Свободное время молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить подходы к изучению свободного времени, сложившиеся в социологической науке, определить особенности структуры свободного времени молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Изучить понятие и структуру свободного времени, сравнить понятия свободное время и досуг
2.Выделить и проанализировать факторы, влияющие на свободное время.
3.Рассмотреть свободное время как социальный институт.
4.Выявить социальные проблемы свободного времени.
5.Исследовать структуру свободного времени молодежи на основе социологических исследований разных ученых и собственного исследования, проведенного в городе Тюмень.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЁЖИ 5
1.1 Понятие и структура свободного времени. Соотношение понятий свободное время и досуг 5
1.2 Факторы, влияющие на свободное время 10
1.3 Свободное время как социальный институт 14
1.4 Социальные проблемы свободного времени 16
ГЛАВА II. СТРУКТУРА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ 22
2.1 Исследования досуга молодежи, проводимые разными учеными 22
2.2 Результаты социологического исследования свободного времени молодежи г. Тюмень 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Файлы: 1 файл

свободное время 2ой курс.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Следующим в ряду предпочтений досуга молодежи стало чтение книг, отрадно, что результаты очень близки с такой формой как посещение  кинотеатров и они намного  выше показателей предыдущих исследований. Так, в 2004 г.  41% опрошенных свое свободное время проводят за чтением книг. В исследованиях 1996 г эта цифра составила 28%, а в 2001г – 24%. Правда в вертикали предпочтений этот показатель выходит лишь на пятое место, тогда как в 2001 г. он был на четвертом, а в 1996 г. и вовсе на втором.35 Но в данном случае количественный показатель исследований 2004 г., который составляет немного меньше половины опрошенных, позволяет сделать вывод о том, что интерес к чтению книг все же растет. Тот факт, что чтению книг половина молодых людей уделяют достаточное внимание, очень важен как для учебной, так и воспитательной работы в обучении. В анкете не ставился вопрос о читательских предпочтениях, но беседы и консультации, проведенные автором в художественном отделе библиотеки университета, дают основания сделать вывод о разностороннем читательском интересе у молодежи.

Общение в кругу семьи  предпочитают проводить свыше трети  опрошенных. Этот показатель также  вырос по сравнению с предыдущими  исследованиями. В 2004 г. он составляет 33%, в 2001, 1996 гг. – всего лишь 18%.

Устойчивый интерес  юноши и девушки проявляют  и к такой форме досуга, как  посещение дискотек, баров, казино. По итогам всех исследований произошел  небольшой рост, так в 1996 г. предпочтение такой форме отдыха отдали 17% респондентов, в 2001 г. Эта цифра составила уже 26%, а в 2001 г. – 29%, т.е. почти треть опрошенных.36 Такая динамика объясняется ростом уровня материального благосостояния молодых, с одной стороны, а с другой, интенсивным развитием в Москве этой сферы услуг и развлечений, привлекающей молодежь своими разнообразными формами. Оценивать рост интереса к такой форме времяпрепровождения в категориях «хорошо» или «плохо» не представляется автору конструктивным, скорее этот показатель важен нам для изучения специфики современной молодежной субкультуры.

Ситнова Л.И. зафиксировала некоторые позитивные изменения в выборе такой формы досуга, как посещение театров, музеев, выставок. Если в предыдущих исследованиях процент посещаемости  этих культурных мест был сравнительно невысок (13% – в 1996 г., и 15% в 2001 г.), то в 2004 г. он увеличился на 7% и составляет в целом  22%. В  театрально-выставочной жизни Москвы в последнее время тоже произошли изменения, залы перестали пустовать, много появилось новых постановок и спектаклей, антреприз, тематических выставок и новых музеев, т.е. активизировалась культурная жизнь столицы, что отразилось в общественном климате мнений и предпочтений.37 Чаще всего посещают театры, музеи, выставки девушки, которые учатся на младших и старших курсов: их доля составляет половину опрошенных данной категории. В предыдущих исследованиях лишь одна треть девушек свой досуг проводила в стенах театров, музеев, выставок. Так, в рамках изучения курсов по проблемам истории мировой культуры молодежь, а особенно студенты, посещают Третьяковскую галерею и другие музеи, в университетах часто устраиваются музыкальные вечера с участием симфонического оркестра имени Бородина, хорошо успевающих студентов премируют бесплатными билетами в театры Юго-Западного округа и т.п.

Последнее место в вертикали предпочтений молодежи в сфере досуга занимает посещение ими культурных и развлекательных мероприятий, проходящих в стенах университетов. За 8 лет наблюдается положительная динамика, о чем свидетельствуют результаты исследования. Например, в 1996 г. культурные мероприятия, проводимые в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина посещало лишь 3% опрошенных студентов, в 2001г. их количество увеличилось и составило уже 6%, в 2004г. эта цифра увеличилась более чем в три раза (19%). Такой рост свидетельствует о возросшем интересе студентов к культурной жизни университета, о становлении корпоративной культуры.38 Наблюдая студенческую жизнь в университете, хотелось бы отметить, что она становится все разнообразнее по формам и богаче по содержанию, что способствует более активному вовлечению студентов, как в их подготовку, так и проведение.

Батнасунов А.С.39, рассуждая на тему современного досуга, отмечает дифференциацию форм досуга у молодежи разных социальных страт. Он пишет: «Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека. Коммерциализация культуры в целом обусловила появление новых видов досуга, в качестве которых утвердились прогулки по магазинам и покупки. В то же время, городская культура современного общества оказалась неразрывно связанной с природой, что стимулировало развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи, круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились, дифференцировались и «отстранились» от культуры досуга трудящихся и превратились в формы элитарного досуга, требующие дорогостоящего оборудования и определенных навыков. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. В этом проявляется одна из особенностей досуга».40

Введение новых способов художественного  производства, доступность фото- и  видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства. Всё это обогащало виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов. 41

Автор отмечает изменения типа контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».42

Еще Э. Фромм, немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, указывал на эту тенденцию в проведении досуга, которая связанна с «отчуждением в области потребления». «Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга. Он неизменно остается пассивным отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, и всего прочего». 43

Б. Фаулер, фиксирует становление нового опыта проведения досуга и указывает следующие взаимосвязанные факторы этого процесса.

  • Глобализация, благодаря которой, мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят однотипную одежду.
  • Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социокультурные различия между людьми и типами поселений.
  • Новый стиль досуга отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.
  • Становление нового опыта досуга под влиянием идеологии «принудительного потребления».
  • Распространение туризма, привычки проводить отпуск за границей.44

Изменение в содержании досуга под  воздействием бурного развития социальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых технологий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают одновременно устойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в современном досуге молодежи. Если раньше досуг городской и сельской молодежи заметно отличался, то в современных условиях, глобализационные процессы, во многом «стирают» границы отличия.

2.2 Результаты  социологического исследования  свободного времени молодежи г. Тюмень

 

С целью изучения досуговых предпочтений нами был проведен опрос молодежи в возрасте 16-25 лет в количестве 200 человек в городе Тюмень. Опрос проводился путем анкетирования. Анкета состояла из альтернативных закрытых вопросов, т. е. вопросов, включающих в себя варианты ответов, из которых опрашиваемому необходимо выбрать тот, который более всего соответствует его мнению.

Целью исследования было определить наиболее популярные виды проведения свободного времени, что влияет на эти предпочтения.

Результаты опроса показали, что

  1. лидирующее место среди посещаемых заведений молодежью заняли рестораны, кафе, бары, где молодые люди могут перекусить пообщаться, так как в данных заведениях благоприятная обстановка, не такая громкая музыка, как в клубе, и кино, где показывают огромное количество фильмов любого жанра и по приемлемой цене, особенно для студентов. Меньше всего посещают театры и библиотеки, что показывает снижение культурного развития в нашем городе;
  2. большинство молодых людей, а именно 52,21% из всех опрошенных, в приложении 2 выбрали вариант «Сижу в Интернете». Интернет заменил многим живое общение, в связи с этим появляется понятие «виртуализация личности». Но в Интернете можно не только общаться, но и читать книги, заниматься учебой и даже работать;
  3. из данных в приложении 3 видно, что популярностью пользуются мелодрамы и фантастика- 19,3%, на втором месте ужасы- 14,47%, на третьем - драмы-11,84%, меньше всего молодежь смотрит историю-4,39% и классику- 5,56%;
  4. наибольшее количество молодежи предпочитает из всех телепередач музыкально-развлекательные и фильмы. Меньшим успехом пользуются программы о путешествиях и игровые программы. Ни один респондент не ответил, что предпочитает смотреть религиозные программы. Разнообразие телевизионных программ легко объяснить наличием большого количества каналов, позволяющих в каждый момент выбрать интересующую передачу;
  5. из предшествующего опроса видно, что музыка среди молодежи является одной из базовых составляющих, отражающих образ жизни и поведение этой особой социальной группы населения. Зачастую увлечение той или иной музыкой объясняют многие поведенческие особенности молодых граждан. Таким образом мы видим, что среди музыкальных предпочтений преобладают поп и рэп, а меньший интерес вызывают джаз и народная музыка.
  6. в современном мире имеет место широкое распространение компьютерных игр. Это связано с мировой глобализацией всемирной сети Интернет. Но в Тюмени больше половины респондентов ответили компьютерным играм: "Нет", так как на первое место ставят социальные сети, а именно Вконтакте, где можно общаться с друзьями, слушать музыку, смотреть видео, фотографии, а так же играть во множество приложений;
  7. из ответов на вопрос о проведении каникулярного времени видны сильные различия. Так как количество лагерей очень мало, и оно постоянно уменьшается, доля отдыхающих в них снизилась до 2,48 %. С другой стороны, изменения в жизни тюменцев и страны в целом сделали распространённым отдых в других странах. Отдых на морских курортах нашей страны тоже стал более широко распространён. Но все же большинство молодежи, как оказалось, проводит свое свободное время во время каникул дома. Обусловлено это тем, что город Тюмень находится в достаточно благоприятном географическом положении.
  8. обычно все говорят, что молодежь в России не читает совсем, в особенности и у нас в Тюмени, но, глядя на рис.8, можно сделать вывод о том, что те, кто не читают вообще и прочитали за всю жизнь пару книг, составляют всего 15,5 % из  200 человек. Большинство ответили, что читают раз в месяц, и этот показатель не так уж и плох в сравнении с тем, что говорят о нынешней молодежи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, как показал  анализ научных публикаций, свободное время можно охарактеризовать как временное пространство, ограниченное рабочим временем, заполненное самоцельной деятельностью без какого-либо внешнего давления, дающей возможность самовыражения.

При исследовании образа жизни молодежи значение имеет рассмотрение разных сторон его деятельности и  характеристики: физическое развитие, культурная самодеятельность, культурный отдых, прочие развлечения: прием гостей и хождение в гости, прочие потери времени, бездеятельный отдых и прочее.

Структура свободного времени  формируются под воздействием ряда факторов. К общим факторам относятся такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т.д. К специфическим прежде всего относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенности уклада жизни населения. Перечисленные факторы использования свободного времени по отдельности или в совокупности влияют на структуру свободного времени молодого человека.

Досуг является традиционным объектом исследования отечественных социологов. Так Мосалев Б.Г., исследуя досуговые предпочтения и характер социальных связей, строит свою типологию молодежи: он выделяет несколько типов: семьянин, общительный, развлекающийся, социально-активный, одухотворенный, гармоничный.

Ситнова Л. И. осуществила сравнительный анализ исследований досуга разных лет. Она приходит к выводу о том, что структура досуговых предпочтений молодежи достаточно стабильна: лидером в проведении досуга по результатам всех этих исследований выступает общение с друзьями. Второе место в проведении досуга занимает просмотр телевизора, видео, слушание музыки. Следущие предпочтения в проведении свободного времени – это занятия спортом, поход в кино, чтение книг, общение в кругу семьи, посещение баров, дискотек, казино. Последнее место занимает посещение мероприятий, которые проходят в университете как развлекательные и культурные.

Батнасунов А.С. выявил, что на формы досуга оказывает влияние развитие социальной инфраструктуры, техники, коммерциализация культуры. Увеличение количества транспорта в собственности горожан обусловило то, что сегодняшняя культура города больше связана с природой, поэтому на основе этого появляется множество видов отдыха. Развитие фототехники привело к тому, что круги, увлеченные фотографией и видеосъемками все больше расширяются. На свободное время молодых людей влияет и коммерциализация культуры, многие стали уделять много времени такой досуговой деятельности как шоппинг.

Информация о работе Свободное время молодежи