Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:00, контрольная работа
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется, в первую функции очередь, через, которые она выполняет. Как и всякая другая наука, социология выполняет познавательную функцию. Она на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, «прирост» нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает закономерности перспект
18
Билет № 3.
1. Основные функции социологии.
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется, в первую функции очередь, через, которые она выполняет. Как и всякая другая наука, социология выполняет познавательную функцию. Она на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, «прирост» нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает закономерности перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, «поставляющие» науке богатый фактический материал о тех или иных областях общественной жизни.
Для социологии характерной чертой является единство теории и практики. Познавая объективные законы существования, функционирования и развития общества, социология осуществляет вместе с другими науками об обществе сбор, систематизацию и накопление информации, которая используется при принятии управленческих решений, передается от поколения к поколению. В этом проявляется информационная функция социологии. Систематизация и накопление информации осуществляется в форме описания процессов и явлений общественной жизни в виде книг, учебников, научных отчетов и т.п. Социологии, как и любой другой науке, свойственна также описательная функция.
Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических задач. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, в рамках которой проявляется ряд других ее функций. В отдельную отрасль научного знания, например, выделился менеджмент как социологическая теория управления производственными коллективами. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает вероятность проявления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве «процветающих» стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни. В этом проявляется функция социального контроля.
Практическая направленность социологии выражается в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и явлений в будущем. В этом проявляется прогностическая функция социологии. Особенно важно иметь такие прогнозы в переходный период развития общества, который переживает Россия в настоящий момент.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от конкретных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран, кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных производств, предприятий и коллективов.
В любом виде деятельности, любой отрасли научного знания есть система господствующих взглядов и теорий, норм общественной жизни и поведения, предпочтительных действий. Социология не является исключением. Несмотря на личные установки ученых-социологов, она выполняла, выполняет и будет выполнять идеологическую функцию. Наука может выполнять и выполняет роль средства преобразования окружающего мира: биология - мира животных, социология - мира общественных отношений личности и социальной системы и.д. В этом проявляется преобразовательная функция социологии. Средство преобразования можно сравнить с орудиями труда, например, с помощью топора можно построить дом, а можно и отрубить человеку голову, на веревку можно сушить белье, а можно повесить и человека и т.п. С помощью социологических знаний можно оптимизировать человеческие отношения с целью сохранения мира, а можно и разрушить систему отношений, доведя их до состояния войны.
Результаты социологических исследований могут использоваться в интересах всего общества, а также в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных (как положительно направленных, так и отрицательно) социальных целей.
Диагностика состояния общества, изучение проблем, возникающих по мере его развития - это одна из важнейших задач социологии. Социологическая составляющая присутствует не только в работе специалистов-социологов, но и во многих других современных профессиях. Например, маркетинг. Прежде чем начать большую рекламную компанию, крупные фирмы проводят маркетинговые исследования рынка спроса и предложения товара, который они хотят продвинуть. Для этого они, используя прикладные социологические технологии, проводят опросы, выявляя потенциальных потребителей, круг их предпочтений. Полученные результаты используют в целях продвижения товара. Современная политическая борьба немыслима без изучения мнения, установок, предпочтений электората, поэтому политология широко использует приемы и методы социологического анализа.
Современный этап развития гуманитарных наук характеризуется возрастанием роли социологии в обществе. Она занимает в системе общественных наук все более ведущую роль. Это диктуется рядом факторов.
Во-первых, социология дает другим общественным наукам обоснованную теорию общества, его структурных элементов, обеспечивает понимание их взаимодействия.
Во-вторых, представляет им технику и методику изучения личности и ее деятельности, изучения социальных систем различных уровней; методы социального измерения, разрабатываемые социологией, активно используются другими общественными науками.
В-третьих, социология проводит так называемые «социальные» исследования, то есть междисциплинарные исследования: социально-экономические, социально-политические, социально-демографические, социально-психологические и т.д.
2. Социальные институты: сущность и основные виды.
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.
Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.
Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:
1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);
3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2. Политический – институт власти;
3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. Военный – институт, организующий законное наследие;
5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение –удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом
Пять основных потребностей и институтов:
1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т. д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.