Сущность и перспективы развития духовной жизни молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы заключается в рассмотрении сущности духовной жизни у молодежи, проследить сегодняшний уровень развития духовного начала и выявить пути по которым духовное развитие будет являться приоритетным.

Оглавление

Введение.
1.Молодежь как субъект воспроизводства духовной жизни.
1.1Религиозная жизнь студенческой молодежи России.
1.2Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи.
2.Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе.
2.1Ценности жизни и культуры современной молодежи.
2.2Перспективы духовно-нравственного развития молодой семьи.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 57.51 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     Тульский  государственный университет

     
  • Кафедра социологии и политологии
  •  
     
     

    Курсовая  работа по дисциплине

    «Социология духовной жизни»

    на тему: 
     

    Сущность  и перспективы развития духовной жизни молодежи. 

    Студент гр. 820471Савушкина Д.Д.

         Научный руководитель  канд. философ. наук, доц.

    Хавронюк  Т.А. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Тула 2010 

    План. 
     

    Введение.

        1.Молодежь как субъект воспроизводства духовной жизни.

               1.1Религиозная жизнь студенческой  молодежи России.

         1.2Социально-экономические  условия формирования духовной  культуры студенческой молодежи.

        2.Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе.

         2.1Ценности  жизни и культуры современной  молодежи.

         2.2Перспективы  духовно-нравственного развития  молодой семьи.

    Заключение.

    Библиографический список. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

         Духовная  жизнь общества является важнейшей  сферой его жизнедеятельности. Она  всегда играла особую роль в  обществе, поэтому ее воспроизводство в  новых условиях становится первоочередной задачей дальнейшего общественного  развития.

         Важнейшим субъектом воспроизводства духовной жизни выступает молодёжь, сущностной социальной характеристикой которой  является способность наследовать  и воспроизводить социокультурные  образцы, трансформировать их с учетом изменившегося социального опыта  на основе собственного инновационного потенциала и транслировать будущим  поколениям, внося тем самым свой вклад в развитие общества.

         Становление   духовного мира  российской молодежи имеет решающее значение для жизни  не только молодого поколения, но и  всего общества в целом. Роль  духовного фактора резко возрастает в кризисных, экстремальных ситуациях.  Стойкие жизненные  ориентации –  это  необходимое условие адаптации  молодежи в сложном современном  мире и выработки собственной  жизненной стратегии. Духовная культура определяет возможности осознания  происходящего, диалогового общения  социальных групп, снижение вероятности  манипулирования. О духовной культуре молодежи часто вспоминают по поводу: действия молодежных организаций экстремистского  толка выявляют духовное нездоровье общества. Искусно организованное поведение  социальной группы или  возможность  социального самоутверждения молодежи и  самостоятельного политического  выбора  - это  альтернатива в сфере  формирования духовной культуры.

         Целью работы заключается в рассмотрении сущности  духовной жизни у молодежи, проследить сегодняшний уровень  развития духовного начала и выявить  пути по которым духовное развитие будет являться приоритетным. Для  реализации поставленной цели необходимо поставить и решить ряд задач:

         1)рассмотреть  молодежь как субъект воспроизводства  духовной жизни;

         2)выявить какие условия влияют на формирование духовной культуры молодежи;

         3)проследить на сколько актуально    духовно-нравственное воспитания молодежи на современном этапе;

         4)отметить  перспективы духовно- нравственного  развития;

         5)А также проанализировать политику государства в отношении духовного развития молодежи

         Объектом исследования в данной работе выступает духовная жизнь молодёжи.

         Предметом: социокультурная регуляция духовной жизни современной молодёжи в условиях социальной неопределенности. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        
     
     
     
     
     
     
     

    1.Молодежь как субъект воспроизводства духовной жизни

              В ходе расширенного воспроизводства и потребления духовной культуры происходит становление молодёжи как субъекта духовной жизни. Под "духовной жизнью молодёжи" понимается сфера общественной жизни этой социально-демографической группы, призванная обеспечить условия и средства ее становления как субъекта производства духовных и физических сил; социокультурное пространство, связанное с духовной деятельностью, реализацией интеллектуально-духовных потребностей, потреблением духовной культуры; сфера индивидуального и группового сознания, отражающая высшие духовные и нравственные ценности.

         Социальная  субъектность молодёжи в духовной сфере  проявляется, во-первых, в процессе реализации молодёжью функций простого и расширенного воспроизводства  духовной культуры общества; во-вторых, в выборе смысложизненных ценностей  в ходе собственного самоопределения  и самореализации; в-третьих, в процессе формирования индивидуального и  группового сознания на основе самоорганизации  и саморегуляции в рамках молодёжной субкультуры.

         Под влиянием фактора социальной неопределенности как следствия трансформационных  изменений в обществе происходит деформация составных элементов, механизма  социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи. Она проявляется  в дестабилизации ценностно-нормативной  составляющей социальной регуляции, исчезновении однозначных критериев оценки деятельности индивидов и групп и деформации механизма социального контроля, детерминирующих ослабление институциональных  основ социальной регуляции. При  этом социальная неопределенность как  детерминанта основных социокультурных  параметров трансформирующегося общества оказывает двойственное влияние  на духовную жизнь молодёжи. С одной  стороны, налицо дестабилизация и дезорганизация механизма духовного воспроизводства, выраженная в нарушении преемственности  традиционных духовных ценностей, с другой- поиск и активизация новых форм и образцов духовной жизни молодёжи в условиях открытой социокультурной реальности как реализация инновационной функции молодёжи.

         Все многообразие объективных и субъективных противоречий, возникающих в механизме  социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи под влиянием неопределенности, может быть сведено к следующим  основным типам: связанные с деидеологизацией духовности, с трансформацией духовных ценностей и наполнением их новым  смысловым содержанием, индивидуализацией духовной жизни и сужением идентификационных оснований, ослаблением традиционных и усилением новых субъектов социокультурной, снижением эффективности институциональных и нарастанием спонтанных саморегуляционных процессов духовной жизни молодёжи.

         В механизме саморегуляции духовной жизни молодёжи наблюдается ряд  особенностей, связанных с внутренними  противоречиями современной аксиологической  структуры в силу сплетения традиционных ментальных структур с новыми глобальными  социокультурными образцами и стилями  жизни, размытостью ценностно-нормативного сознания и релятивизмом социальных ограничений, а также доминированием префигуративного сознания и трансгрессивной  деятельностью молодёжи в условиях трансформации.

         Трансгрессивность концептуализируется как особая направленность сознания и поведения  молодёжи (потребностей, интересов, ценностей, установок), основанная на своеобразном преодолении виртуальных границ социального времени под влиянием чувственного, интуитивного разума и  ориентации повседневного поведения, смыслов и целей жизни на образцы  априорного, интуитивно ощущаемого будущего. Проявляясь в виде социальной установки  и реализуясь в механизме индивидуального  и группового конструирования социальной реальности, трансгрессивность является неотъемлемой составляющей инновационной  функции молодёжи, выступает формой проявления префигуративной культуры и рассматривается в качестве сущностной характеристики молодёжи и  особенности ее группового сознания на стадии трансформации. Виртуальные социокультурные образцы оказывают влияние на сознание и поведение молодых людей, усиливая роль трансгрессивной составляющей в механизме саморегуляции молодёжи.

         Духовная  жизнь молодежи России характеризуется  сегодня сложной динамикой перемен. В активную взрослую жизнь вступают люди, характеризующиеся иным, нежели «взрослые» поколения, видением жизни, отношением к окружающим и к обществу в целом. Исследования дают основание утверждать, что в современной России происходит постепенная смена традиционного культурного архетипа. Она осуществляется крайне неравномерно и непоследовательно. Для современной молодежи характерно исключительное разнообразие «духовных миров», специфика которых определяется сложными комбинациями внешних и внутренних факторов: демографических, профессиональных, этнических, социокультурных, экосоциальных и политических.

         Сегодня происходит своего рода «атомизация» молодежного сообщества, распад его на отдельных индивидуумов. Впрочем, поскольку молодежь в силу специфики своего возраста и статуса не может существовать «индивидуально», распад не является конечным результатом процесса разъединения. Молодые люди объединяются вновь, но уже на качественно иной основе. Формируются молодежные группировки, главным образом, по месту жительства. Объединяющим началом в них являются не сущностные человеческие качества и свойства, но чисто ситуационные факторы: тактическое совпадение интересов, совместное проживание, случайные знакомства, авторитет старших, наличие общих противников и т.п.

         Отсутствие  прочных межличностных связей, сложившихся  на основе духовного единства, на уровне микросреды восполняется суррогатными формами общения (употребление наркотиков, выпивки, игра в карты, драки и  разборки), которые, в конечном счете, обусловливают криминальную ориентацию подобных группировок.

         Современный молодой человек озабочен решением нескольких жизненных проблем: деньги, здоровье и возможность получения  образования, повышения квалификации. Трудности при разрешении указанных  проблем создают у молодежи скептическое отношение к своим жизненным  перспективам. Для нее характерны умеренный оптимизм и нравственный релятивизм. Типичной для молодежи ориентацией становится установка  на ситуативную мораль, которая поощряет совершение поступков в зависимости  от обстоятельств.

         Нравственный  релятивизм стимулируется и широким  распространением в молодежной среде  массовой культуры, образцы которой  не только несут в себе огромный потенциал аморализма, жестокости, насилия, но и достаточно откровенно пропагандируют в качестве всеобщего образца «одномерную личность», лишенную высоких порывов и духовных интересов.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.1Религиозная  жизнь студенческой  молодежи России

         Россия  конца 20 – начала 21 столетий проходит через сложнейшие, порой трагические, социальные трансформации. Россияне живут  в непрерывно меняющемся обществе. Понятие «меняющегося общества»  подразумевает как изменения  в сфере социальных институтов, так  и глубокие перемены в системе  ценностных ориентаций, фундаментальные  ценностные «сдвиги», влекущие за собой  обновление различных сторон общественной жизни.

         Российская  ситуация отражает ценностные изменения, носящие скорее революционный нежели эволюционный характер. Речь идет о радикальной смене ценностных векторов социальной жизни, эпохальной смене стилей мышления и образов мировосприятия, новом «осевом времени» российской истории, характеризующимся осознанием исчерпанности прежних моделей объяснения мира.

         Религиозность студенческой молодежи России во многом отражает общероссийскую ситуацию. И  здесь бросается в глаза, прежде всего очевидность того, что российская молодежь находится в состоянии  интенсивного религиозного поиска. Иными  словами, российская студенческая молодежь представляет собой поколение, вовлеченное  в духовный поиск, поколение, активно  ищущее собственную религиозную  идентичность. Поиск религиозных  смыслов молодыми россиянами часто  противоречив и непоследователен. Их восприятие религиозного мира подчас характеризуется синкретизмом и  эклектикой. Тем не менее, встречающаяся  фрагментарность религиозного мышления, отсутствие логической согласованности  его элементов никоим образом  не способны заслонить искренности  и глубины духовного поиска. Отмеченные негативные черты объяснимы наследием  советской эпохи, продолжающим оказывать  влияние на постсоветскую эру  и выражающимся в отсутствии доступа  к систематически выстроенным религиозным  знаниям, отделении религиозной  социализации от сферы образования, отсутствии элементарной информированности  о деятельности религиозных институтов, остром дефиците религиозного просвещения  в обществе. Советская эра, сломав налаженные механизмы религиозной социализации, способствовала утверждению огромного значения индивидуального духовного поиска на постсоветском пространстве. Этот поиск предельно индивидуализирован, связан с самостоятельным и творческим конструированием религиозной картины мира. И пусть эта картина мира не всегда носит целостный и непротиворечивый характер. Тем не менее, она отражает процесс индивидуального освоения духовного опыта, самостоятельного вхождения в мир религиозных смыслов, глубоко персональной встречи с религиозной истиной. Таким образом, глубокая индивидуализация религиозных смыслов и переживаний может быть рассмотрена как характерная черта религиозной жизни студенческой молодежи в постсоветской России.

    Информация о работе Сущность и перспективы развития духовной жизни молодежи