Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:56, реферат
Позитивизм во второй половине XIX века позволил социологии утвердиться в качестве самостоятельной науки, разработать собственный категориальный аппарат и методику исследования, основываясь на категориях и методологии естественных наук. Позитивизм позволил социологии занять определенное место в системе наук и отмежеваться от многочисленных лженаучных и спекулятивных теорий XIX века.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«
Российская академия народного хозяйства
и государственной службы»
Возникновение
Долгачева
К.С.
Позитивизм во второй половине XIX века позволил социологии утвердиться в качестве самостоятельной науки, разработать собственный категориальный аппарат и методику исследования, основываясь на категориях и методологии естественных наук. Позитивизм позволил социологии занять определенное место в системе наук и отмежеваться от многочисленных лженаучных и спекулятивных теорий XIX века.
На
рубеже двух веков позиция классического
позитивизма испытывает значительные
теоретико-методологические трудности
в объяснении общественной жизни. Все
более настойчивыми и основательными
становятся тенденции подвести философское
(логико-гносеологическое) основание
под отрицание принципов
В
адрес социологии, как воплощения
позитивизма в
Не объяснить общество с точки зрения всеобщих законов физического мира, но понять смысл социального ставили своей задачей родоначальники антипозитивизма. Антипозитивисты считали главным не приобретение объективного знания об обществе, а субъективное понимание социальных фактов. Философской основой такого понимания они избрали неокантианство, которое главным достижением гносеологии считало субъективность мира и существование «вещей-в-себе», а главным заблуждением – объективный характер мира.2
Широкое
философское обоснование
В конце XIX века среди немецких философов зарождается антипозитивизм, представители которого считали, что социология должна порвать с методами естественных наук и дальше развиваться самостоятельно. Новую методологию предложили немецкие ученые Геогр Зиммель (1858–1918) и Макс Вебер (1864–1920).
Зиммель является родоначальником т.н. "формальной социологии", он считал, что все социальные явления уже изучаются другими науками и потому социология должна утвердиться не выбором предмета, а как метод. "Социология должна исследовать не содержание, а формы социальной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям". По Зиммелю, общество — это совокупность форм и систем взаимодействия. В основе лежат влечения, интересы и цели отдельных людей, которые и составляют содержание общественной жизни или "материю обобществления". Материя обобществления сама-по-себе не социальна, однако все действия индивида, становятся социальными, поскольку заставляют индивида вступать во взаимодействие. Обобществление — это реализующиеся в бесконечном количестве способов формы, в которых индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. Эти формы Зиммель назвал "формами социации". Главное для социологии, с точки зрения Зиммеля — изучение форм социации.
Социальная теория Зиммеля включала три раздела:
формальная социология
социальная теория познания
концепция исторического развития
Изучая формы социации, Зиммель выделил несколько основных видов:
Согласно теории Зиммеля, формы социации возникают на основе материи обобществления, однако затем постепенно могут терять с ней связь. Исходя из этого, Зиммель различал формы социации по мере их отдаления от "потока жизни". Зиммель выделил 3 вида форм социации:
Георг Зиммель в своей теории определил, что должна изучать социология и отметил, что существующая методология позитивизма непригодна для изучения форм социаций, однако предложить собственную методологию не сумел, ограничившись критикой. Эту проблему решил другой немецкий ученый — Макс Вебер.
Макс Вебер — известный философ, историк, экономист и социолог, автор теории социального действия и родоначальник "понимающей социологии". Вебер заявлял, что социология — это наука, стремящаяся истолковать и объяснить социальное действие. С Макса Вебера намечается поворот в развитии социологии, переход от системного к поведенческому определению предмета социологии. Действием называется человеческое поведение, в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды, связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое предполагаемым действующим лицом соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
Социальное взаимодействие, в отличие от естественного, всегда сознательно, и поэтому социологии необходимо понимать почему и для чего людей вступают во взаимодействие. Для понимания этого, Вебер предложил методику "отнесения к ценностям". Вебер утверждал, что все социальные действия всегда направлены на достижение определенной цели и таким образом ориентируются на какие-то ценности. Ценности — это разделяемые большинством людей убеждения, относительно целей к которым необходимо стремиться. В каждом обществе существует своя система и выстраивается своя иерархия ценностей. Точно также внутри общества ценности дифференцируются согласно социальной структуре общества. Ценности имеют значения для всех "изучаемых субъектов действия", т.е. являются надсубъектными, потому отношение к ценностям всегда объективно. При этом, Макс Вебер указывал на необходимость различать отнесение к ценностям и оценку действия. Отнесение к ценностям всегда объективно, а оценка всегда субъективна.
Изучая социальные действия, Макс Вебер выделил четыре основных вида:
Понять
поведение человека и смысл социального
взаимодействия возможно только проведя
процедуру отнесения к
Вебер, резко выступая против социального реализма и социологизма Эмиля Дюркгейма, отрицал все теории, которые в качестве исходной реальности брали социальные всеобщности — общество, государство, экономику и т.п. Реальным, по Веберу, являются только рационально действующие индивиды. Вопрос о первичности общества или индивида, Вебер решал в пользу индивида.
Для изучения общества и социальных процессов, Макс Вебер предложил свою методику идеальных типов. Идеальные типы — это мысленные конструкции, включающие в себя наиболее типичные характеристики, свойства и признаки, изучаемого объекта. Идеальные типы формировались в качестве определений социальных теорий.
Изучая
развитие общества, Макс Вебер пришел
к выводу, что главной движущей
силой общественного прогресса
является религиозное мировоззрение.
Религиозное мировоззрение
Если
социологическая мысль в
По
Дильтею, естественные науки прослеживают,
каким образом ход естественных
событий воздействует на положение
человека, тогда как социогуманитарные
науки — суть науки о духе,
изучающие свободную
Основной вопрос Дильтея — вопрос о понятии «жизнь». Спрашивать о понятии жизни значит спрашивать о понимании жизни. Причем, прежде всего необходимо сделать жизнь доступной ее изначальному пониманию, чтобы затем постигать ее понятийно, рассудочно. Свою задачу Дильтей пытается решить тем, что подводит жизнь под рубрику психологии — науки о душе, о переживании. У Дильтея переживания — это такая действительность, которая существует не в мире, но доступна рефлексии во внутреннем наблюдении, в сознании самого себя. Сознание характеризует всю область переживаний. И в этом плане психология как наука есть наука о взаимосвязи переживаний, о сознании. В понимании психологии Дильтей отмежевывается от набирающей в то время силу позитивистской естественнонаучной трактовки психологии. Его психология описательна, а не объяснительна, она расчленяет, а не конструирует.3 Естественнонаучная психология переносила на психологию методы физики и пыталась понять закономерности, подвергая измерению регулярно повторяющееся.4 Такая психология, как считал Дильтей, не имеет шансов стать фундаментальной наукой для наук о духе.
Конечный
интерес Дильтея заключался в
историческом бытии, которое он связывал
с главным средством
Положения
Дильтея о специфике
Это было сделано главными представителями баденской школы неокантианства В. Виндельбандом (1848—1915) и Г. Риккертом (1863-1936). Определяя философию как «учение об общезначимых ценностях», они рассматривали историю как процесс осознания и воплощения ценностей и видели в философии поэтому основную задачу в выработке специфического метода исторических наук. В отличии от Дильтея они различали науки не по предмету («науки о природе» и «науки о духе»), а по методу их исследования. Они различали «номотетические» (nomos — гр. порядок, закон) науки, которые рассматривают действительность с точки зрения всеобщего, выражаемого посредством естественнонаучных законов, с одной стороны, а с другой — «идеографические» (образные) науки, описывающие единичное в его эмпирической неповторимости. Согласно новой установке общие законы несоизмеримы с единичным конкретным существованием. В нем всегда присутствует нечто невыразимое в общих понятиях и осознаваемое человеком как «индивидуальная свобода», поэтому оба метода не могут быть сведены к единому основанию.
Информация о работе Возникновение антипозитивистского направления в социологии