
социологии, считал Кистяковский, требуют
тщательной философской критики
и проверки. А позитивисты даже
и не подозревают об этой необходимости.
В результате предпринятой "критики
понятий" Кистяковский пришел к следующему
выводу: подавляющая часть терминов позитивистов-социологов
либо механически переносилась из естествознания,
либо была результатом не научной методологической
обработки, а систематизацией обыденного
сознания.
Задача всей
русской интеллигенции - создать
общечеловеческие правовые идеалы и
укоренить их в народное сознание,
иначе в ходе революции их отсутствие
выльется в стихийные, кровавые анархии
или легализованный террор. Кистяковский
считал, что адекватные социологические
теории права (разрабатываемые им и его
сторонниками) станут самыми надежными
помощниками в этом деле. Таким образом,
как и многие другие русские социологи,
Кистяковский Б. признавал за своей научной,
теоретической работой важную политико-практическую
заземленность.
Главная работа
Кистяковского "Социальные науки
и право", представляла собой тонко
продуманное соединение всех его
публикаций русского периода Том
был задуман как
Власть, по Кистяковскому,
является основным признаком общества,
точнее, его социальных систем, связанных
с производством, распределением благ
и управлением. Он ставит и последовательно
решает ряд вопросов: происхождение (зарождение)
власти, ее генезис, многообразие видов
и государственная власть как особый вид
социальной власти. Исходным для Кистяковского
служит тезис: психологические и социально-психологические
явления господства и подчинения, которые
есть везде и всегда, где есть люди и отношения
между ними, составляют общее основание
всякого властвования и власти. В указанном
смысле власть зарождается там, где при
отношении двух или нескольких лиц одно
лицо, благодаря духовному, физическому
или материальному своему превосходству
занимает руководящее и господствующее
положение, остальные становятся в зависимое
от него положение. Даже в самых малых
по количеству членов группах - дружеский
кружок, компания сверстников, религиозная
секта и т.п. - встречается это исходное,
относительно простое отношение господства
и подчинения, т.е. власти