Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:42, курсовая работа
Целью работы заключается в рассмотрении сущности духовной жизни у молодежи, проследить сегодняшний уровень развития духовного начала и выявить пути по которым духовное развитие будет являться приоритетным.
Введение.
1.Молодежь как субъект воспроизводства духовной жизни.
1.1Религиозная жизнь студенческой молодежи России.
1.2Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи.
2.Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе.
2.1Ценности жизни и культуры современной молодежи.
2.2Перспективы духовно-нравственного развития молодой семьи.
Заключение.
Библиографический список.
Вместе
с тем открытыми остаются вопросы,
связанные с ролью и спецификой
студенчества как носителя культурного
потенциала общества. Принимая во внимание
экспансию высшего образования,
только в этом случае можно выявить
тенденции и перспективы
Изменения,
происходящие за последние десятилетия
в нашей стране, в области
производственных отношений, привели
к значительному расслоению молодежи
и в осуществлении возможности
равного получения образования,
В
сознании студенческой молодежи явно
господство прагматических настроений.
Но при этом можно сказать, что
студенты предъявляют высокие требования
к качеству жизни: гарантированность
жизненной безопасности и благополучия
– вот их основное требование к
обществу и собственная цель.
2.Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе
В
настоящее время Россия переживает
один из непростых исторических периодов.
И самая большая опасность, подстерегающая
наше общество сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической
системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют
над духовными, поэтому у молодых
людей искажены представления ο
доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и
«Хаос
и неразбериха современной
Актуальность
проблемы духовно-нравственного
Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.
Какова
же сущность основных понятий и факторы
развития духовно-нравственного
В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».
Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами9. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.
С. С. Аверинцев дает антропологическое определение нравственности. "Не буду предлагать тысяча первой дефиниции морали, – пишет он, – воздержусь и от попыток глубокомысленно противопоставлять друг другу "этику", "мораль", "нравственность"; этимологически это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем. В латинском слове для русского уха есть привкус "умственности". Я бы сказал так: совесть не от ума, она глубже ума, глубже всего, что есть в человеке, но для того, чтобы сделать из окликания совести правильные практические выводы, нужен ум. Мораль и должна быть посредницей между совестью и умом. Совесть – глубина, ум – свет; мораль нужна, чтобы свет прояснил глубину"10.
С.
С. Аверинцев вводит в обиход понятие
"совесть", как голос как "оклик"
из глубин человеческих, голос не связанный
с социумом, но умом услышанный и
осознанный, совесть как проявление
естественного нравственного
Нравственность – это присвоение человеком моральных ценностей, требований к себе и другим, и, наконец, перспектива совершенствования.
Духовно-нравственное
воспитание должно базироваться на изучении
социокультурного опыта предшествующих
поколений, представленного в культурно-
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.
Воспитание и развитие у студентов нравственности и высокой культуры российского интеллигента является самой важной задачей в процессе становления личности.
Интеллигентность
как показатель нравственной и социальной
зрелости человека проявляется в
его образовании и культуре, честности
и порядочности, неравнодушии к боли
и страданиям окружающих. Подлинную
российскую интеллигенцию всегда отличало
высокое сознание гражданского долга
и гражданского достоинства, ответственности
перед народом и высокая личная
культура человека11.
2.1Ценности жизни и культуры современной молодежи
Система
ценностей человека является «фундаментом»
его отношения к миру. «Ценности,
— писал В.П. Тугаринов, — это
то, что нужно людям для
Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.
В.П.
Тугаринов писал, что в литературе,
посвященной классификации
На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы14.
Современное подрастающее поколение проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в себя и общество.
В
последние годы в России появились
многие возможности финансового
самоутверждения личности, где не
требуется высокий уровень
Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.
Анализ
духовных ценностей и социальных
процессов является приоритетной задачей
социологии. Ибо по системе ценностей
можно судить о культуре, гуманистическом
потенциале, перспективах развития общества,
о том, какие перемены ожидаются.
2.2Перспективы духовно-нравственного развития молодой семьи
В этой главе рассмотрены возможные перспективы развития современной семьи.
Можно отметить, «…что современная молодёжь ведёт праздный образ жизни, мало задумывается о своём будущем. Неправильное воспитание дает молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь»16.
Появилось огромное количество неблагополучных семей. Большое количество детей остались без попечения родителей. Основной причиной постановки детей на учет являются неблагоприятная обстановка в семье: семьи неработающих родителей (43%), пьющих родителей (36%) и где мать одна воспитывает детей (24%).
В нашей стране существует система светского воспитания и вновь возрождается православное. Принципиальных различий между ними нет, и преследуют они одну и туже конечную цель - это создание нравственной и духовной основы личности.
Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы («заветы»), наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости. Традиции нарабатывались тысячелетиями.
Как отмечают исследователи причинами кризиса в духовно-нравственной сфере являются: утрата человеком веры в бога, собственные силы и возможности; кризис института семьи; несовершенство системы воспитания всех уровней, начиная с дошкольного; тлетворное влияние средств массовой информации.
В современных условиях не
каждая семья в силах удержать
детей от порока. У детей не
формируется чувство
Информация о работе Сущность и перспективы развития духовной жизни молодежи