Сущность и перспективы развития духовной жизни молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы заключается в рассмотрении сущности духовной жизни у молодежи, проследить сегодняшний уровень развития духовного начала и выявить пути по которым духовное развитие будет являться приоритетным.

Оглавление

Введение.
1.Молодежь как субъект воспроизводства духовной жизни.
1.1Религиозная жизнь студенческой молодежи России.
1.2Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи.
2.Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе.
2.1Ценности жизни и культуры современной молодежи.
2.2Перспективы духовно-нравственного развития молодой семьи.
Заключение.
Библиографический список.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 57.51 Кб (Скачать)

     Очевидной является задача преодоления субъективизма  восприятия христианства студенческой молодежью. В качестве стратегических задач духовного просвещения следует выделить необходимость создания духовно-просветительских центров, ассоциаций и других организаций, деятельность которых будет способствовать распространению систематически выстроенных религиозных знаний в среде студенческой молодежи. Развитие приходов при ВУЗах также можно отнести к стратегическим задачам духовного просвещения. К первоочередным задачам духовного просвещения стоит отнести и развитие христианских сетевых проектов, благодаря которым возможна ликвидация острого информационно-познавательного «голода» относительно существенных вопросов религиозной жизни среди российского студенчества. Фактически, речь идет о творческом развитии механизмов религиозной социализации студентов в современных условиях, механизмах, благодаря которым студент смог бы принимать активное участие в приходской жизни, обладая целостной религиозной картиной мира.

     В качестве существенной черты религиозности  студенческой молодежи России можно  отметить наличие развитого религиозного чувства. Чувство присутствия священного, возникающее при входе в здание Церкви, а также тесно связанные с ним ощущения собственного не достоинства и греховности могут быть рассмотрены в качестве характерных свойств религиозности молодых россиян. Также важно отметить, что пробуждение сильных религиозных эмоций среди молодого поколения россиян характерно в сложных жизненных ситуациях, ситуациях «пограничных», когда очевидной становится несостоятельность обывательского подхода к жизни и мировоззренческих стереотипов массовой культуры.

     Говоря  об отмеченной черте религиозности  студенческой молодежи необходимо указать  на то, что наличие развитого религиозного чувства в среде студенческой молодежи России, бесспорно, обусловлено  православным религиозным «генотипом», воздействием православного стиля  духовности на религиозную конституцию  российской молодежи, воздействием, которое  транслируется сквозь века.

     В современных исследованиях принято  говорить о «приватном характере» религиозности  российских студентов. Речь идет о распространенном в студенческой среде взгляде  на религиозную жизнь как интимную сферу личной жизни, отведении религии  места в секторе частной жизни, убежденности в том, что искренняя  религиозность не рассчитана на показ  и публичная манифестация религиозности  может быть связана с неподлинной, эгоистической мотивацией. Однако перекинуть смысловой мост от приватной религиозности  российских студентов к приватной  религиозности студентов Запада оказывается делом чрезвычайно  сложным. Приватная религиозность  западного студента обусловлена  развитием процесса секуляризации, утвердившего взгляд на религиозную  жизнь как на одну из возможных  сфер человеческой жизнедеятельности, не имеющей обязательного статуса. Религиозность российского студента связана с утверждением образа верующего, духовная жизнь которого протекает  в глубине сердца, охватывая его  целиком.

     Отмеченная  особенность религиозности российских студентов не может не задать определенный вектор в работе по духовному просвещению  молодежи. Отказ от показного ритуализма, избежание смешивания религии и идеологии, отход от жесткого привязывания религиозных истин к политическим процессам, повышенное внимание к способам передачи религиозного знания, которые не должны быть связаны с примитивным навязыванием религиозных взглядов – все эти принципы, несомненно, должны быть учтены в процессе духовного просвещения российских студентов.

     Другой  важной особенностью восприятия мира российской студенческой молодежью  является разделение этики и религии. Cтуденты отделяют этическое и  религиозное в своем мировосприятии. Однако данная особенность также  не спровоцирована секуляризацией и  имеет иной характер и происхождение  нежели отделение этики и религии  в западных странах, где подобное отделение, действительно, вызвано  процессом обмирщения жизни общества. Отмеченная особенность восприятия религиозного мира студенческой молодежью, безусловно, должна быть учтена в процессе ее духовного просвещения. Передачу религиозных истин необходимо связать  с раскрытием всей глубины религиозного знания, делая особый акцент на его  догматической и религиозно-философской  компоненте. При этом желательно избегнуть  поверхностного морализаторства, упрощенного  сведения религиозной жизни к  этическим нормам вне демонстрации их глубинных бытийных корней.

     В качестве одной из наиболее важных характеристик религиозной жизни  российского студенчества можно  выделить отсутствие критического отношения  к традиционным формам религиозной  жизни и, прежде всего, к православию. Православная традиция воспринимается без критицизма как духовное наследие, укорененное в собственной истории  и помогающее найти в ней место  молодому поколению. Православие –  это духовное наследие максимально  актуальное для современности в  силу того, что оно служит сохранению национальной идентичности, несет единство в социальную жизнь во время социальных катаклизмов, способствует утверждению  сострадания и взаимопомощи в  разобщенном российском обществе.

     Как специфическую черту российской студенческой религиозной жизни, существенно  отличающую ее от евроамериканской можно  выделить тот факт, что религиозная  жизнь мегаполисов является в  России более интенсивной по сравнению  с провинцией. Данная ситуация объяснима  как недостатком функционирующих  церквей, так и недостаточным  уровнем развития духовного просвещения  на периферии в целом.

     Интересно, что гендерные исследования религиозности  в России также демонстрируют  свою нетипичность по сравнению со странами Америки и Запада. В России мужчины не менее религиозны, чем  женщины, тогда как в странах  Америки и Запада женская религиозность  доминирует по отношению к мужской. В России мужчины не меньше чем  женщины стремятся к созданию крепкой христианской семьи, посещению  церкви, религиозному образованию. Важно  отметить, что семейные ценности достаточно органично включаются в религиозный  мир россиян и часто создание крепкой семьи выступает неким  испытанием на прочность религиозных  убеждений, рассматривается необходимым  атрибутом христианской духовной жизни  в миру.

     Кроме различий надо установить и сходство. В целом, в Европе студенты, исследующие  гуманитарные дисциплины и социологию более религиозны, чем изучающие  естественнонаучные дисциплины. Данный факт, объясним скорее тем, что студенты, принадлежащие к традиционным конфессиям, ищут в гуманитарном знании развития и дальнейшего оформления своего религиозного миросозерцания.

     Итак, к характерным чертам студенческой религиозности россиян стоит  отнести индивидуализацию духовного  поиска, наличие развитого религиозного чувства, утверждением образа верующего, религиозная жизнь которого протекает  в глубине сердца, охватывая его  целиком, разделение этического и религиозного, взгляд на христианство как актуальное духовное наследие, укорененное в  истории отечества и помогающее найти в ней место молодому поколению.

     Необходимо  отметить, что статистические данные по России опровергают теорию секуляризации, утверждающую, что с каждым поколением религиозность неуклонно ослабевает. Сегодня молодое поколение (18-20) по всей России и среди студенчества более ориентировано на традиционные религиозные ценности, чем люди среднего возраста. Поколение 30-59 охвачено христианской верой в меньшей степени. Поколение 60 лишь немного превышает по степени  религиозности молодежь. Подобные данные не гармонируют с западноевропейской ситуацией, где пожилые люди являются самыми обычными прихожанами, а молодежь интенсивно порывает с традиционными  формами религиозной жизни. В  странах Западной Европы секуляризация  является всеобщей социальной тенденцией, выражающейся в вытеснение религиозных  институтов из социальной жизни, изменении  содержания самой религии, совершающегося под воздействием современности, уменьшении влияния религии на отдельных  людей (ослабление приходской активности). Ситуация углубленной секуляризации  не характерна для России, где религиозные  институты находятся в состоянии  партнерства со светскими, распространен  достаточно консервативный подход к  содержанию религии, влияние религии  на личную жизнь продолжает углубляться.

     Как объяснить данный феномен? Некоторые  европейские исследователи склонны  видеть причину религиозного возрождения  России в крепкой коллективной религиозной  памяти россиян, выдержавшей проверку атеистической эры и обеспечившей непрерывное единство и целостность  российской истории.  
 
 
 
 
 

1.2Социально-экономические  условия формирования  духовной культуры  студенческой молодежи

         Формирование нравственных основ,  воспитание  у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, развитие духовного потенциала юношества  осознано политической и государственной элитой России как приоритет в сфере образования и культуры. В первую очередь, государственная политика в формировании ценностных мировоззренческих основ  молодых людей выделяет следующие компоненты: нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое сознание1.

     В данном пункте, в первую очередь, рассматриваются те аспекты формирования духовной культуры, которые определяются спецификой студенчества как социальной группы. Отличительной особенностью студенчества можно считать ее инновационное воздействие.

     Формирование  духовного мира студенчества тесно  связано с профессиональными  и жизненными ожиданиями, путями и  возможностями их реализации. В свою очередь, профессиональные и жизненные  ожидания студенческой молодежи имеют  особое значение в политической сфере. Их рухнувшие надежды могут стать  причиной политических перемен.

     Разработка  различных аспектов общесоциологических  теорий культуры, взаимовлияния культуры и социума, проблем смены поколений  имеет давнюю традицию в философии, социологии, и  психологии, которые  представлены в трудах А. Вебера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Манхейм, К. Маркса, М. Мид, А. Моля, Э. Фромма2 и ряда других ученых. Особую роль, во многом антагонистическую социологическому подходу, в философском осмыслении духовности, как освобождении от «падшей социальности», сыграла русская философская школа. Так, идеи самопознания, самоутверждения и самореализации личности, формирования духовного мира были предметом рассмотрения и анализа В. Федотова, В. Соловьева, Н. Бердяева.  Студенчеству и молодой интеллигенции начала ХХ века посвящена социологическая статья одного из автора «Вех» А. Изгоева3.

     Содержание  и принципы духовной деятельности как  важного компонента социальной регуляции  становились предметом изучения  авторов – П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина, Ю.М. Лотмана, Ю.А. Муравьева, А.К. Уледова4, позволивших обобщить философские, культурологические и социологические подходы к изучению социального функционирования культуры.  

     В изучении формирования духовного мира молодежи и  динамики духовных ценностей  в обществе в связи  с процессами смены поколений необходимо опираться  на теории модерна и постмодерна  фундаментальной социологии.  Основными  работами в этой области  являются зарубежные – У. Бека, П. Дракера, Р. Инглегарта, М. Кастельса5. В отечественной науке глубокий и всесторонний анализ этих явлений в молодежной проблематике дан в монографии Чупрова В.И., Зубок Ю.А., Уильямса К..  «Молодежь в обществе риска»6, где отражены поиски российской молодежью нравственной опоры и социальных ориентиров в меняющемся современном мире.

     Вопросам влияния различных факторов, включая высшее образование, присущих различным этапам исторического развития нашей страны  на процессы формирования духовной культуры обстоятельно изучались отечественной наукой. В качестве основных предметов изучения в студенческой проблематике выступали: студенчество в социальной структуре; функции студенческой молодежи в системе общественного разделения труда; особенности образа жизни студенчества; жизненные планы; внутренняя дифференциация студенчества. Среди них можно назвать научные  труды: В.С. Боровика, Н.Ф.  Головатого, Г.Д. Дмитриева,  С.Н. Иконниковой, Ю.С. Колесникова, В.С. Комаровского, В.Т. Лисовского, А.Л. Маршака, Г.В. Осипова, М.Н. Руткевича, Н.С. Слепцова, Ф.Р. Филиппова, М.Х. Титмы, В.Н. Шубкина  и других. Системный подход  к изучению духовной культуры молодежи в ее целостности и полноте проявлений реализован в трудах  Шендрика А.И. Особняком стоит попытка создать интегративную дисциплину, изучающую молодежь как единое природное и социальное целое7.

     Значительный  вклад в изучение социальных и  культурных проблем молодежи  времени  социально-экономической трансформации  внесен отечественными учеными - Н.А. Зоркой, Ю.А. Зубок, О.И. Карпухиным, Б.А. Ручкиным, В.К. Сергеевым., В.И. Чупровым, Ф.Э. Шереги8, на  труды которых опиралась автор в диссертационном исследовании. В работах выше названных исследователей, в частности, затрагивались социальные аспекты культурной самоидентификации молодежи. Изучалось влияния деформаций ценностно-нормативной системы на усиление процессов индивидуализации сознания молодежи, происходящих на фоне разрушения жестких традиционных форм социального контроля и отсутствия новых моральных границ. Во взаимосвязи с социально-образовательной средой рассматривались вопросы адаптации молодежи.

Информация о работе Сущность и перспективы развития духовной жизни молодежи