Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:23, доклад
Позитивизм во второй половине XIX века позволил социологии утвердиться в качестве самостоятельной науки, основываясь на категориях и методологии естественных наук. Однако, к концу XIX века стало очевидно, что позитивизм уже не может дать социологии ничего нового и начинает постепенно тормозить ее развитие.
Основные идеи антипозитивистской социологии («понимающая социология» М.Вебера, психологическая школа в социологии, символический интеракционизм и др.)
Позитивизм во второй половине XIX века позволил социологии утвердиться в качестве самостоятельной науки, основываясь на категориях и методологии естественных наук. Однако, к концу XIX века стало очевидно, что позитивизм уже не может дать социологии ничего нового и начинает постепенно тормозить ее развитие.
От позитивизма к антипозитивизму
В конце XIX века среди немецких
философов зарождается
Георг Зиммель (1858-1918) – немецкий философ и социолог, представитель психологической школы в социологии. Основателем психологической школы является социолог Л. Уорд (1841-1913), который качественную специфику общества видел в психологичности социальных явлений.
Зиммель является родоначальником «формальной социологии», он считал, что все социальные явления уже изучаются другими науками и потому социология должна утвердиться не выбором предмета, а как метод.
По Зиммелю, общество – это совокупность форм и систем взаимодействия. В основе лежат влечения, интересы и цели отдельных людей, которые и составляют содержание общественной жизни или «материю обобществления». Обобществление — это формы, в которых индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. Эти формы Зиммель назвал "формами социации", которые с точки зрения Зиммеля и должна изучать социология.
Социальная теория Зиммеля включала три раздела:
Основные виды форм социации:
Согласно теории Зиммеля, формы социации возникают на основе материи обобществления, однако затем постепенно могут терять с ней связь. Зиммель выделил 3 вида форм социации по мере их отдаления от «потока жизни»:
Георг Зиммель в своей
теории определил, что должна изучать
социология и отметил, что существующая
методология позитивизма
Макс Вебер (1864–1920) – известный философ, историк, экономист и социолог, автор теории социального действия и родоначальник «понимающей социологии». Вебер заявлял, что социология – это наука, стремящаяся истолковать и объяснить социальное действие. С Макса Вебера намечается поворот в развитии социологии, переход от системного к поведенческому определению предмета социологии.
Действием называется такое человеческое поведение, если действующий индивид (или индивиды) связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.
Социальное взаимодействие, в отличие от естественного, всегда сознательно, и поэтому социологии необходимо понимать, почему и для чего люди вступают во взаимодействие. Для понимания этого, Вебер предложил методику «отнесения к ценностям». Ценности – это разделяемые большинством людей убеждения относительно целей, к которым необходимо стремиться.
В каждом обществе существует своя система и выстраивается своя иерархия ценностей.
Изучая социальные действия, Макс Вебер выделил четыре основных вида:
Вебер резко выступал против социального реализма и социологизма Эмиля Дюркгейма, признавая реальным только действующих субъектов, а не социальные общности (государство, экономика).
Для изучения общества и социальных процессов, Макс Вебер предложил свою методику идеальных типов. Идеальные типы – это мысленные конструкции, включающие в себя наиболее типичные характеристики, свойства и признаки изучаемого объекта.
Изучая развитие общества, Макс Вебер пришел к выводу, что главной движущей силой общественного прогресса является религиозное мировоззрение. Именно оно определяет систему и иерархию ценностей общества, а это формирует систему цели и действий. Проанализировав в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» основные религии и их внутренние учения, Вебер пришел к выводу, что наиболее динамично развиваются страны, народы которых исповедают протестантизм. Далее идут католицизм и православие. Такие религии, как ислам и буддизм, тормозят развитие общества, поскольку ориентируются на традиционные ценности, не поддерживающие перемены в обществе и прогресс.
Теория символического
интеракционизма – теоретические взгляды
на значимость в общении символов, жестов,
мимики. Представители: Дж. Мид, Г. Блумер,
Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз и др. – уделяют
особое внимание проблемам “символической
коммуникации” (общению, взаимодействию,
осуществляемому при помощи символов).
Джордж Герберт Мид (1863-1931)
– американский философ, социолог, выражал
идеи прагматизма и полагал, что человеческое
“Я” имеет социальную природу и формируется
в ходе социального взаимодействия.
Основные позиции, определяющие теоретическую
суть символического интеракционизма,
изложены Дж. Мидом в работе «Сознание,
личность и общество»:
а) личность – продукт социального взаимодействия.
В процессе взаимодействия люди используют
отдельные движения и жесты, называемые
Мидом «символами», которые вызывают определенные
реакции у собеседника;
б) для ведения успешной
коммуникации человек должен обладать
способностью принять роль другого собеседника
(способность видеть себя глазами другого);
в) накопление опыта взаимодействия приводит
к формированию у человека образа “обобщенного
другого”. “Обобщенный другой” – понятие,
означающее интеграцию установок у индивида
в отношении тех людей, которые видят его
(индивида) со стороны;
г) поведение индивида определяется в
основном тремя компонентами: структурой
личности, ролью и референтной группой.
Структура личности включает три компонента:
“I” (Я) – импульсивное, творческое, движущее
начало личности, являющееся причиной
вариаций в пределах ролевого поведения,
отклонений от него;
“Me” (меня) – нормативное “Я”, своего
рода внутренний социальный контроль,
направляющий действия людей, основываясь
на учете интересов других людей;
“Self” (самость) – совокупность импульсивного
и нормативного “Я”, их активное взаимодействие.
В символическом интеракционизме
выделяются 2 школы – Чикагская (Г. Блумер)
и Айовская (М. Кун).
Г. Блумер (Чикагская школа)
выступал против эмпирического подтверждения
выводов Д. Мида, утверждая, что для выявления
социально-психологических феноменов
и характеристик личности пригодны лишь
описательные методы, так как выражение
личностью своих отношений и состояний
складывается всякий раз различным образом.
Считал, что личность находится в непрерывном
процессе изменения, суть которого составляет
неповторимое и непрерывное взаимодействие
между импульсивным “Я” и нормативным
“Я”, постоянный диалог личности с собой,
а также интерпретация и оценивание обстановки
и поведения других людей. Вследствие
того, что социальные установки человека
постоянно изменяются, то делается вывод,
что поведение можно объяснить, но нельзя
предсказать.
М. Кун (Айовская школа) – автор
“теории самооценки личности”. Утверждал,
что поведение детерминируется тем, как
индивид воспринимает окружающую действительность,
в том числе и себя. То есть, зная самооценку
личности, мы можем предсказать поведение
этой личности. Ролевое поведение трактуется
как “исполнение”, “проигрывание”, “принятие”
роли, что исключает его творческий характер.
Источники:
http://ru.wikiversity.wikia.
http://socioline.ru/pages/
http://website-seo.ru/
Информация о работе Основные идеи антипозитивистской социологии