Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:42, курсовая работа
Целью работы заключается в рассмотрении сущности духовной жизни у молодежи, проследить сегодняшний уровень развития духовного начала и выявить пути по которым духовное развитие будет являться приоритетным.
Введение.
1.Молодежь как субъект воспроизводства духовной жизни.
1.1Религиозная жизнь студенческой молодежи России.
1.2Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи.
2.Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе.
2.1Ценности жизни и культуры современной молодежи.
2.2Перспективы духовно-нравственного развития молодой семьи.
Заключение.
Библиографический список.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Курсовая работа по дисциплине
«Социология духовной жизни»
на тему:
Сущность
и перспективы развития
духовной жизни молодежи.
Студент гр. 820471Савушкина Д.Д.
Научный руководитель канд. философ. наук, доц.
Хавронюк
Т.А.
Тула 2010
План.
Введение.
1.Молодежь как субъект воспроизводства духовной жизни.
1.1Религиозная жизнь
1.2Социально-
2.Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе.
2.1Ценности жизни и культуры современной молодежи.
2.2Перспективы
духовно-нравственного
Заключение.
Библиографический
список.
Введение
Духовная
жизнь общества является важнейшей
сферой его жизнедеятельности. Она
всегда играла особую роль в обществе,
поэтому ее воспроизводство в
новых условиях становится первоочередной
задачей дальнейшего
Важнейшим
субъектом воспроизводства
Становление
духовного мира российской молодежи
имеет решающее значение для жизни
не только молодого поколения, но и
всего общества в целом. Роль
духовного фактора резко
Целью работы заключается в рассмотрении сущности духовной жизни у молодежи, проследить сегодняшний уровень развития духовного начала и выявить пути по которым духовное развитие будет являться приоритетным. Для реализации поставленной цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1)рассмотреть
молодежь как субъект
2)выявить какие условия влияют на формирование духовной культуры молодежи;
3)проследить на сколько актуально духовно-нравственное воспитания молодежи на современном этапе;
4)отметить
перспективы духовно-
5)А также проанализировать политику государства в отношении духовного развития молодежи
Объектом исследования в данной работе выступает духовная жизнь молодёжи.
Предметом:
социокультурная регуляция духовной жизни
современной молодёжи в условиях социальной
неопределенности.
1.Молодежь как субъект воспроизводства духовной жизни
В ходе расширенного воспроизводства и потребления духовной культуры происходит становление молодёжи как субъекта духовной жизни. Под "духовной жизнью молодёжи" понимается сфера общественной жизни этой социально-демографической группы, призванная обеспечить условия и средства ее становления как субъекта производства духовных и физических сил; социокультурное пространство, связанное с духовной деятельностью, реализацией интеллектуально-духовных потребностей, потреблением духовной культуры; сфера индивидуального и группового сознания, отражающая высшие духовные и нравственные ценности.
Социальная субъектность молодёжи в духовной сфере проявляется, во-первых, в процессе реализации молодёжью функций простого и расширенного воспроизводства духовной культуры общества; во-вторых, в выборе смысложизненных ценностей в ходе собственного самоопределения и самореализации; в-третьих, в процессе формирования индивидуального и группового сознания на основе самоорганизации и саморегуляции в рамках молодёжной субкультуры.
Под
влиянием фактора социальной неопределенности
как следствия
Все
многообразие объективных и субъективных
противоречий, возникающих в механизме
социокультурной регуляции
В
механизме саморегуляции
Трансгрессивность
концептуализируется как особая
направленность сознания и поведения
молодёжи (потребностей, интересов, ценностей,
установок), основанная на своеобразном
преодолении виртуальных границ
социального времени под
Духовная
жизнь молодежи России характеризуется
сегодня сложной динамикой
Сегодня происходит своего рода «атомизация» молодежного сообщества, распад его на отдельных индивидуумов. Впрочем, поскольку молодежь в силу специфики своего возраста и статуса не может существовать «индивидуально», распад не является конечным результатом процесса разъединения. Молодые люди объединяются вновь, но уже на качественно иной основе. Формируются молодежные группировки, главным образом, по месту жительства. Объединяющим началом в них являются не сущностные человеческие качества и свойства, но чисто ситуационные факторы: тактическое совпадение интересов, совместное проживание, случайные знакомства, авторитет старших, наличие общих противников и т.п.
Отсутствие прочных межличностных связей, сложившихся на основе духовного единства, на уровне микросреды восполняется суррогатными формами общения (употребление наркотиков, выпивки, игра в карты, драки и разборки), которые, в конечном счете, обусловливают криминальную ориентацию подобных группировок.
Современный молодой человек озабочен решением нескольких жизненных проблем: деньги, здоровье и возможность получения образования, повышения квалификации. Трудности при разрешении указанных проблем создают у молодежи скептическое отношение к своим жизненным перспективам. Для нее характерны умеренный оптимизм и нравственный релятивизм. Типичной для молодежи ориентацией становится установка на ситуативную мораль, которая поощряет совершение поступков в зависимости от обстоятельств.
Нравственный
релятивизм стимулируется и широким
распространением в молодежной среде
массовой культуры, образцы которой
не только несут в себе огромный
потенциал аморализма, жестокости,
насилия, но и достаточно откровенно
пропагандируют в качестве всеобщего
образца «одномерную личность», лишенную
высоких порывов и духовных интересов.
1.1Религиозная жизнь студенческой молодежи России
Россия конца 20 – начала 21 столетий проходит через сложнейшие, порой трагические, социальные трансформации. Россияне живут в непрерывно меняющемся обществе. Понятие «меняющегося общества» подразумевает как изменения в сфере социальных институтов, так и глубокие перемены в системе ценностных ориентаций, фундаментальные ценностные «сдвиги», влекущие за собой обновление различных сторон общественной жизни.
Российская ситуация отражает ценностные изменения, носящие скорее революционный нежели эволюционный характер. Речь идет о радикальной смене ценностных векторов социальной жизни, эпохальной смене стилей мышления и образов мировосприятия, новом «осевом времени» российской истории, характеризующимся осознанием исчерпанности прежних моделей объяснения мира.
Религиозность студенческой молодежи России во многом отражает общероссийскую ситуацию. И здесь бросается в глаза, прежде всего очевидность того, что российская молодежь находится в состоянии интенсивного религиозного поиска. Иными словами, российская студенческая молодежь представляет собой поколение, вовлеченное в духовный поиск, поколение, активно ищущее собственную религиозную идентичность. Поиск религиозных смыслов молодыми россиянами часто противоречив и непоследователен. Их восприятие религиозного мира подчас характеризуется синкретизмом и эклектикой. Тем не менее, встречающаяся фрагментарность религиозного мышления, отсутствие логической согласованности его элементов никоим образом не способны заслонить искренности и глубины духовного поиска. Отмеченные негативные черты объяснимы наследием советской эпохи, продолжающим оказывать влияние на постсоветскую эру и выражающимся в отсутствии доступа к систематически выстроенным религиозным знаниям, отделении религиозной социализации от сферы образования, отсутствии элементарной информированности о деятельности религиозных институтов, остром дефиците религиозного просвещения в обществе. Советская эра, сломав налаженные механизмы религиозной социализации, способствовала утверждению огромного значения индивидуального духовного поиска на постсоветском пространстве. Этот поиск предельно индивидуализирован, связан с самостоятельным и творческим конструированием религиозной картины мира. И пусть эта картина мира не всегда носит целостный и непротиворечивый характер. Тем не менее, она отражает процесс индивидуального освоения духовного опыта, самостоятельного вхождения в мир религиозных смыслов, глубоко персональной встречи с религиозной истиной. Таким образом, глубокая индивидуализация религиозных смыслов и переживаний может быть рассмотрена как характерная черта религиозной жизни студенческой молодежи в постсоветской России.
Информация о работе Сущность и перспективы развития духовной жизни молодежи