Свободное время молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – выявить подходы к изучению свободного времени, сложившиеся в социологической науке, определить особенности структуры свободного времени молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Изучить понятие и структуру свободного времени, сравнить понятия свободное время и досуг
2.Выделить и проанализировать факторы, влияющие на свободное время.
3.Рассмотреть свободное время как социальный институт.
4.Выявить социальные проблемы свободного времени.
5.Исследовать структуру свободного времени молодежи на основе социологических исследований разных ученых и собственного исследования, проведенного в городе Тюмень.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЁЖИ 5
1.1 Понятие и структура свободного времени. Соотношение понятий свободное время и досуг 5
1.2 Факторы, влияющие на свободное время 10
1.3 Свободное время как социальный институт 14
1.4 Социальные проблемы свободного времени 16
ГЛАВА II. СТРУКТУРА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ 22
2.1 Исследования досуга молодежи, проводимые разными учеными 22
2.2 Результаты социологического исследования свободного времени молодежи г. Тюмень 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Файлы: 1 файл

свободное время 2ой курс.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Юрген Хабермас21 отмечает, что коммуникации — новый интеграционный резерв общества в противоположность поблекшей утопии общества труда. Ее основа — солидарность и взаимопонимание, третий и фундаментальный ресурс общественной интеграции, наряду с такими средствами, выходящими за пределы единичных интересов, как деньги и власть.22

Основой теории коммуникации выступает введение в социологию Вильгельмом Дильтеем23 понятия жизненного мира человека. Жизненный мир - это и природная среда, и культурно-социальные условия существования, и сфера индивидуальных чувств и переживаний человека. Не случайно наряду с понятием жизненный мир в социологии появляется понятие космос, дополняющее и раскрывающее жизненный мир человека. Понятие космос в Древней Греции также воспринималось достаточно сложно и неоднозначно. Космос — это мир человека. И в античности определение космоса связывалось с определением гармонии и справедливости. Содержание, вкладываемое в понятия космос и гармония, справедливость, существенно отличаются от современного. И гармония, и справедливость — единство человека и космоса. Греки называли это совпадением микро- и макрокосмоса.24

Справедливость и гармония поддерживались и Роком-Судьбой-космическим  законом и космической судьбой  человека. Рок — не только связующая нить человека и космоса, но и связующая нить поколений, часто олицетворяющая судьбу не отдельного человека, а целого рода. В мифологии справедливым считалось возмездие богов, карающих людей за преступление границ космической справедливости и нарушение установившейся гармонии. Представления о космосе как космической справедливости и космической судьбе свидетельствовали, что человек не один в мире. И любому частному интересу противостоит мировой, космический закон — закон природы или богов, породивший сам человеческий род.25

Иными словами, подчеркивает Юрген Хабермас, независимо от того, как называются законы - богом, космосом, природой или жизненным миром, они есть нечто более высокое, чем отдельный индивид с его потребностями и интересами. И как только частный интерес сталкивается с законом ситуация складывается не в его пользу. Отсылка к жизненному миру или космосу в социальной теории связана с поиском основ самой социальности общественного характера жизни людей. Сущность коммуникации, взаимопонимания людей берет начало в понимающих ресурсах жизненного мира, а взаимопонимание — основа свободных форм человеческих сообществ и социальных объединений.

Взаимопонимание и солидарность как основа социального союза  людей выступают защитниками  жизненного мира человека и его основными требованиями, к которым Юрген Хабермас относит и потребительную стоимость. Иначе говоря, коммуникации рассматриваются как необходимое условие выживания, резерв дальнейшего общественного развития, то есть развития жизненного мира человека. Непосредственное отражение находит в теории коммуникации противоположность производства и потребления, рабочего времени и досуга. Частный характер потребления, в том числе и потребления информации, культуры, приводит к естественной фрагментарности повседневного сознания потребителя, непреодолеваемой на уровне социального явления — политики и власти.

Не случайно Юрген  Хабермас фрагментаризованными называет именно сознание потребления, обладающего  досугом. По его мнению этому способствуют и средства массовой информации, ориентированные на пассивное, развлекательное и приватизированное ее использование. Досуг и потребление, порождающие фрагментаризированное сознание в качестве господствующей идеологии повседневности, основные требования жизненного мира современного человека. Защита требований, то есть ценностей свободного времени и прав потребителей, рассматривается достаточным основанием для новой общественной интеграции. 26

В современной социологии существует единство и дуализм понятий  жизненный мир и космос. Если космос — “это не просто мир человека, то принцип свободного культурного единства людей противостоит принудительному трудовому единству рабов или инстинктивно-стадному единству животного мира. Для античного мировоззрения космос символизировал не только жизненную среду, но и сам смысл жизни человека. Космос—это мир человека. И не случайно в основе теории эволюции космоса лежал миф об андрогинах — единых перволюдях. Космос в противоположность жизненному миру людей интересен не тем, что он одна из форм жизни, а тем, что сам космос есть единое интегрированное определение человека, жизненный мир человеческого единства. И хотя теория коммуникации вынесла проблему общественной жизни за пределы общественного производства, все же оставила определение человека и его свободное время в экономических, производственных пределах. Если сфера свободного времени — сфера потребления, то сам человек и его свободное время — продолжение и условие производственного процесса.

В теории коммуникации определяется человек как потребитель досуга. Коммуникация — средство защиты прав потребителя, ни что иное, как средство защиты и обеспечения непрерывности производственного процесса. Итог теории — экономическая организация сферы свободного времени, то есть создание индустрии досуга, преобразование сферы свободного времени в особый социальный институт — институт общественных свобод.

 

 

 

 

ГЛАВА II. Структура свободного времени молодежи

2.1. Исследования досуга молодежи, проводимые разными учеными

Досуговые предпочтения молодежи – объект исследования многих отечественных социологов. В качестве предмета исследования выступают структура  досуга, типология молодежи на основе досуговых предпочтений,  различия в проведении досуга молодежи разных социальных слоев и др.

Так Мосалев Б.Г. с учетом преобладающих характера социальных связей и форм досуга , автор предлагает следующую типологию молодежи 27.

Первый тип  - “семьянин”. Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях - с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). По словам автора, среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 11% респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) - “общительный”, который, в отличие от “семьянина”, ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга - компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.

Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие  в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может  быть назван “развлекающимся”. Его  представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди “развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Четвертый тип молодёжи Мосалев называет “социально-активным”. Данный тип объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей.

Пятый тип - “одухотворенный” - живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Автор пишет, что именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.

Шестой тип - “гармоничный” - означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.28

Мосалев выделяет особенности молодежного досуга. Отклонения в распространенности разных типов общения по отдельным регионам связаны как с социально-экономическими факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения), так и с культурными (традиции, взгляды, предпочтения). В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.

Таблица 1.

Распределение типов  социальной коммуникации молодёжи по территориально-экономическим районам, в %.29

Территориально - экономические  районы

Типы социальной коммуникации

Семьянин

Общительный

Развлекающийся

Социально-активный

Одухотворенный

Гармоничный

Москва

25,6

25,0

23,6

17,9

3,6

4,3

Санкт-Петербург

8,3

17,4

20,1

47,2

0,7

6,3

Калининградская обл.

11,4

25,0

35,0

15,0

7,9

5,7

Северо-Западный

7,8

31,0

23,9

26,8

4,9

5,6

Центральный

9,4

31,9

27,6

21,7

4,3

5,1

Центрально-Черноземный

20,1

25,2

28,8

22,3

3,6

0,0

Северо-Кавказский

7,9

30,0

40,6

14,3

2,9

4,3

Северный

6,4

32,1

27,2

28,6

4,3

1,4

Волго-Вятский

7,0

30,3

23,9

27,6

7,7

3,5

Поволжье

14,4

30,9

18,0

26,6

7,2

2,9

Урал

7,8

34,7

27,7

22,0

5,7

2,1

Западно-Сибирский

16,6

40,7

18,6

19,3

3,4

1,4

Восточно-Сибирский

9,1

32,8

23,1

28,7

2,1

4,2

Дальневосточный

10,0

37,1

11,4

28,6

2,9

10,0


 

В другом исследовании, а именно в работе Ситновой Л.И.30, изучены различия в досуговом времени молодежи в разные периоды времени, автор сравнивает несколько исследования в сфере досуга молодежи г. Москвы за 1996 г., 2001 г. и 2004 г.

Она пишет, что важнейшей характеристикой культуры современной молодежи являются ее предпочтения в сфере досуга. Молодежь - это особенная социальная группа, которая в определенной мере закладывает тенденции развития общества будущего с одной стороны, а с другой – воспроизводит то, что априори необходимо любому человеку и требует своего сохранения.

Сравнивая результаты социологических  исследований 1996, 2001 и 2004 гг., автор замечает, что абсолютным лидером предпочтений в сфере досуга, было, есть и будет  общение с друзьями. При этом количество молодых людей, выбирающих такую форму отдыха, понемногу увеличивается. Так, по сравнению с 1996 г., где этот показатель равен 73%, в 2004 г. он увеличился более чем на 10% и составляет 85% всех опрошенных студентов независимо от пола, возраста и места проживания. 31

На втором месте у  молодежи в исследовании 2004 г. получен  новый, но вполне ожидаемый результат, отвечающий закономерностям наступающего информационного общества, с его  видеокультурой и прочее. Среди респондентов 57% выбрали телевизор, видео, слушание музыки как один из наиболее предпочитаемых вариантов отдыха. В исследованиях 1996 и 2001 гг. этот показатель вдвое меньше, соответственно 21% и 18%, а в вертикали предпочтений он занимал лишь четвертое место.32

Мнение социолога состоит в том, что пропаганда здорового образа жизни в современной России, наличие солидной базы для занятий спортом отразились и на результатах исследования, так как третьим по значимости направлением в проведении свободного времени молодежь выбрала занятия спортом (47% от числа опрошенных). В исследованиях 2001 г. спорт стоял на втором месте в вертикали позиций, но был представлен 30% , в 1996 г. он занимал четвертое место и составил всего лишь 23% предпочтений.33 Показатели 2004 г. свидетельствуют, что интерес к занятиям спорта остается достаточно устойчивым, и все большее количество молодых людей заинтересованы в поддержке своей физической формы, ведут здоровый образ жизни, что непосредственно отражает систему ценностей современной молодежи, ориентированной на успех и конкуренцию.

На четвертом месте, исходя из исследования автора 2004 г., в вертикали предпочтений в формах проведения досуга молодежи - посещение кинотеатров. Среди опрошенных 44,% считают просмотры фильмов в кинотеатрах приятной и увлекательной формой досуга. Этот показатель в два раза выше исследований 2001 г., где в целом он составлял лишь 23%, и отличается от результата, полученного в 1996 г. – 0,3% из числа опрошенных предпочитали посещать кинотеатр.34 Приток молодежи в кинотеатры объясняется как в целом изменившейся ситуацией в кинематографическом бизнесе, с его новыми возможностями, так и субъективными установками и предпочтениями современной  молодежи. Посещение комфортных кинотеатров, в которых можно познакомиться с новинками кинопродукции ведущих режиссеров и кинокомпаний мирового уровня, становится не только престижным, но и необходимым для личностного роста. Посещение кинотеатров с друзьями, обсуждение фильмов закрепляют социальные связи, придают им активность и культурную направленность, служат базой для формирования новых ценностей молодежи.

Информация о работе Свободное время молодежи