Сущность и перспективы развития духовной жизни молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы заключается в рассмотрении сущности духовной жизни у молодежи, проследить сегодняшний уровень развития духовного начала и выявить пути по которым духовное развитие будет являться приоритетным.

Оглавление

Введение.
1.Молодежь как субъект воспроизводства духовной жизни.
1.1Религиозная жизнь студенческой молодежи России.
1.2Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи.
2.Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе.
2.1Ценности жизни и культуры современной молодежи.
2.2Перспективы духовно-нравственного развития молодой семьи.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 57.51 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем открытыми остаются вопросы, связанные с ролью и спецификой студенчества как носителя культурного  потенциала общества. Принимая во внимание экспансию высшего образования, только в этом случае можно выявить  тенденции и перспективы социально-культурного  развития общества, оценить степень  влияния конкретных факторов на формирование  тех или иных компонентов духовной культуры, сделать прогноз о возможных  социокультурных переменах, которые  могут произойти в процессе смены  поколений.

     Изменения, происходящие за последние десятилетия  в нашей стране,  в области  производственных отношений, привели  к значительному расслоению молодежи и в осуществлении возможности  равного получения образования,  в самореализации и в реализации возможностей в духовной сфере.

     В сознании студенческой молодежи явно господство прагматических  настроений. Но при этом можно сказать, что  студенты предъявляют высокие требования к качеству жизни: гарантированность  жизненной безопасности и благополучия – вот их основное требование к  обществу и собственная цель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

     В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале  экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых  людей искажены представления ο  доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и  жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

     «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого  фактора" высокие идеи - все это  следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек  не имеет возможности реально  оценить глубину нарушений и  характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в  обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается  в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние  рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном  обществе, безжалостно ликвидированы».

     Актуальность  проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном  мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного  характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства  молодого человека, на его формирующуюся  сферу нравственности.

     Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

     Какова  же сущность основных понятий и факторы  развития духовно-нравственного воспитания.

     В повседневной жизни мы постоянно  используем многие сочетания со словами  «душа», «дух», «духовность», которые  отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном  научно-педагогическом знании эти понятия  игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в  духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».

     Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью»  называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей  и традиций, сконцентрированные, как  правило, в религиозных учениях  и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью.

     Если  судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется  человек; этические нормы; правила  поведения, определяемые этими качествами9. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

     С. С. Аверинцев дает антропологическое  определение нравственности. "Не буду предлагать тысяча первой дефиниции  морали, – пишет он, – воздержусь и от попыток глубокомысленно  противопоставлять друг другу "этику", "мораль", "нравственность"; этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус "умственности". Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из окликания совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть – глубина, ум – свет; мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину"10.

     С. С. Аверинцев вводит в обиход понятие "совесть", как голос как "оклик" из глубин человеческих, голос не связанный  с социумом, но умом услышанный и  осознанный, совесть как проявление естественного нравственного закона. Человек может, услышав этот голос  послушаться его, но может его  и отвергнуть. Человек не подчинен голосу совести безусловно он свободен в выборе, и эта свобода нравственного  выбора есть основа личностного бытия  человека, его достоинство и привилегия. "Совесть, – пишет архимандрит  Платон (Игумнов), – является естественным духовным даром человеческой тварной  природы. Она выступает, как врожденная способность видеть, оценивать и  переживать события личной жизни  в свете нравственных понятий  и норм. Совесть – это выражение  всего нравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированная ее способность".

     Нравственность  – это присвоение человеком моральных  ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.

     Духовно-нравственное воспитание должно базироваться на изучении социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий. Она вбирала в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых  жили народы России.

     Одна  из проблем современного образования  состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что  стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто  смог изменить свою жизнь, подавая нам  яркий пример.

     В качестве критериев нравственного  воспитания в системе образования  выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных  качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных  различных ситуациях. В целом, это  можно определить как уровень  нравственной культуры личности.

     Воспитание  и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского  интеллигента является самой важной задачей в процессе становления  личности.

     Интеллигентность  как показатель нравственной и социальной зрелости человека проявляется в  его образовании и культуре, честности  и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Подлинную  российскую интеллигенцию всегда отличало высокое сознание гражданского долга  и гражданского достоинства, ответственности  перед народом и высокая личная культура человека11. 
 
 
 
 
 
 
 

2.1Ценности  жизни и культуры  современной молодежи

     Система ценностей человека является «фундаментом»  его отношения к миру. «Ценности, — писал В.П. Тугаринов, — это  то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также  идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала»12.

     Ценностный  мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически  стержневыми в любой сфере  деятельности. К ним можно отнести  трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение  значимости этих ценностей в тот  или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное  беспокойство.

     В.П. Тугаринов писал, что в литературе, посвященной классификации ценностей, существует их деление «на ценности жизни и культуры. Различие между  жизнью и культурой очевидно. Жизнь  человеку дана природой, культура же создается  людьми. Ценности культуры делятся… на материальные и духовные. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного  характера: о смысле жизни, ее подлинных  и ложных ценностях, о жизненном  оптимизме, в чем состоит действительное счастье человека и т.д.»13.

     На  переломном этапе развития российского  общества, когда жизнь чрезвычайно  сложна и динамична, важно зафиксировать  и понять ценности, которыми руководствуются  молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и  повседневные представления о настоящем  и будущем вступающих в жизнь  поколений.

     Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня  рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы14.

     Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных  условиях ломки многих старых ценностей  и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и  пессимизм, неверие в себя и общество.

     В последние годы в России появились  многие возможности финансового  самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части  молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут  к настоящему успеху, а усиливают  ощущение духовной пустоты и бессмысленности  жизни, временности всего происходящего. В.П. Тугаринов писал: «Цель отличается от потребности и от интереса. Без  потребностей и интересов не было бы ценностей, но потребности и интересы сами по себе ценностями не являются. Голод  и жажда — вовсе не ценности, это — страдания. Ценностями оказываются  хлеб и вода, т.е. вещества, которые  удовлетворяют, погашают эти страдания»15.

     Современная молодежь России проходит свое становление  в очень сложных условиях ломки  многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие  в будущее. Растут агрессивность  и экстремизм, шовинизм и криминальность.

     Анализ  духовных ценностей и социальных процессов является приоритетной задачей  социологии. Ибо по системе ценностей  можно судить о культуре, гуманистическом  потенциале, перспективах развития общества, о том, какие перемены ожидаются. 
 
 
 
 

2.2Перспективы  духовно-нравственного  развития молодой  семьи

        В этой главе рассмотрены возможные перспективы развития современной семьи.

     Можно отметить, «…что современная молодёжь ведёт праздный образ жизни, мало задумывается о своём будущем. Неправильное воспитание дает молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь»16.

     Появилось огромное количество неблагополучных  семей. Большое количество детей  остались без попечения родителей. Основной причиной постановки детей  на учет являются неблагоприятная обстановка в семье:  семьи неработающих родителей (43%), пьющих родителей (36%) и где мать одна воспитывает детей (24%).   

     В нашей стране существует система  светского воспитания и вновь  возрождается православное. Принципиальных различий между ними нет, и преследуют они одну и туже конечную цель - это  создание нравственной и духовной основы личности.

     Источником  нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения  в поколение передавались советы («заветы»), наставления потомкам, как  жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости. Традиции нарабатывались тысячелетиями.

       Как отмечают исследователи причинами кризиса в духовно-нравственной сфере являются: утрата человеком веры в бога, собственные силы и возможности; кризис института семьи; несовершенство системы воспитания всех уровней, начиная с дошкольного; тлетворное влияние средств массовой информации.

           В современных условиях не  каждая семья в силах удержать  детей от порока. У детей не  формируется чувство ответственности  перед семьей, обществом, нацией, государством, что, несомненно, подрывает  корни благосостояния и стабильности  российского общества. Для России  с её многовековой православной  культурой все это противоестественно и гибельно.

Информация о работе Сущность и перспективы развития духовной жизни молодежи