Возможные пути решения проблем жизнедеятельности лиц пенсионного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2015 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить проблемы жизнедеятельности лиц пенсионного возраста и определить возможные пути их решения.
Объект исследования – проблемы жизнедеятельности лиц пенсионного возраста.
Предмет исследования – пути решения проблем жизнедеятельности лиц пожилого возраста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы жизнедеятельности лиц пенсионного возраста
1.1 Пенсионный возраст как особый объект социальной работы……………..5
1.2 Особенности жизнедеятельности лиц пенсионного возраста……………11
Глава 2 Возможные пути решения проблем жизнедеятельности лиц пенсионного возраста
2.1 Технологии социальной работы с пенсионерами………………………….18
2.2 Социальная поддержка граждан пожилого возраста ……………………..26
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 92.25 Кб (Скачать)

   Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.

   С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения - отделения дневного пребывания [8, c.63]. Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.

    Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

    Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам РФ. Рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

   Таким образом, социальные работники должны уметь предусматривать новые потребности тех, кто будет нуждаться в их помощи в меняющихся социально-экономических условиях, и обязаны проявлять гибкость в поисках путей оптимальной реализации таких потребностей. Насущно необходима исследовательская работа для определения природы и масштабов потребностей, обеспечения эффективности программ и их экономичности без ущерба для качества, стимулирования новых видов услуг.

 

 

 

 

 

 

2.2 Социальная поддержка граждан пожилого возраста

    Рассмотрим Государственную Программу от 26.11.2013 N 628 (ред. от 03.12.2014) Калужской области "Социальная поддержка граждан в Калужской области [6, c.1]. На начало 2013 года на территории Калужской области проживало 1005,5 тыс. человек, каждый третий житель области являлся получателем мер социальной поддержки, финансируемых за счет средств федерального или областного бюджета.

В 2012 году мерами социальной поддержки воспользовалось 671,1 тыс. граждан, израсходовано из средств областного бюджетов 1408,01 млн. рублей. Всего в Российской Федерации число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме, в 2012 году составляло порядка 22 - 23 млн. человек, или 15,7% населения страны.

В 2012 году меры социальной поддержки предоставляли 27 управлений (отделов) социальной защиты населения с утвержденной предельной штатной численностью 401 единица.

В Калужской области функционируют учреждения социального обслуживания населения. По условиям предоставления социальных услуг данные учреждения подразделяются на стационарные и нестационарные типы.

Стационарное социальное обслуживание в Калужской области пожилым гражданам и инвалидам предоставляется подведомственными министерству 15 домами-интернатами на 1900 мест, общее число проживающих на 1 июля 2013 года составило 1819 человек (в Центральном федеральном округе действовало 382 стационарных учреждения социального обслуживания для лиц пожилого возраста и инвалидов, в которых проживало 18462 взрослых человека).

В 2012 году нестационарным социальным обслуживанием, предоставляемым центрами и отделениями социального обслуживания, расположенными в городах и районах области, было охвачено 132,7 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов.

Помимо государственных и муниципальных учреждений услуги по социальному обслуживанию могут предоставляться социально ориентированными некоммерческими организациями.

 Цели государственной программы:

1. создание условий для роста благосостояния граждан - получателей мер социальной поддержки;

2. повышение доступности  социального обслуживания населения.

   Выделяются виды социальных услуг которые предоставляются по программе:

1) социально-бытовые, направленные  на поддержание жизнедеятельности  получателей социальных услуг  в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание  и сохранение здоровья получателей  социальных услуг путем организации  ухода, оказания содействия в  проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за  получателями социальных услуг  для выявления отклонений в  состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи  в коррекции психологического  состояния получателей социальных  услуг для адаптации в социальной  среде, в том числе оказание  психологической помощи анонимно  с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику  отклонений в поведении и развитии  личности получателей социальных  услуг, формирование у них позитивных  интересов (в том числе в сфере  досуга), организацию их досуга, оказание  помощи семье в воспитании  детей;

5) социально-трудовые, направленные  на оказание помощи в трудоустройстве  и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные  на оказание помощи в получении  юридических услуг, в том числе  бесплатно, в защите прав и  законных интересов получателей  социальных услуг;

7) услуги в целях  повышения коммуникативного потенциала  получателей социальных услуг, имеющих  ограничения жизнедеятельности, в  том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные  услуги.

    Срочные бесплатные услуги включают в себя:

1) обеспечение бесплатным  горячим питанием или наборами  продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами  первой необходимости; 3) содействие  в получении временного жилого  помещения;

4) содействие в получении  юридической помощи в целях  защиты прав и законных интересов  получателей социальных услуг;

5) содействие в получении  экстренной психологической помощи  с привлечением к этой работе  психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные  услуги.

 Источниками финансового  обеспечения социального обслуживания  являются:

1) средства бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

2) благотворительные взносы и  пожертвования;

3) средства получателей социальных  услуг при предоставлении социальных  услуг за плату или частичную  плату;

4) доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального  обслуживания, а также иные не  запрещенные законом источники.

    Выделяются сроки реализации программы 2014-2020гг. Ожидаемые результаты реализации государственной программы:

В количественном выражении:

- снижение бедности среди  получателей мер социальной поддержки  при реализации программы (до  уровня 7% к 2021 году) на основе расширения сферы применения адресного принципа ее предоставления;

- повышение к 2018 году средней  заработной платы социальных  работников до 100 процентов от  средней заработной платы в  Калужской области;

- увеличение объемов и  повышение качества социальных  услуг, оказываемых социально ориентированными  некоммерческими организациями.

В качественном выражении:

- удовлетворение к 2020 году  потребностей граждан пожилого  возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения;

- обеспечение поддержки  и содействие социальной адаптации  граждан, попавших в трудную жизненную  ситуацию или находящихся в  социально опасном положении;

- повышение эффективности  и финансовой устойчивости социально  ориентированных некоммерческих  организаций.

     В настоящее  время в сфере социального  обслуживания населения сохраняется  ряд проблем.

1. Наблюдается устойчивый  рост численности пожилых людей  в структуре общей численности  населения. Уровень и качество  жизни пожилых людей значительно  ниже, чем у трудоспособной части  населения, что связано с ограниченными  возможностями здоровья и утратой  способности к получению дополнительных  доходов к пенсии в виде  заработной платы.

Поэтому, безусловно, необходима дополнительная государственная социальная поддержка, так как проблемы пожилых людей требуют от государственных органов многопрофильной целевой социальной защиты населения.

2. Единообразный подход  к предоставлению мер социальной  поддержки отдельным категориям  граждан без учета определения  критерия нуждаемости ведет к  незначительному снижению уровня  бедности населения.

Развитие мер социальной поддержки должно осуществляться путем изменения приоритетов в определении категорий получателей мер социальной поддержки, условий их представления, в том числе путем активизации адресной социальной поддержки бедного населения, иных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Серьезной проблемой  социального обслуживания остается  организация предоставления социальных  услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, проживающим в сельской  местности, особенно в отдаленных  и малонаселенных деревнях.

Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения Калужской области увеличивается и составляет на начало 2013 года 261,6 тыс. человек.

4. Масштабный характер  приобрели негативные изменения  психического здоровья людей  старшего возраста, ухудшается показатель  физического состояния здоровья.

При этом число граждан, признанных инвалидами вследствие психического заболевания, за период с 2008 по 2012 год составило более 10,8 тыс. человек, из них около 2,0 тыс. человек признано впервые.

5. Действующая сеть учреждений  социального обслуживания не  закрывает существующей потребности  в стационарном обслуживании  граждан пожилого возраста и  инвалидов, в том числе страдающих  психическими заболеваниями.

В стационарных учреждениях социального обслуживания сохраняется очередность на обслуживание в учреждениях психоневрологического типа и в специальных домах-интернатах. В стационарных учреждениях социального обслуживания общего вида возросло число граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на постельном режиме.

    В законе выделяются  подпрограммы применительно  для  области:

-"Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";

-"Модернизация и развитие системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации";

Информация о работе Возможные пути решения проблем жизнедеятельности лиц пенсионного возраста