Язык и социальные науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:30, реферат

Краткое описание

Язык в обыденном сознании это неотъемлемое свойство человека.
Язык воспринимается, как само собой разумеющееся, подобно способности ходить, дышать или видеть. Издревле понималась значимость языка как неотъемлемой части человеческой жизни.

Оглавление

Введение.
Язык и логика
Язык и философия
3.1. Религиозная философия в России
3.2. Язык философии
Язык и психология
Язык и археология
Язык и история
Язык и социология
7.1.Теоретическая социолингвистика
Вывод.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

В последние годы распространение  получила точка зрения, согласно которой  исследователи считают продуктивным рассматривать психолингвистику не как науку со своим предметом  и методами, а как особый ракурс, в котором изучаются язык, речь, коммуникация и познавательные процессы. Этот ракурс вызвал к жизни множество исследовательских программ, разнородных по целям, теоретическим предпосылкам и методам. Эти программы носят, прежде всего, прикладной характер. 
 

Основные  проблемы психолингвистики (ТРД).

  • Производство речи. Поэтапный (модульный) характер производства речи. Виды внутренней речи. Малая и большая программа речевого высказывания.
  • Восприятие речи. Восприятие формы речевого высказывания и конструирование содержания и смысла. Поэтапный (модульный) характер восприятия речи. Восприятие текста как опосредованное восприятие реальной действительности.
  • Онтогенез языка. Врожденность/приобретенность языковой способности. Врожденные предпосылки формирования языковой способности. Формирование символической функции в онтогенезе. Периодизация этапов развития детской речи. Отличие становления языковой способности  при усвоении родного и иностранного языков. Формирование общности знаний в онтогенезе.
  • Речевое общение. Соотношение деятельности, общения, коммуникации и языка. Деятельностная схема общения. Описание общения при помощи дополнительных моделей. Модель процесса речевого общения.
 

Несмотря на многочисленные попытки обучения животных языку (в  том числе и жестовому), животные оказались неспособными общаться на уровне более высоком, чем двухгодовалый  ребенок.

На доречевом этапе  у ребёнка наблюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освоение грамматики. К трем годам словарь ребёнка увеличивается многократно. При освоении языка ребёнок делает множество ошибок.

Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где  можно выделить «опорные» слова  и слова «открытого класса». Овладение  значением слова начинается с  вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для ребёнка более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребенок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в общении и деятельности.

Процесс производства речи практически ненаблюдаем — и поэтому наиболее сложен для описания. Большое количество моделей построено на основании оговорок и пауз в речи. Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского предполагает, что человек оперирует определенными правилами, позволяющими ему развернуть глубинную структуру в поверхностную.

С психологической  точки зрения процесс производства речи заключается в том, что говорящий  по определенным правилам переводит  свой мыслительный (неречевой) замысел  в речевые единицы конкретного  языка. При этом человек оперирует  не статистическими закономерностями языка, а смысловыми единицами, которые  обусловливаются коммуникативным  замыслом. Существующая у человека внутренняя речь предикативна, свёрнута и образна. Лишь выбор грамматической конструкции и подбор лексических  единиц делают мысли человека доступными окружающим. Мысль совершается в  слове. Речь, согласно воззрениям отечественной  психолингвистики, представляет собой  деятельность по вербализации образов  сознания человека.

Слово как основной элемент системы языка может  выполнять функцию текста, но в  целом семантика слова задается речевым контекстом, в котором  оно находится. Высказывание, подчиняясь неречевому замыслу автора, отражает лишь фрагмент действительности. Текст  как объединение высказываний на основе сложной программы отражает образ мира автора, включенного в  деятельность общения. Текст выполняет  в общении функцию структурации деятельности. Текст несёт в себе целостное представление о затексте как своей референтной основе и содержит в себе подтекст как неявный смысл.

Текст обладает формальной связностью (его части имеют соотносящиеся  между собой языковые элементы) и  семантической связностью (его части  несут в себе общие содержательные компоненты). Текст обладает эмотивностью — он отражает отношение автора к действительности. Речевой текст включён в другие знаковые системы и включает в себя элементы как других семиотических систем, так и ранее созданных текстов.

Воспринимая текст, читатель включает его в свою систему представлений  о мире. Возникающая проекция текста может значительно расходиться  с замыслом автора. Степень совпадения проекции текста с авторским смыслом  зависит от степени подобия автора и читателя как личностей.  
 
 
 
 

6.Язык  и археология

Во тьме веков и  тысячелетий, в том неведомом  времени, когда пестроцвет современных этносов и языков был спаян в единой нерасчлененной этнолингвистической общности племен, обычаев, представлений об окружающем мире и верований, на заре становления людского рода все без исключения языки имели общую основу - а следовательно, и сами народы имели общую культуру и верования. К такому выводу приводит хотя бы анализ самого архаичного и консервативного пласта слов всех языков мира - указательных слов, который позволяет выделить несколько первичных элементов, повторяющихся во всех без исключения языках мира - и живых, и мертвых. Кстати, об этом былом единстве языков однозначно говорится уже в Библии, книге Бытия: "На всей земле был один язык и одно наречие". Эта фраза в дословном научном переводе звучит еще более точно: " И были на всей земле язык один и слова одни и те же"".  
 
Можно было бы перечислить множество фамилий ученых-лингвистов, которые внесли свой вклад в концепцию моногенеза (т.е. единого происхождения) языков. Недавно американские лингвисты подвергли компьютерной обработке данные по всем языкам Земли, касающиеся таких жизненно важных понятий, как деторождение, кормление детей и т.д. Причем поиск связей осуществлялся к произвольно выбранной основе - а именно, к лексическому массиву языков индейских племен. Компьютер выдал однозначный ответ - все языки без исключения имеют общий лексический базис.  
 
Из всех языковых семей одной из самых больших, разветвленных и всесторонне изученных является индоевропейская. Еще в прошлом веке (т.е. до установления единства и всех других языков) было доказано, что все языки, входящие в индоевропейскую семью, а следовательно, и народы, которые на них говорят, являются родственниками: некогда, много тысячелетий тому назад, был единый пранарод с единым праязыком. Однако сейчас становится понятным, что пранарод, праязык и их общая прародина относятся ко всем без исключения этносам, населявшим некогда и живущим сейчас на нашей планете.

Единый праязык  единого пранарода дал цепную реакцию, в результате которой и возникло все лингвистическое многообразие. Значение и звучание многих современных слов, в том числе и принадлежащих русскому языку, уходят своими корнями в общий праязык. Наиболее приближенным к нему по времени, и главное - уцелевшим, - является санскрит. Руководствуясь сведениями этого языка, нетрудно раскрыть корни многих современных понятий. 
 
Например, слова "Руса", означающее "светлый, ясный, и "рус" - свет, блеск, достаточно неожиданным (на первый взгляд) образом осело в столь значимых для нас словах, как "русский" и "Русь". Слово "русый" прямиком уходит в древнеарийскую лексику и по сей день означает "светлый". От него-то (слова и смысла) и ведут свою родословную все остальные однокоренные слова языка. Данная точка зрения известна давно. Еще русский историк и этнограф польского происхождения, один из основоположников отечественной топонимики Зориан Яковлевич Доленга-Ходаковский, живший на рубеже 18 и 19 веков, критикуя западнические норманистские пристрастия и предпочтения Н.М.Карамзина, писал: "Тогда б увидел и сам автор [т.е. Карамзин] касательно Святой Руси, что сие слово не составляет ничего столь мудреного и чужого, чтобы с нормандской стороны, непременно из-за границы, получать оное; увидел бы что оно значит на всех диалектах славянских только цвет русый и что русая коса у всех ее сыновей равномерно славится. <...> Есть даже реки и горы, называемые русыми". 
 
Таким образом, этноним "русский" и топоним "Русь" сопряжены с санскритским словом "руса" и общеславянским и древнерусским "русый" в смысле "светлый". Если, например, открыть "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля на слово "Русь", то найдем там аналогичное объяснение: "русь", по Далю, означает прежде всего "мир", "бел-свет", а словосочетание "на руси" значит "на виду". У Даля же находим еще одно удивительное слово — "светорусье", означающее "русский мир, земля"; "белый, вольный свет на Руси". Здесь не только корневые основы, но и их значения сливаются в одно целое. О распространенности и укорененности понятия "светорусье" можно судить и по "Сборнику Кирши Данилова", где эпитет "светорусские могучие богатыри" выступает как норма. Еще раньше (по письменной фиксации) сочетания слов "светлый" и "русский" употребляется в договоре князя Олега с греками 911 г., текст которого включен в "Повесть временных лет". 
 
 

7.Язык  и история

Появление письменности привело к бурному росту поэтики, риторики, философии, пробудило интерес  к проблемам языка.

Попытки осмысления значения слов отмечаются, начиная с Гомера и 
Гесиода. Этимология оказывается первым проявлением рефлексии над языком в истории греческой лингвофилософской мысли. Первоначально господствовало убеждение в наличии неразрывной, естественной связи между словом и обозначаемым им предметом, коренящееся в мифологическом мышлении. В этимологическом анализе слова мыслители искали ключ к постижению природы обозначаемого предмета. Греки верили, что у каждого предмета есть два названия — в языке богов и в языке смертных. В философии 5 в. до н.э. начинают выдвигаться утверждения о чисто условной связи между предметом и его названием. Споры древних греков о природе имён послужили источником для формирования древнейшей в Европе философии языка.

Высок был интерес  к практическим аспектам использования  языка. В 5 в. до н.э. зарождается наука  об ораторском искусстве — риторика. Главным методом обучения языку  в этот период становится чтение классических и уже устаревающих поэтических  текстов с их комментированием. Так  формируются зачатки филологии. Начинается деятельность по собиранию и объяснению глосс (старинных или инодиалектных слов). В связи с теорией музыки, ритмикой и метрикой (особенно в пифагорейской школе с её углублённым интересом к проблемам акустики) проводится интенсивное изучение звукового строя языка.

Для лингвистических  занятий была характерна замкнутость  на материале только греческого языка, свойственная и дальнейшим этапам развития античной лингвистической мысли. Для  начального этапа становления науки  ещё была свойственна разрозненность и несистематизированность наблюдений над языком.

Главная тема споров древнегреческих философов —  характер связи между словом и  предметом (между сторонниками принципа наименования physei ‘по природе’ и принципа nomo‘по закону’ или thesei ‘по установлению’). Гераклит выражал веру в истинность речи, Парменид признавал речь людей ложной с самого начала, Демокрит был сторонником наименований по установлению, но выступал против крайностей представителей этой точки зрения. Софист Горгий утверждал глубокое различие между словами и предметами. Продик проповедовал безразличие имён самих по себе, приобретение ими ценности лишь в правильном употреблении. Антисфен, ученик Сократа, видел в исследовании слов основу обучения.

В ходе этих споров формулировались  и первые лингвистические наблюдения. 
Так, Продик первым занялся проблемой синонимов, а софист Протагор выдвинул проблему языковой нормы и первым стал различать три рода имени и четыре типа высказывания — вопрос, ответ, просьбу и поручение.

Ценнейший вклад в  развитие языка и в теорию языка  внёс Платон (420—347 до н.э.). Ему принадлежит наиболее интересный для истории лингвистической мысли диалог “Кратил”, центральное место в котором занимает вопрос об отношении вещи и её наименования. В диалоге Платон сталкивает позиции Кратила (сторонника правильности имён от природы) и Гермогена (проповедующего договор и соглашение), привлекая в качестве судьи Сократа (устами которого говорит сам Платон, высказывающий немало противоречивых суждений и не принимающий полностью ни одной точки зрения). Платон признаёт не прямые, а отдалённые связи слова с предметом и допускает возможность употребления имён по привычке и договору.

Он открывает понятие  внутренней формы (мотивировки) слова, разграничивая слова непроизводные (немотивированные) и производные (мотивированные). Ему принадлежит идея об ассоциации между отдельными звуками слова  и качествами и свойствами вещей (идея звукосимволизма).

Аристотель  первым исследует типы связи значений внутри полисемичного слова, а также многозначность падежей и др. грамматических форм. Им делается утверждение о соответствии значения внеязыковой реальности.

Надо учитывать, что  нет полного совпадения смыслового содержания, вкладываемого сегодня  в термины типа наука, дисциплина, учение, теория, исследование, познание, и того толкования, которое им давалось в разные исторические периоды развития человеческой исследовательской деятельности и в разных культурных ареалах. Уже  в древности нередко говорили о науке, имея в виду занятия по описанию языковых фактов, их классификации  и систематизации, их объяснению (ср. древнеиндийскую трактовку cabdacastra как не имеющего предела учения, науки, теории, специальной научной дисциплины о словах и звуках; употребление в позднеантичную пору греческого слова grammatikos и латинского слова grammaticus для обозначения сперва всякого образованного человека, сведущего в языке и литературе, умеющего толковать тексты древних писателей, и лишь потом грамматика-профессионала, языковеда и вообще учёного; выдвижение средневековыми учёными, сосредоточивавшими свои усилия на решении сугубо профессиональных языковедческих проблем, противопоставления старой, описательно-нормативной грамматики как искусства и новой, объяснительной, теоретической грамматики как науки). 
 

7.Язык  и социология

Язык – явление социальное. Поэтому с самого начала возникновения науки о языке лингвистов интересовала проблема связи языка и общества. В любом обществе язык выступает как средство накопления, хранения и передачи добытых этим обществом знаний. Поэтому общество и происходящие в нем социальные, экономические и культурные изменения не могут не оказывать влияния на различные уровни языка.

Информация о работе Язык и социальные науки