Основные идеи антипозитивистской социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 12:23, доклад

Краткое описание

Позитивизм во второй половине XIX века позволил социологии утвердиться в качестве самостоятельной науки, основываясь на категориях и методологии естественных наук. Однако, к концу XIX века стало очевидно, что позитивизм уже не может дать социологии ничего нового и начинает постепенно тормозить ее развитие.

Файлы: 1 файл

Основные идеи антипозитивистской социологии.docx

— 23.78 Кб (Скачать)

Основные идеи антипозитивистской социологии («понимающая  социология» М.Вебера, психологическая  школа в социологии, символический интеракционизм и др.)

Позитивизм во второй половине XIX века позволил социологии утвердиться  в качестве самостоятельной науки, основываясь на категориях и методологии  естественных наук. Однако, к концу XIX века стало очевидно, что позитивизм уже не может дать социологии ничего нового и начинает постепенно тормозить ее развитие.

От  позитивизма к антипозитивизму 

В конце XIX века среди немецких философов зарождается антипозитивизм, представители которого считали, что  социология должна порвать с методами естественных наук и дальше развиваться  самостоятельно. Новую методологию  предложили немецкие ученые Геогр Зиммель и Макс Вебер.

Георг Зиммель (1858-1918) – немецкий философ и социолог, представитель психологической школы в социологии. Основателем психологической школы является социолог Л. Уорд (1841-1913), который качественную специфику общества видел в психологичности социальных явлений.

Зиммель является родоначальником «формальной социологии», он считал, что все социальные явления уже изучаются другими науками и потому социология должна утвердиться не выбором предмета, а как метод. 

По Зиммелю, общество – это совокупность форм и систем взаимодействия. В основе лежат влечения, интересы и цели отдельных людей, которые и составляют содержание общественной жизни или «материю обобществления». Обобществление — это формы, в которых индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. Эти формы Зиммель назвал "формами социации", которые с точки зрения Зиммеля и должна изучать социология.

Социальная теория Зиммеля  включала три раздела:

  • формальная социология;
  • социальная теория познания;
  • концепция исторического развития.

Основные виды форм социации:

  1. социальные процессы – постоянные отношения, независящие от конкретных обстоятельств их реализации;
  2. социальные типы – стандартные взаимоотношения индивидов, представляющих различные группы и слои общества;
  3. модели развития – система взаимодействия во всех сферах общественной жизни, включающая наиболее значимые социальные институты.

Согласно теории Зиммеля, формы социации возникают на основе материи обобществления, однако затем  постепенно могут терять с ней  связь. Зиммель выделил 3 вида форм социации по мере их отдаления от «потока жизни»:

  1. спонтанные формы – взаимодействия, вызываемые сиюминутными потребностями;
  2. экономические и государственно-правовые формы – обеспечивающие опосредствованную реализацию интересов людей;
  3. игровые формы – чистые формы социации, оторванные от реальных потребностей.

Георг Зиммель в своей  теории определил, что должна изучать  социология и отметил, что существующая методология позитивизма непригодна для изучения форм социаций, однако предложить собственную методологию  не сумел, ограничившись критикой. Эту  проблему решил другой немецкий ученый – Макс Вебер.

Макс  Вебер  (1864–1920) – известный философ, историк, экономист и социолог, автор теории социального действия и родоначальник «понимающей социологии». Вебер заявлял, что социология – это наука, стремящаяся истолковать и объяснить социальное действие. С Макса Вебера намечается поворот в развитии социологии, переход от системного к поведенческому определению предмета социологии.

Действием называется такое человеческое поведение, если действующий индивид (или индивиды) связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

Социальное взаимодействие, в отличие от естественного, всегда сознательно, и поэтому социологии необходимо понимать, почему и для чего люди вступают во взаимодействие. Для понимания этого, Вебер предложил методику «отнесения к ценностям». Ценности – это разделяемые большинством людей убеждения относительно целей, к которым необходимо стремиться.

В каждом обществе существует своя система и выстраивается  своя иерархия ценностей.

Изучая социальные действия, Макс Вебер выделил четыре основных вида:

  1. цели-рациональные – достижение рационально-направленных или регулируемых целей через ожидание какого-либо поведения от других людей или предметов внешнего мира;
  2. ценностно-рациональные – определяются через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо иначе понимаемую ценность определенного поведения;
  3. аффективные – определяются через эмоции и чувства;
  4. традиционные – определяются через привычку или установку.

Вебер резко выступал против социального реализма и социологизма Эмиля Дюркгейма, признавая реальным только действующих субъектов, а не социальные общности (государство, экономика).

Для изучения общества и  социальных процессов, Макс Вебер предложил  свою методику идеальных типов. Идеальные типы – это мысленные конструкции, включающие в себя наиболее типичные характеристики, свойства и признаки изучаемого объекта.

Изучая развитие общества, Макс Вебер пришел к выводу, что  главной движущей силой общественного  прогресса является религиозное  мировоззрение. Именно оно определяет систему и иерархию ценностей общества, а это формирует систему цели и действий. Проанализировав в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» основные религии и их внутренние учения, Вебер пришел к выводу, что наиболее динамично развиваются страны, народы которых исповедают протестантизм. Далее идут католицизм и православие. Такие религии, как ислам и буддизм, тормозят развитие общества, поскольку ориентируются на традиционные ценности, не поддерживающие перемены в обществе и прогресс.

    Теория символического интеракционизма – теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики. Представители: Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз и др. – уделяют особое внимание проблемам “символической коммуникации” (общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов).  
    Джордж Герберт Мид (1863-1931)  – американский философ, социолог, выражал идеи прагматизма и полагал, что человеческое “Я” имеет социальную природу и формируется в ходе социального взаимодействия. 
Основные позиции, определяющие теоретическую суть символического интеракционизма, изложены Дж. Мидом в работе «Сознание, личность и общество»:  
а) личность – продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия люди используют отдельные движения и жесты, называемые Мидом «символами», которые вызывают определенные реакции у собеседника;

б) для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого собеседника (способность видеть себя глазами другого); 
в) накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа “обобщенного другого”. “Обобщенный другой” – понятие, означающее интеграцию установок у индивида в отношении тех людей, которые видят его (индивида) со стороны; 
г) поведение индивида определяется в основном тремя компонентами: структурой личности, ролью и референтной группой.  
Структура личности включает три компонента: 
“I” (Я) – импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него; 
“Me” (меня) – нормативное “Я”, своего рода внутренний социальный контроль, направляющий действия людей, основываясь на учете интересов других людей; 
“Self” (самость) – совокупность импульсивного и нормативного “Я”, их активное взаимодействие. 
    В символическом интеракционизме выделяются 2 школы – Чикагская (Г. Блумер) и Айовская (М. Кун).  
    Г. Блумер (Чикагская школа) выступал против эмпирического подтверждения выводов Д. Мида, утверждая, что для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь описательные методы, так как выражение личностью своих отношений и состояний складывается всякий раз различным образом. Считал, что личность находится в непрерывном процессе изменения, суть которого составляет неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным “Я” и нормативным “Я”, постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения других людей. Вследствие того, что социальные установки человека постоянно изменяются, то делается вывод, что поведение можно объяснить, но нельзя предсказать.

М. Кун (Айовская школа) – автор “теории самооценки личности”. Утверждал, что поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает окружающую действительность, в том числе и себя. То есть, зная самооценку личности, мы можем предсказать поведение этой личности. Ролевое поведение трактуется как “исполнение”, “проигрывание”, “принятие” роли, что исключает его творческий характер. 

 

Источники:

http://ru.wikiversity.wikia.com/wiki/История_социологии/Антипозитивизм_в_социологии

http://socioline.ru/pages/ponimayuschaya-sotsiologiya-maksa-vebera

http://website-seo.ru/06780102161.html


Информация о работе Основные идеи антипозитивистской социологии