Язык и социальные науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:30, реферат

Краткое описание

Язык в обыденном сознании это неотъемлемое свойство человека.
Язык воспринимается, как само собой разумеющееся, подобно способности ходить, дышать или видеть. Издревле понималась значимость языка как неотъемлемой части человеческой жизни.

Оглавление

Введение.
Язык и логика
Язык и философия
3.1. Религиозная философия в России
3.2. Язык философии
Язык и психология
Язык и археология
Язык и история
Язык и социология
7.1.Теоретическая социолингвистика
Вывод.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

- языковые категории  (время, число, лицо и т.д.) не  совпадают по содержанию в  различных языках (напр., в древнерусском,  древнегреческом, арабском есть  еще одно число - двойственное);

- аналогичные языковые  и логические категории часто  различны по содержанию: фраза  «Ну, я пошел» по грамматической  форме прошедшее время, а по  логическому содержанию - настоящее.  Аналогично, местоимение мы во  фразах Мы считаем в научном  труде одного автора, Мы, Николай  Второй в указах монарха относится  к одному лицу. Кроме того, логический  субъект может быть выражен  и в окончании грамматического  сказуемого (чита-ю);

- вопросительные предложения  не выражают суждения;

- мышление человека  не строго логическое. В нем  отражаются человеческие эмоции, желания, характер человека. Логика  стремится освободить язык от  эмоций, а язык их включает (междометия, модальность и т.д.);

- язык допускает  наличие парадоксов, а логика  борется с ними. Не всегда человек  мыслит логично, хотя и бывает  в ряде случаев прав. Французский  психолог Жан Пиаже недаром утверждал, что можно быть умным, но нелогичным. Логика - проще, чем язык, язык сложнее, так как он отражает жизнь во всем ее разнообразии.

Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной  точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Язык и философия

Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука.

Философия языка включает в себя широкую область исследований, направленных на изучение взаимоотношений  между языком, бытием (реальностью, действительностью, миром) и мышлением, а также сами теоретико-методологические знания, выражающие и интерпретирующие эти взаимосвязи.

Эти сферы – язык, бытие и мышление – могут трактоваться при этом в различных лингвофилософских  концепциях как:

1) самостоятельные и независимые друг от друга

2) частично тождественные 

3) вообще не отличающиеся друг от друга.

Так, в качестве самостоятельного начала в философии языка может  рассматриваться бытие, а язык и  мышление могут интерпретироваться как моменты включающего их сознания, противостоящего бытию. Задача философии  языка сводится в этом случае к  установлению соотношений между  бытием и сознанием в его языковом проявлении.

Соотношение языка, мышления и действительности может рассматриваться  в самом общем виде или же сводиться  к изучению соотношения лишь наиболее важных единиц и моментов этих областей или даже отдельных частей этих областей:

1) слова, имени,  языкового знака, предложения,  синтаксиса, грамматической категории  и т.д.,

2) мысли, понятия,  логического суждения, знания, логики, логической категории и т.д.

3) вещи, свойства, отношения  и т.д., – которые могут рассматриваться  в отдельных лингвофилософских  концепциях в качестве «первоначал»  бытия и «первоэлементов» реальности.

Так, в философии  языка антропокосмической и теоантропокосмической направленности не только культура, но и вся вселенная («космос») могут выступать как имя и слово. «В метафизическом аспекте ничто не мешает и космическую вселенную рассматривать как слово. Везде существенные отношения и типические формы в структуре слова одни», – замечает в своих Эстетических фрагментах Г.Г.Шпет. Идея представить мир как имя, подражающее Имени Божию, реализуется в ономатодоксии (имяславии) А.Ф.Лосева.

В современной гуманитарной мысли философия языка определяется в самом общем виде как такой  подход к языку, при котором «философские положения используются для объяснения наиболее общих законов языка, а  данные языка, в свою очередь, для  решения некоторых философских  проблем, выдвигаемых конкретным временем». Из данного определения становится очевидной разница гносеологического  статуса языка в исследованиях  по философии языка собственно лингвистической  и собственно философской ориентаций. Хотя в обоих направлениях речь может  идти о трех сферах – языке, бытии  и мышлении, – для этих направлений  философии языка данные сферы  не являются равнозначными. Основной фокус  внимания в исследованиях первого  типа направлен на язык, его сущность, предназначение, условия, формы и  закономерности существования. В лингвофилософских исследованиях второго типа такая направленность не обязательна.

«Обращение лингвистов при изучении принципов и законов языка к философии связано с тем, что сущность языка, в той мере, в какой она вообще может быть постигнута, «открывается», в их понимании, не «инструментальному», а «философскому» взгляду» (Ю.С.Степанов).

 Изменение философских  воззрений на природу лингвистической  реальности прямо или косвенно  приводит к появлению и новых  «образов» языка, коррелирующих  с соответствующими философскими  представлениями. 

Так, отказ в современной  философии от позитивистской установки  к деонтологизации («необращенности» к бытию) и возрастание в ней внимания к проблемам человека и духовной реальности находит свое выражение в лингвистике в формировании целой галереи образов, разработанной лингвофилософской мыслью последних двух столетий, начиная от понимания языка как «языка индивида», «системы», «структуры», «типа», «характера» и «пространства мысли» до определения его как «дома бытия духа», в котором объединяются два видения языка – образа языка как «дома бытия» (М.Хайдеггер) с пониманием языка как энергии духа (В. фон Гумбольдт).

 «Философские константы языка» предстают для них лишь частным случаем «философских констант» (Э.Жильсон)

 «Целое облако философии конденсируется в каплю грамматики» (Л. Витгенштейн) 

3.1.Религиозная философия в России

Её формирование в  начале 20 в. проходило под знаком осмысления богословской полемики о  природе Имени Божия, его действенности  и почитании, развернувшейся на Святой горе Афон в начале века между сторонниками мистического реализма в понимании  имени («имяславцами»), веровавшими, что в Имени Божием, призываемом в молитве, присутствует Сам Бог, и приверженцами номиналистического подхода в понимании имени («имяборцами»), согласно которому Имя Божие есть «инструментальное» средство для выражения молитвенного обращения человека к Богу.

В набросках к своей  незаконченной книге Вещь и имя (1929) А.Ф.Лосев писал:

«...история  новой философии... отличается активным имяборчеством, как и вся новая европейская философия. Эта философия… старается уничтожить и теорию языка, основанную на понимании его как специфической сферы, ибо язык есть именно противоположность всякой глухонемой психологии. С большим трудом наметилась в конце концов подлинная ономатологическая магистраль в современной философии; и это есть, несомненно, знамение и новой наступающей культуры, и новой еще не бывшей философии… дух времени действительно изменился. Можно сказать… что еще никогда философия языка не занимала столь принципиального места, как сейчас».(А.Ф.Лосев) 
 
 

3.2.Язык  философии

Важнейшим вопросом, касающимся взаимосвязи языка и  философии, является вопрос о так  называемом «языке философии» и о  его соотношении, с одной стороны, с языком и с другой – с философией и, в частности, с самой философией языка.

Глубокое развитие идея о взаимосвязи языка и  философии как двух форм миропонимания  человека получает в русской религиозной  философии. Так, в понимании П.А.Флоренского, факт существования языка есть тем самым факт существования философии, поскольку язык в основе своей диалектичен:

 «В слове как таковом бьется ритмический пульс вопросов и ответов… выхождений из себя и возвращений в себя, общения мысли и углублений в себя», и в языке как таковом «заложено объяснение бытия». (П.А.Флорентский)

Философия для Флоренского, будучи одним из модусов языка, одним  из своеобразных случаев его употребления, – есть «в существе своем… язык». Сходную  позицию тождества языка и  философии развивает и А.Ф.Лосев, для которого философия есть «не больше, как раскрытие глубинных интуиций и мыслей, заложенных в языке… раскрытие внутреннего содержания слов и имен, открывшихся данному народу и созданных им», а философская теория есть «не что иное, как осознанный и проанализированный язык». Философия рождается, по Лосеву, из «интуитивных глубин языковой стихии». Сам же язык интерпретируется им как великая стихия, которая является «переходным звеном между неоформленными интуициями изначального мироощущения и законченными философскими теориями».

 В системе соотношений  – язык, философия, язык философии  – язык занимает центральное  положение: питая философию своими  интуициями, он оказывается «органом  осознания этих интуиций». Этот  последний момент служит основанием  для отождествления в отдельных  лингвофилософских концепциях всех  трех сфер духовной активности  человека – языка, философии  и языка философии. В лаконичной  форме эта позиция выражается  в следующих максимах философа  и лингвиста В.В.Бибихина:

«Язык философии есть просто язык в его существе»; «Философия… в  своей открытости миру равна языку»; она «несет в себе язык»; «Философия и  есть язык» и, наконец, «…человек, философия  и язык – одно».(В.В.Бибихин) 
 
 

4.Язык и психология 

Многообразие функций  языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и  с психической деятельностью  человека делает весьма гибким взаимодействие языкознания с соответствующими социальными и психологическими науками. Особенно тесны связи языкознания  с психологией, что уже в XIX веке вызвало внедрение психологических  методов и идей в языкознание. Так появилось психологическое  направление в науке о языке. В 50-х годах XX века образовалась новая  пограничная с языкознанием наука  -психолингвистика.

Она возникла в связи  с необходимостью дать теоретическое  осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный прежде всего с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным. Например, в обучении родному, а особенно – иностранному языку; в сфере речевого воспитания дошкольников  и логопедии; в проблемах речевого воздействия (особенно - в пропаганде и деятельности средств массовой информации); в судебной психологии и криминалистике. Кроме того, необходима психолингвистика, например, для распознания людей по особенностям  их речи, для решения проблем  машинного перевода, речевого ввода информации в компьютер и, соответственно,  эта наука тесно соприкасается с информатикой.

Именно  эти прикладные задачи послужили непосредственным толчком к возникновению психолингвистики и к выделению ее в самостоятельную научную область. Лингвистика изучает организацию речи по законам языка. А психолингвистика обращается к процессам производства речи, восприятия речи, и того, как осваивается родной и иностранный язык.

У лингвистики и  психолингвистики общий предмет  — система языка. Предмет психолингвистики совпадает с психологией —  происхождение и функционирование отражательной способности человека. Возникнув из потребностей объяснения процессов усвоения родного и  иностранного языка, психолингвистика стремится сохранить прагматическую ориентацию.  

Психолингвистика  (psycholinguistics)- самостоятельное  научное направление, возникшее на стыке лингвистики и психологии. Психолингвистика возникала для решения проблем, которые не могут быть решены ни в психологии, ни в лингвистике. Объединение этих двух дисциплин в одну пограничную дисциплину позволяет использовать понятийный аппарат лингвистики для описания языковой формы речевых высказываний и понятийный аппарат психологии для описания и объяснения психических процессов производства и восприятия речи, онтогенеза языка и языковой способности как психофизиологической функции человека, формирующейся прижизненно.

«Объектом психолингвистики... всегда является совокупность речевых событий или речевых ситуаций » [Леонтьев, 1999, 16]

Психолингвистика как область лингвистики  изучает язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков – таких, как старославянский или греческий, где нам доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей.

Информация о работе Язык и социальные науки