Язык и социальные науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:30, реферат

Краткое описание

Язык в обыденном сознании это неотъемлемое свойство человека.
Язык воспринимается, как само собой разумеющееся, подобно способности ходить, дышать или видеть. Издревле понималась значимость языка как неотъемлемой части человеческой жизни.

Оглавление

Введение.
Язык и логика
Язык и философия
3.1. Религиозная философия в России
3.2. Язык философии
Язык и психология
Язык и археология
Язык и история
Язык и социология
7.1.Теоретическая социолингвистика
Вывод.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 68.02 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  Ульяновский Государственный Технический  Университет

Дисциплина : Основы языкознания 
 
 
 
 

                    Реферат

                   Тема: Язык и социальные науки 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Антонова Д.М.,

студентка группы Лбд-11.

Проверила: Шарафутдинова Н.С.,

кандидат филологических наук, доцент. 

  
 
 

                                                Ульяновск, 2011

 

  
 

План  реферата:

  1. Введение.
  2. Язык и логика
  3. Язык и философия

      3.1. Религиозная философия  в России

      3.2. Язык философии

  1. Язык и психология
  2. Язык и археология
  3. Язык и история
  4. Язык и социология

    7.1.Теоретическая  социолингвистика

  1. Вывод.

 

 

Введение

Язык в обыденном сознании это неотъемлемое свойство человека.

Язык воспринимается, как само собой разумеющееся, подобно способности ходить, дышать или видеть. Издревле понималась значимость языка как неотъемлемой части человеческой жизни.

О языке так же создавались  легенды. Одна из них о мудром философе и баснописце Эзопе, который, получив  поручение своего господина принести с рынка нечто самое отвратительное, а затем нечто самое прекрасное, принес в обоих случаях язык. Язык - это источник зла и распрей  лжи и клеветы. Вместе с тем  же, нет в мире ничего прекраснее, чем язык: в нем живет мысль, им названы предметы окружающего  мира, он - средство общения, выражение  добра, симпатии, и любви.

Наука, изучающая язык носит название ЯЗЫКОЗНАНИЕ.

Языкознание - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.  

Языковедческая мысль  начинает формироваться на Ближнем  Востоке (3 - 1 тыс. до н.э.: Египет, Шумер  и Вавилония, Хеттское царство, Финикия, Угарит и др. Здесь на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э. возникли египетское и шумерско-аккадское письмо.

В этих графических  системах использовались первоначально  идеографический, а затем словесно-слоговый принципы.  Китайская, индийская и возникшая позже арабская языковедческие традиции повлияли в различной степени на становление собственных традиций в Японии, Корее, Вьетнаме, Бирме, Тибете, Индонезии и Малайзии, Иране, государствах Центральной Азии и т.д. Идеи европейского языкознания проникли в эти страны относительно поздно, но  в настоящее время они оказывают серьезное влияние на национальные лингвистические школы.

Современная наука  состоит из трёх главных разделов - естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общественных, или социальных наук, то есть наук об обществе, и философии, которая изучает наиболее общие  законы природы, общества и мышления. Языкознание как наука о человеческом языке принадлежит к числу  общественных (гуманитарных) наук

Новейшее языкознание  одинаково интересуется как внутренней структурой языка, так и влиянием на нее среды, в которой функционирует  и развивается языковая система (человек, этнос, социум).

Новейшее языкознание  стремится решать как эмпирические задачи (описание отдельных конкретных языков мира), так и лингвофилософские  и теоретические задачи (объяснение сущностных свойств человеческого  языка вообще; выявление общих  законов строения, функционирования и развития языков мира).

В решении своих  задач языкознание тесно контактирует со многими науками гуманитарного (социального), естественного, логико-математического  и инженерно-технического циклов.  

 
Язык — особый, всепроникающий, фундаментальный компонент научного знания. 
Функции языка: 
• оформление мысли, 
• осуществление коммуникаций. 
Язык выступает предпосылкой становления и функционирования научного зна-ния. 
Язык проявляется себя как особая, фундаментальная основа общения. В результате субъект включается в единый социально-исторический процесс постижения реального мира. 
Через систему языка субъект подключается к опыту определенного языкового коллектива, к социальной памяти общества в целом. В научном познании роль языка существенно возрастает. 
В гуманитарных науках в большом объеме используется естественный язык, который представляет собой универсальное средство хранения и передачи знаний. Однако ему присущи некоторые особенности, которые ограничивают его использование: 
1) изменение значения слов с развитием общественной практики и по истечении определенного времени; 
2) многозначность некоторых слов; 
3) расплывчатость, неопределенность отдельных слов, не позволяющая с их помощью определить предмет науки; 
4) несовершенство правил построения выражений, которое в логическом смысле несет на себе печать многозначности понимания вербальной мысли; 
5) деление языка на большое количество языков разных стран и народов, в результате чего одна и та же мысль может быть оформлена различными языками.

 
Поэтому важное значение для выявления мыслей в гуманитарных науках при анализе естественного языка имеет семантическая характеристика языковых выражений, что вызывает необходимость создания специального языка на базе естественного. Один из важнейших путей становления научного языка — создание терминологических систем. 
Одна из трудностей при построении системы научной терминологии — определение термина. Существенный момент языка в науке — связь его терминов с наукой. 
Научный язык стремится к относительно жесткой связи между знаком и значением, четкому определению правил и объяснений в гуманитарных науках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Язык и логика

Древнегреческий философ  Аристотель (IV век до н.э.) полагал, что в основе грамматики лежит логика. Недаром у древних греков слово logos означало одновременно слово, мышление, разум и речь.

Логика (греч. logos - разум, мышление, речь, слово) - наука о правильном мышлении в его языковой форме (психология тоже предполагает мышление, но его правильность - необязательное условие).В основе логики лежит суждение, т.е. форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение состоит из субъекта S (предмета суждения), предиката Р (свойства или отношения), связки (есть) и кванторов (все А и некоторые Е). Субъект есть то, о чем нечто высказывается, а предикат - то, что высказывается о субъекте, причем S единичное, а Р - всеобщее.

       Язык - система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек  мыслить не прибегая к помощи языка?

       Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют  язык и мышление.

       Еще древние греки использовали слово  «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.

       Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык.

       Другой  немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.

       Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи».

       Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».

       И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление - это говорение с самим собой.

       Для выражения всех элементов рассуждения  служат различные средства языка. Понятия  выражаются посредством отдельных  слов или словосочетаний, суждения и умозаключения — с помощью  простых или сложных предложений. Поэтому логический анализ рассуждений  тесно связан с анализом языка, хотя отнюдь не сводится к последнему. Действительно, при логическом анализе суждений мы интересуемся его логической структурой, а не грамматической формой. Поэтому  выделяем в суждении те элементы, которые  имеют существенное значение для  его характеристики с точки зрения истинности и ложности. В строгом  смысле слова только суждения могут  рассматриваться как истинные или  ложные, ибо именно они могут верно или неверно, адекватно или неадекватно относиться к действительности. Предложения же хотя и используются для выражения суждений, сами по себе не могут рассматриваться как истинные или ложные. Более того, существуют в нашем языке такие предложения, которые служат не для выражения суждений, а представляют собой вопросы, повеления и т.п. Почему так важен логический анализ, какую роль он играет в повседневном и особенно научном познании?  

 Поскольку язык  развивался как средство коммуникации  и взаимопонимания между людьми, постольку он главным образом  совершенствовался для быстрой  передачи информации, увеличения  объема передаваемых сообщений,  иногда даже за счет неточности  и неопределенности их смысла. Это особенно характерно для  образного языка ораторской и  художественной речи, которая изобилует  сравнениями, метафорами, синонимами  и омонимами; и другими языковыми средствами, придающими ей особую окраску, эмоциональность, наглядность и выразительность. Но все это значительно затрудняет логический анализ языка, а иногда и затрудняет понимание речи.

Формализация рассуждения  состоит в представлении его  посредством символов и формул искусственного (формализованного) языка, в котором  перечисляются, во-первых, исходные формулы, выражающие основные утверждения содержательной теории, во-вторых, первоначальные понятия, которые фигурируют в этих утверждениях, и, в-третьих, явно указываются те правила  вывода или преобразования, с помощью  которых в содержательных теориях  получают теоремы из аксиом, а в  формальных теориях исходные формулы  преобразуют в производные.

Нетрудно заметить, что формализация рассуждения происходит в соответствии с требованиями аксиоматического метода, знакомого нам из школьного  курса геометрии. Разница состоит  только в том, что вместо понятий  и суждений в ней используются символы и формулы, а логический вывод теорем из аксиом заменяется преобразованием исходных формул в  производные. Таким образом, при  полной формализации содержательное мышление (рассуждение) его отображается в  формальном исчислении. Кроме формализованных  языков логики и математики, к искусственным научным языкам относят также языки тех наук, в которых широко используются символы и формулы. Типичным является, например, язык химических символов и формул. Однако в таких языках символы и формулы служат для более компактной и краткой записи соответствующих понятий и утверждений. Так, в химии символы употребляются для записи химических элементов или простых веществ, а формулы — для записи их соединений и сложных веществ. Но само рассуждение проводится как обычно на содержательном уровне.

Чрезвычайно важный и  сложный вопрос о взаимоотношении  языка и мышления составляет одну из центральных проблем общего языкознания. Это не только глубокая теоретическая  проблема, связанная с общими вопросами  языкознания. Обладая методологической значимостью, она определяет направления  лингвистического исследования и его  методы. Тем самым она вторгается во многие конкретные языковедческие проблемы семасиологии, лексикологии, морфологии и синтаксиса.

Согласно грамматике Пор-Рояля суждение совпадает с предложением. Например, в основе предложения «Человек бежит» лежит суждение: Человек (предикат) есть (связка) бегущий (атрибут, т.е. предикат). Следовательно, в языке все должно быть подчинено логике.

Остатки подобных взглядов сказываются и на современной  грамматической терминологии многих западноевропейских языков (напр., для слов, обозначающих подлежащее и сказуемое, применяются логические термины субъект (анг. subject, нем. Subjekt, фр. sujet) и предикат (анг. predicate, нем. Prädikat, фр. prédicat).

Противоположная точка  зрения о несовпадении языковых и  логических категорий поддерживается почти всеми современными лингвистами. Еще Герман Штейнталь, немецкий лингвист XIX века, выразил это в крайней форме:

«Категории  языка и логики несовместимы и так  же мало могут соотноситься друг с другом, как  понятия круга  и красного».(Г.Штейнталь)

Логические и грамматические категории не совпадают, так как:

- грамматических категорий  (падеж, число, род и т.д.) больше, чем логических (суждение, вывод,  умозаключение и т.д.);

Информация о работе Язык и социальные науки