Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:31, реферат
Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым удивлением указал немецкий философ и социолог Л. Штейн в своем благожелательном обзоре русской социологии XIX века.
Введение
Причины появления и распространения социологии в России
Социология в России в XIX веке
Введение:
Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым удивлением указал немецкий философ и социолог Л. Штейн в своем благожелательном обзоре русской социологии XIX века. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века социология прошла несколько этапов, постепенно достигая когнитивной зрелости, критериями которой являются стремление к теоретико-методологической интеграции, создание эмпирического уровня исследований и успешная институционализация (организация преподавания и научной работы). Все три критерия постоянно стимулируют друг друга. Их конкретная история позволяет уловить национальную и региональную спе-цифику исследовательского процесса и его место, роль в более широком мировом процессе социального познания определенной эпохи. Однако демонстрации этой истории должен предшествовать ответ на вопросы: в каких условиях и под влиянием, каких обстоятельств возникла русская социология? Что помогало и что мешало ее развитию?
Причины появления и распространения социологии в России.
Возникновение самой социологии, как
и суммы вышеперечисленных ее
зависимостей, определялось в первую
очередь капиталистическим
Чем же был вызван этот процесс? К
началу 60-х годов в русском
обществоведении сложилась
В 1842 году Конт выпустил заключительный том "Курса позитивной Философии". И через три года мы обнаруживаем первую четкую реакцию на него в России. О необходимости создания в стране новой науки -- социологии -- заявил талантливый исследователь Валериан Майков.
Особенно помогли реформы 1861 года, когда некоторые запреты на изучение многих общественных проблем, существовавшие для национальных исследователей в эпоху Николая I, были наконец-то сняты. Так в 1861 году Н. Серно-Соловьевич (сидящий в тюрьме за антиправительственную деятельность) размышлял о состоянии социальных наук своего времени. Итоги раздумий он сформулировал в виде вопроса, вынесенного в заголовок опубликованной позднее статьи: "Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки", изучающей законы исторического развития и социальной солидарности так же объективно, как естествознание исследует законы природы.
Положительные ответы на этот вопрос раздаются в русской печати все чаще и чаще. Послереформенная Россия, при всей противоречивости освобождения крестьян от крепостной зависимости, была во многом отличной от дореформенной России, особенно учитывая важнейшие тенденции развития общества, культуры и базовой, массовой личности. Именно эти тенденции и сформулировали национальные потребности в новой общественной науке -- социологии, методику которой при этом предлагали брать у западных авторитетов -- Д. Милля, Г. Бокля, Г. Спенсера, но особенно у О. Конта. С середины 60-х годов в русской литературе появляются работы, в которых неоднократно встречается словечко социология, которая, однако, понимается как философия истории "на научной основе". Наиболее показательны сочинения А. П. Щапова, прозванного в России "маленьким Боклем". С конца 60-х годов большая группа исследователей (П. Лавров, Н. Михайловский, А. Стронин, Е. Де Роберти и другие) настойчиво стремится подчеркнуть самостоятельный ха-рактер новой науки.
Спор, как называть эту науку -- "социальной
физикой", "философией истории"
или "социологией" был не столь
беспредметен, как может сейчас показаться.
Один из комментаторов этого процесса
отмечал, что, если бы речь шла просто
о выборе того или иного названия,
то в конечном счете можно было
бы согласиться с любым из них
или каким-либо другим, но вопрос заключался
в ином - в междисциплинарных
"На исходе 60-х годов, -- вспоминал
крупнейший историограф
Оформление социологии на русской
культурной арене имело как
Хотя далеко не все общественные
слои и политические течения в
стране были способны поставить правильный
диагноз "болезням" России, симптомы
болезни ощущали все -- от консерваторов
до левых радикальных кругов. И
все предлагали рецепты и методики
лечения, столь же различные, сколь
различны были интересы стоящих за
ними классовых сил. В частности,
позитивистская социология в России
с первых ее шагов выступила в
качестве идейного оружия кругов, заинтересованных
в известном ограничении
Идеология громадной части русских
социологов - мелкобуржуазный демократизм
и либерализм; поэтому в большинстве
доминирующих в это время идеологических
конфликтов, особенно до революции 1905
ода, они выступали оппозиционерами
и критиками царского режима. В
рамках этой общей ориентации неизбежно
были свои оттенки: одни видели негативные
аспекты западного капитализма
и стремились в утопической форме
снять их (Н. Михайловский и другие),
другие, напротив, призывали, открыто
исходить из ценностей буржуазного
общества и "пойти на выучку капитализму"
(П. Струев и другие). «Именно эта,
не просто политическая, но оппозиционно-политическая
ангажированность социологии в России
составила ее отличительную черту,
справедливо пишет Н.Новиков, по
сравнению с западно-
Так, проблема разложения феодального
строя и генезиса промышленного
капитализма и его культуры становится,
как правильно отмечал В.И. Ленин,
"главным теоретическим вопро-
Русская передовая журналистика выступала
с критикой и требованием пересмотра
всей деятельности, всех архаических
заветов и преданий прошлого. Наука
об обществе - социология - многим представлялась
тогда наиболее надежным помощником
в этом деле. В этих условиях многие
буржуазные и мелкобуржуазные идеологи
логично обратились к позитивизму,
который на первых порах «давал право
своим адептам одинаково
Для становления социологии явно стимулирующим
фактором оказалось усложнение социальной
структуры русского общества, бурный
рост городских сословий, бывших до
реформы почти незаметными
Уже первые историки русской социологии,
как отечественные, так и зарубежные
(Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), верно,
заметили, что главные теоретические
достижения социологической мысли
в России были одновременно ответом
на вопрос: "Что считать наиболее
важным для блага народа?". Свое
стремление помочь угнетенному народу
(часто беспомощное) русские интеллигенты
переносили в писательскую и исследовательскую
деятельность, не очень их разграничивая.
Отсюда публицистичность социологической
литературы в России, ее подчеркнутая
гуманистическая ориентация, совпадающая
с литературной ориентацией на страдающего
человека, хотя в итоге не обошлось
и без "веховского" высмеивания
этой линии, и сциентистского отрицания
ее. В свою очередь русская реалистическая
литература конца XIX века жадно впитывала
социальную проблематику, так что
отнюдь не преувеличением звучат слова
Г. В. Плеханова: «У художника Горького
и у покойного художника Г.
Взаимодействие художественной литературы
(особенно публицистики) и социологии
-- важная тема, требующая самостоятельного
рассмотрения. Укажем здесь только
на то, что имена Спенсера, Конта,
Михайловского и других социологов,
их высказывания, названия трактатов
и систем столь обильно замелькали
в устах литературных героев и
в авторской харак-теристике
Одновременно действию отмеченных факторов мешали (иногда в существенной степени) многие патриархально-традиционные элементы старого общества и культуры. Прежде всего, следует упомянуть долгую вражду с царской администрацией. Боязнь мертвящего воздействия последней на социальную науку -- общая черта психологии русских научных кругов. Вспомним хотя бы "высочайшие" решения Павла I и Николая I, запрещавшие официальное использование терминов "общество", "революция" и "прогресс". В пору крепостного права верхи сознательно вытравляли из печати любые возможности обсуждения социально-политических проблем, предлагая общественному мнению затяжные толки о том, быть или не быть на будущий год итальянской опере в Петербурге. После реформы возникают и растут социальные слои, с мнением которых приходилось считаться: соответственно этому меняются формы самого "ответа". Причем дело, конечно, не в простом ограничении научного лексикона (хотя и это весьма показательно!), а в том, что абсолютизм и православный провиденциализм были преградой объективному рассмотрению социальных проблем. Вот один типичный пример.