Условия адаптации индивида в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить поведение личности как субъекта адаптации при взаимодействии с организацие.
Объект − процесс адаптации индивида.
Предмет − изменяющаяся окружающая среда.
В соответствии с целью курсовой работы решались следующие задачи:
1. Обобщить представления об адаптации как уникальной форме взаимодействия человека с изменяющейся окружающей средой.
2. Определить факторы, влияющие на поведение личности в организации.

Оглавление

ВВEДEНИE 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5

1.1 Значение адаптации 5

1.2 Виды и сроки адаптации 6

1.3 Модификация поведения работника в период адаптации. 9

1.4 Типы сотрудников 14

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 17

2.1 Процес адаптации.. 33

2.2 Примеры... 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ИНДИВИДА В ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени адмирала Г.И. Невельского

 

Морской гуманитарный институт

 

Факультет психологии и социального управления

 

Кафедра социологии и философии

 

 

 

 

 

УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ИНДИВИДА В ОРГАНИЗАЦИИ

 

Курсовой проект

по дисциплине «Социология управления»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы____________

Бударин Р.Ю.

____________2014 г.

 

Оценка работы______________

 

Руководитель работы

А.Ю. Смольчук

____________2014 г.

 

 

 

 

Владивoстoк

2014 г. 

 

 

СOДEРЖАНИE

 

 

ВВEДEНИE  3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 5

 

1.1 Значение адаптации 5

 

1.2 Виды и сроки адаптации 6

 

1.3 Модификация поведения работника  в период адаптации. 9

 

1.4 Типы сотрудников 14

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 17

 

2.1 Процес адаптации.. 33

 

2.2 Примеры... 34

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  37

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ТЕСТЫ НА САМООЦЕНКУ).  38

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (АДАПТАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ "РАДЕЖ").  41

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема адаптации человека уже длительное время относится к числу фундаментальных во многих областях научного знания. Адаптация представляет собой одни из вполне реальных способов сохранения жизнеспособности человека не только в современном стремительно меняющемся мире, но и в будущем.

Включение адаптации в круг важных проблем определяется как реальными требованиями жизни, так и логикой развития научных знаний. Современная социальная наука, активно и масштабно включившаяся в решение актуальных для общества задач, сталкивается с необходимостью осмысления изменений поведения человека. Раскрытие механизмов адаптации дает ключ к пониманию новых форм отношений человека с обществом, природой и с самим собой, к прогнозированию динамики поведения.

Преимущественная ориентация на признаки окружающей среды привела к появлению социальной, профессиональной, климатической, школьной, вузовской и т.п. адаптации. Ориентация на уровень человеческой организации − к социально-психологической, психической, психофизиологической, физиологической адаптации. Рассмотрение ряда концептуальных положений, а также длительный опыт изучения возможностей жизнедеятельности человека в разных средовых условиях убеждает в том, что достаточно надежный ориентир для объяснения адаптационных процессов содержится в личности человека. Во всей ее сложной организации свойств и качеств, во всем многообразии ее взаимодействия с окружающей реальностью, в ее соотнесенности с конкретным историческим периодом развития общества заключен основной внутренний регулятор адаптации в изменяющихся социальных, культурных, предметно-технологических и природных условиях.

 

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить поведение личности как субъекта адаптации при взаимодействии с организацие.

Объект − процесс адаптации индивида.

Предмет − изменяющаяся окружающая среда.

В соответствии с целью курсовой работы решались следующие задачи:

1. Обобщить представления об  адаптации как уникальной форме  взаимодействия человека с изменяющейся окружающей средой.

2. Определить факторы, влияющие на поведение личности в организации.

3. Выявить стратегию социальной  адаптации и методику.

4. Ознакомиться с принципами формирования поведения индивидов.

5. Ознакомиться с метадами адаптации.

 

Тип: Иследовательский

 

Длительность: Краткосрочный

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

1.1 Значение адаптации

 

Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Адаптация – означает включение работника в новую для него предметно-вещественную и социальную среду. При этом наблюдается взаимное приспособление работника и среды.

Социальная адаптация: процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности с социальной средой.

Адаптация происходит на трех уровнях:

  1. Физиологическом,
  2. Психологическом,
  3. Социальном.

На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз).

На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий и др.).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Выделяют две особые формы социальной адаптации:

    1. Девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения);
    2. Патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики).

Трудовая адаптация персонала: это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых условиях труда и отдыха.

 

1.2 Виды и сроки адаптации

 

Выделяют адаптации:

  • Первичную;
  • Вторичную.

Первичная адаптация происходит при первоначальном вхождении молодого человека в трудовую деятельность.

Вторичная адаптация связана с переходом работника на новое рабочее место (со сменой или без смены профессии), а так же при существенном изменении производственной среды (технические, экономические, социальные элементы среды могут меняться).

По характеру включения работника в изменившуюся трудовую среду адаптация может быть:

  • Добровольной;
  • Вынужденной (в основном по инициативе администрации).

Трудовая адаптация имеет сложную структуру, в которой выделяют:

    1. Психофизиологическая адаптация – процесс освоения и приспособления работника к санитарно-гигиеническим условиям на новом месте.
    2. Социально-психологическая адаптация связана с включением работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
    3. Профессиональная адаптация выражается в уровне овладения работником профессиональных навыков и умений, трудовых функций.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий:

    1. Стадия ознакомления. Работник получает информацию о новой трудовой среде, о критериях оценки различных его действий, об эталонах и нормах трудового поведения.
    2. Стадия приспособления. Работник оценивает полученную информацию и принимает решение о переориентации своего поведения, о признании основных элементов новой системы ценностей. При этом у работника сохраняются многие прежние установки.
    3. Стадия идентификации, то есть полное приспособление работника к новой трудовой среде. На этой стадии работник отождествляет личные цели и задачи с целями и задачами предприятия.

По уровню идентификации различают 3 группы работников:

  • Безразличные;
  • Частично идентифицированные;
  • Полностью идентифицированные.

Об успешности адаптированности работников судят по:

  1. Объективным показателям, характеризующим реальное поведение работника в своей профессии (например, по эффективности работы, оцениваемой как успешное и качественное выполнение задания).
  2. Субъективным показателям, характеризующим социальное самочувствие работников. Эти показатели измеряются на основе анкетного опроса путем установления, например, уровня удовлетворенности работника различными сторонами труда, желание продолжать работу на данном предприятии.

В разных профессиональных группах наблюдаются разные сроки адаптации (от нескольких недель до нескольких месяцев). У руководителя коллектива сроки адаптации должны быть существенно короче, чем у подчиненных.

Успешность адаптации зависит от ряда факторов:

  1. Личностные факторы:
    • Социально-демографические характеристики;
    • Социально-обусловленные факторы (образование, стаж, квалификация);
    • Психологические факторы (уровень притязания, восприятия самого себя) и др.
  2. Производственные факторы – это, по сути, элементы производственной среды (включающие, например, характер и содержание труда данной профессии, уровень организации условий труда, и т.д.).
  3. Социальные факторы:
    • Нормы взаимоотношений в коллективе;
    • Правила трудового распорядка и др.
    1. Экономические факторы:
        • Размер заработной платы;
        • Различные дополнительные выплаты и др.

Профессиональной задачей специалистов по организационному поведению является управление процессом адаптации, которое включает:

          1. Измерение уровня адаптированности различных групп работников;
          2. Выявление факторов в наибольшей степени влияющих на сроки адаптации;
          3. Регулирование процесса адаптации на основе выявленных факторов;
          4. Поэтапный контроль адаптации работников.

Когда организация осуществляет перестройку производства в связи с внедрением новой продукции. В этих условиях остро стоят задачи адаптации новых сотрудников.

 

 Необходимо определить:

                1. Какие виды адаптации выходят на первый план, и какими факторами они определяются;
                2. Проранжировать факторы с помощью метода попарных сравнений.

 

1.3 Модификация поведения  работника в период адаптации

 

Человеческий фактор играет решающую роль в деятельности организации. Люди в наименьшей степени поддаются управлению. Одной из основных проблем организационного поведения является проблема исполнения.

Формула исполнения:

 

Исполнение = Индивидуальные * Усилия * Организационная

       свойства          поддержка

 

Индивидуальные свойства определяют способность работника выполнить полученные задания.

Усилия связаны с желанием исполнить.

Организационная поддержка обеспечивает возможность исполнения.

Раскрыть проблемы управления индивидуального поведения в организации удалось Платонову.

Он выделил:

  1. Биологически обусловленную подсистему личности (пол, возраст, свойства нервной системы);
  2. Индивидуальные формы отражения объективной реальности, включая психические процессы (память, внимание, мышление и т.п.);
  3. Подсистема опыта (знания, умения, навыки);
  4. Социально обусловленная подсистема (управленческая направленность для менеджера, отношения между людьми и т.д.).

К биологически обусловленной подсистеме личности относятся возрастные особенности, различия по признакам пола, расы, свойства темперамента, физические особенности, возрастные психические особенности.

В управленческой деятельности необходим учет психологических особенностей возрастных этапов жизненного пути работника. Исследователи выделяют два периода у активно действующих людей в организации:

  1. Взрослость:
    • Ранняя (21-25);
    • Средняя (25-45) (пик интеллектуальных достижений);
    • Поздняя (45-55) (упадок физических и умственных сил);
    • Предпенсионный возраст (55-60) (пик наиболее общих социальных достижений);
  2. Старение:
    • Удаление от дел;
    • Старость;
    • Одряхление (65-75).

Информация о работе Условия адаптации индивида в организации