Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:30, реферат
Язык в обыденном сознании это неотъемлемое свойство человека.
Язык воспринимается, как само собой разумеющееся, подобно способности ходить, дышать или видеть. Издревле понималась значимость языка как неотъемлемой части человеческой жизни.
Введение.
Язык и логика
Язык и философия
3.1. Религиозная философия в России
3.2. Язык философии
Язык и психология
Язык и археология
Язык и история
Язык и социология
7.1.Теоретическая социолингвистика
Вывод.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Ульяновский Государственный
Дисциплина :
Основы языкознания
Реферат
Тема: Язык и социальные
науки
Выполнила: Антонова Д.М.,
студентка группы Лбд-11.
Проверила: Шарафутдинова Н.С.,
кандидат филологических
наук, доцент.
План реферата:
3.1. Религиозная философия в России
3.2. Язык философии
7.1.Теоретическая социолингвистика
Введение
Язык в обыденном сознании это неотъемлемое свойство человека.
Язык воспринимается, как само собой разумеющееся, подобно способности ходить, дышать или видеть. Издревле понималась значимость языка как неотъемлемой части человеческой жизни.
О языке так же создавались
легенды. Одна из них о мудром философе
и баснописце Эзопе, который, получив
поручение своего господина принести
с рынка нечто самое
Наука, изучающая язык носит название ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
Языкознание - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
Языковедческая мысль начинает формироваться на Ближнем Востоке (3 - 1 тыс. до н.э.: Египет, Шумер и Вавилония, Хеттское царство, Финикия, Угарит и др. Здесь на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э. возникли египетское и шумерско-аккадское письмо.
В этих графических системах использовались первоначально идеографический, а затем словесно-слоговый принципы. Китайская, индийская и возникшая позже арабская языковедческие традиции повлияли в различной степени на становление собственных традиций в Японии, Корее, Вьетнаме, Бирме, Тибете, Индонезии и Малайзии, Иране, государствах Центральной Азии и т.д. Идеи европейского языкознания проникли в эти страны относительно поздно, но в настоящее время они оказывают серьезное влияние на национальные лингвистические школы.
Современная наука
состоит из трёх главных разделов
- естествознания (или естественных
наук, изучающих явления и законы
развития и существования природы),
общественных, или социальных наук,
то есть наук об обществе, и философии,
которая изучает наиболее общие
законы природы, общества и мышления.
Языкознание как наука о
Новейшее языкознание одинаково интересуется как внутренней структурой языка, так и влиянием на нее среды, в которой функционирует и развивается языковая система (человек, этнос, социум).
Новейшее языкознание стремится решать как эмпирические задачи (описание отдельных конкретных языков мира), так и лингвофилософские и теоретические задачи (объяснение сущностных свойств человеческого языка вообще; выявление общих законов строения, функционирования и развития языков мира).
В решении своих
задач языкознание тесно
Язык — особый, всепроникающий, фундаментальный
компонент научного знания.
Функции языка:
• оформление мысли,
• осуществление коммуникаций.
Язык выступает предпосылкой становления
и функционирования научного зна-ния.
Язык проявляется себя как особая, фундаментальная
основа общения. В результате субъект
включается в единый социально-исторический
процесс постижения реального мира.
Через систему языка субъект подключается
к опыту определенного языкового коллектива,
к социальной памяти общества в целом.
В научном познании роль языка существенно
возрастает.
В гуманитарных науках в большом объеме
используется естественный язык, который
представляет собой универсальное средство
хранения и передачи знаний. Однако ему
присущи некоторые особенности, которые
ограничивают его использование:
1) изменение значения слов с развитием
общественной практики и по истечении
определенного времени;
2) многозначность некоторых слов;
3) расплывчатость, неопределенность отдельных
слов, не позволяющая с их помощью определить
предмет науки;
4) несовершенство правил построения выражений,
которое в логическом смысле несет на
себе печать многозначности понимания
вербальной мысли;
5) деление языка на большое количество
языков разных стран и народов, в результате
чего одна и та же мысль может быть оформлена
различными языками.
Поэтому важное значение для выявления
мыслей в гуманитарных науках при анализе
естественного языка имеет семантическая
характеристика языковых выражений, что
вызывает необходимость создания специального
языка на базе естественного. Один из важнейших
путей становления научного языка — создание
терминологических систем.
Одна из трудностей при построении системы
научной терминологии — определение термина.
Существенный момент языка в науке — связь
его терминов с наукой.
Научный язык стремится к относительно
жесткой связи между знаком и значением,
четкому определению правил и объяснений
в гуманитарных науках.
1.Язык и логика
Древнегреческий философ Аристотель (IV век до н.э.) полагал, что в основе грамматики лежит логика. Недаром у древних греков слово logos означало одновременно слово, мышление, разум и речь.
Логика (греч. logos - разум, мышление, речь, слово) - наука о правильном мышлении в его языковой форме (психология тоже предполагает мышление, но его правильность - необязательное условие).В основе логики лежит суждение, т.е. форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Суждение состоит из субъекта S (предмета суждения), предиката Р (свойства или отношения), связки (есть) и кванторов (все А и некоторые Е). Субъект есть то, о чем нечто высказывается, а предикат - то, что высказывается о субъекте, причем S единичное, а Р - всеобщее.
Язык - система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка?
Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.
Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.
Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык.
Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.
Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи».
Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».
И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление - это говорение с самим собой.
Для
выражения всех элементов рассуждения
служат различные средства языка. Понятия
выражаются посредством отдельных
слов или словосочетаний, суждения
и умозаключения — с помощью
простых или сложных
Поскольку язык
развивался как средство
Формализация рассуждения состоит в представлении его посредством символов и формул искусственного (формализованного) языка, в котором перечисляются, во-первых, исходные формулы, выражающие основные утверждения содержательной теории, во-вторых, первоначальные понятия, которые фигурируют в этих утверждениях, и, в-третьих, явно указываются те правила вывода или преобразования, с помощью которых в содержательных теориях получают теоремы из аксиом, а в формальных теориях исходные формулы преобразуют в производные.
Нетрудно заметить, что формализация рассуждения происходит в соответствии с требованиями аксиоматического метода, знакомого нам из школьного курса геометрии. Разница состоит только в том, что вместо понятий и суждений в ней используются символы и формулы, а логический вывод теорем из аксиом заменяется преобразованием исходных формул в производные. Таким образом, при полной формализации содержательное мышление (рассуждение) его отображается в формальном исчислении. Кроме формализованных языков логики и математики, к искусственным научным языкам относят также языки тех наук, в которых широко используются символы и формулы. Типичным является, например, язык химических символов и формул. Однако в таких языках символы и формулы служат для более компактной и краткой записи соответствующих понятий и утверждений. Так, в химии символы употребляются для записи химических элементов или простых веществ, а формулы — для записи их соединений и сложных веществ. Но само рассуждение проводится как обычно на содержательном уровне.
Чрезвычайно важный и сложный вопрос о взаимоотношении языка и мышления составляет одну из центральных проблем общего языкознания. Это не только глубокая теоретическая проблема, связанная с общими вопросами языкознания. Обладая методологической значимостью, она определяет направления лингвистического исследования и его методы. Тем самым она вторгается во многие конкретные языковедческие проблемы семасиологии, лексикологии, морфологии и синтаксиса.
Согласно грамматике Пор-Рояля суждение совпадает с предложением. Например, в основе предложения «Человек бежит» лежит суждение: Человек (предикат) есть (связка) бегущий (атрибут, т.е. предикат). Следовательно, в языке все должно быть подчинено логике.
Остатки подобных взглядов сказываются и на современной грамматической терминологии многих западноевропейских языков (напр., для слов, обозначающих подлежащее и сказуемое, применяются логические термины субъект (анг. subject, нем. Subjekt, фр. sujet) и предикат (анг. predicate, нем. Prädikat, фр. prédicat).
Противоположная точка зрения о несовпадении языковых и логических категорий поддерживается почти всеми современными лингвистами. Еще Герман Штейнталь, немецкий лингвист XIX века, выразил это в крайней форме:
«Категории языка и логики несовместимы и так же мало могут соотноситься друг с другом, как понятия круга и красного».(Г.Штейнталь)
Логические и грамматические категории не совпадают, так как:
- грамматических категорий (падеж, число, род и т.д.) больше, чем логических (суждение, вывод, умозаключение и т.д.);