Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:31, реферат
Социология в Россию проникла с Запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно в собственных национальных культурных традициях и политических условиях. На это обстоятельство с некоторым удивлением указал немецкий философ и социолог Л. Штейн в своем благожелательном обзоре русской социологии XIX века.
Введение
Причины появления и распространения социологии в России
Социология в России в XIX веке
В "Русском деле" (1866, №33) была опубликована анонимная статья с выразительным заголовком "Самодержавие по-ученому..." Автор злобно нападал на "крамольный позитивизм", по которому русский государственный строй объявлялся лишь... "стадией мирового развития государственности", и, следовательно, преходящим состоянием общества. Далее следовал провокационный вопрос: "Да разве можно подобную дичь читать с государственной кафедры?". Ответ на этот вопрос предлагалось искать уже другим "государственным" учреждениям.
Сопротивление со стороны титулованной рутины любым научным нововведениям, учебным программам и планам превращало, как признавались различные исследователи, иногда даже довольно невинные явления (чтение книжек не только по социологии или политической экономии, но даже по бактериологии, гигиене, санитарии и биологии) в дело... политики, в процесс полулегальный. Не только студент, но и уже сложившийся ученый не был застрахован от доносов, нелепого контроля, всевозможных внешних помех в исследованиях и процессе обучения. <Жуткое чувство испытывает тот, кому приходится заниматься историей науки в России, - говорил академик С. Ф. Ольденбург, -- длинные ряды "первых" томов, "первых" выпусков, которые никогда не имели преемников; широкие замыслы, как бы застывшие на полуслове, груды ненапечатанных, полузаконченных рукописей. Громадное кладбище неосуществленных начи-наний, несбывшихся мечтаний…
В этой ситуации подавляющая часть русских социологов, так или иначе, была жертвой полицейского пресса. Это другая особенность нашей социологии, отличающая ее от западной. Ссылки, вынужденная эмиграция, тюрьма, увольнения, грозные предупреждения и т. п. - вот вехи биографии Д.Щапова, Л. Оболенского, Я. Новикова, П. Лаврова. М. Ковалевского. Л. Петражицкого, Л. Мечникова, С. Южакова, Н. Стронина, Е. Де Роберти, Б. Кистяковского, П. Сорокина. А ведь многие из них были людьми далеко не радикальных настроений.
Весьма характерный в этом отношении случай произошел с известным органицистом П. Лилиненфельдом, опубликовавшем, кстати, свой фундаментальный труд на русском языке раньше "Принципов социологии" Г. Спенсера. Он издал первый том "Мысли о социальной науке будущего" под криптонимом П...Л. Царская администрация сделала сколь решительный, столь же и безграмотный вывод: это, мол, сочинения народника П. Лаврова -- и оно было запрещено. Был издан приказ об изъятии книги из общественных библиотек. И сенатор Лилиенфельд, в это же время губернатор Курляндии, вынужден был выполнить распоряжение и изъять собственное сочинение за мнимую крамолу и издавать последующие тома в Германии.
Другим отрицательным фактором в распространении и оформлении социологии явились предрассудки некоторых ученых в отношении новой дисциплины, особенно в старых университетских разделах гуманитарной науки: истории, государствоведении и т. д. Как Правило, их отношение к социологии варьирует от безразличия до откровенной враждебности. Недоброжелательство ломалось очень медленно. И только в первое десяти-летие XX в. междисциплинарные отношения резко изменились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии именно как новая плодотворная теоретическая перспектива в сравнении с традиционными подходами.
В качестве особого сильнодействующего момента в интересующем нас процессе следует отметить влияние русского философского идеализма (предвосхитившего многие идеи "антипозитивистской реакции"). Философия истории (культуры) чаще всего на религиозной основе рассматривалась русскими идеалистами (Вл. Соловьев, Б Чичерин, Н. Данилевский, Н- Бердяев, С. Франк - самые крупные фигуры этого типа) как единственно правомерная в сфере социального анализа".
Отрицая законы общественного развития, считая, что каждую данную минуту "все эти законы могут быть выброшены за окно доброй волей людей", и веря, что час доброй воли наступит, религиозные мыслители (особенно Соловьев) не нуждались в науке, которая убеждала, что "добрая воля" вступает в свои права "вынуждаемая к тому кнутом необходимости. Религиозных мыслителей раздражала контовская традиция, объявляющая социологию не только вершиной и синтезом всех прочих социальных наук, но и своего рода "социальной", светской религией. Характерные признания можно обнаружить в книгах русского богослова и сторонника христианской социологии П.Линицкого.
Однако, несмотря на действие негативных факторов, социология в России возникла и стала развиваться.
Социология в России в XIX
Собственно социологические
Одно из них -- географическое -- было
наиболее ярко представлено Л.И. Мечниковым
(1838--1888), который в своей основной
работе «Цивилизация и великие исторические
реки. Географическая теория развития
современных обществ» объяснил неравномерность
общественного развития под влиянием
географических условий, главным образом
водных ресурсов и путей сообщения.
Именно эти факторы, по его мнению,
и определяют основную тенденцию
развития человечества -- от деспотии к
свободе, от примитивных форм организации
жизни к экономическим и
Другой социогеограф А.П.Щапов (1831--1876)
активно развивал земско-общинную,
федеративную теорию русской истории,
обосновывал естественно-
Второе направление -- органическая
школа -- представлена Е.В. де Роберти (1843-1915),
А.И. Строниным (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельдом
(1829--1903), Я.А. Новиковым (1830-1912). В основе
теории де Роберти лежало понятие
«надорганическое», которое проходит
в своем развитии две стадии: простых
психофизических отношений, представляющих
собой исходный пункт социальности
и психологических
Заметное, важнейшее место в
социологической мысли
Марксистская школа в
У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.
Плехановым в наиболее полном виде
изложена марксистская теория общественного
развития, рассмотрены проблемы соотношения
общественного бытия и
Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К.Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также с решением вопросов о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании нового социалистического государства.
Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я. Данилевский (1822--1885), М.М. Ковалевский (1851--1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А. Сорокин (1889-1968).
Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жиз-ненный цикл от зарождения до упадка.
В определенном смысле системный подход
в социологии применял и Ковалевский,
утверждая, что не существует единого
определяющего социального
Следует остановиться на научном наследии одного из представителей русской и одновременно мировой социологической мысли в ее классическом понимании -- П.А. Сорокине. Он предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции.
Крупным научным достижением Сорокина была разработка им теории социальной Стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.
В своей работе «Социальная мобильность»
он обратил внимание на проблемы перемещении
людей в обществе в горизонтальном
направлении (миграции) и в вертикальном
(изменение социального
Наследие П.А. Сорокина велико и значительно: им проанализированы социально-культурные факторы в развитии человечества, высказаны интересные идеи о теории кризисов, о направлениях духовной интеграции и множество других оригинальных интерпретаций социальной реальности.
Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой были П.Л. Лавров (1823--1900), Н.К. Михайловский (1842--1904), И.И. Кареев (1850--1931).
Индивид, утверждал Лавров, является
единственной реальной движущей силой
общества, и поэтому «социология
есть наука, исследующая формы проявления,
усиления и ослабления солидарности
между сознательными
Михайловский исходил из необходимости
спасения индивида от разрушительного
воздействия социального
Кареев особое внимание уделял роли
индивида в истории, главной составляющей
единицы организованной среды. «Тезис,
-- писанной в своей работе «Основные
вопросы философии истории» (1883),
-- это самообусловленность
На наш взгляд, субъективистское
направление в наиболее полном виде
дает представление о всей социологической
мысли в России. Хотя субъективизм
в развернутом и обоснованном
виде ориентируется на изучение человека
в его специфическом социальном
измерении, нужно признать, что и
представители других школ также
разделяли многие идеи о социальной
сущности человека, о его сознании
и участии в решении
Так, Л.И. Петражицкий особое значение
придавал роли эмоций как автономному
доминирующему фактору
Иначе говоря, практически все социологи
России в XIX -- начале XX века в прямой
или косвенной форме выходили
на проблемы человека, индивида как
социального существа, считая его
сознание и поведение основным критерием
общественного прогресса, а в
ряде случаев рассматривая этот феномен
в качестве одного из основных составляющих
компонентов, являющихся объектом социологического
изучения. Именно гуманистическая