Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:42, курсовая работа
Целью работы заключается в рассмотрении сущности духовной жизни у молодежи, проследить сегодняшний уровень развития духовного начала и выявить пути по которым духовное развитие будет являться приоритетным.
Введение.
1.Молодежь как субъект воспроизводства духовной жизни.
1.1Религиозная жизнь студенческой молодежи России.
1.2Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи.
2.Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе.
2.1Ценности жизни и культуры современной молодежи.
2.2Перспективы духовно-нравственного развития молодой семьи.
Заключение.
Библиографический список.
Очевидной является задача преодоления субъективизма восприятия христианства студенческой молодежью. В качестве стратегических задач духовного просвещения следует выделить необходимость создания духовно-просветительских центров, ассоциаций и других организаций, деятельность которых будет способствовать распространению систематически выстроенных религиозных знаний в среде студенческой молодежи. Развитие приходов при ВУЗах также можно отнести к стратегическим задачам духовного просвещения. К первоочередным задачам духовного просвещения стоит отнести и развитие христианских сетевых проектов, благодаря которым возможна ликвидация острого информационно-познавательного «голода» относительно существенных вопросов религиозной жизни среди российского студенчества. Фактически, речь идет о творческом развитии механизмов религиозной социализации студентов в современных условиях, механизмах, благодаря которым студент смог бы принимать активное участие в приходской жизни, обладая целостной религиозной картиной мира.
В
качестве существенной черты религиозности
студенческой молодежи России можно
отметить наличие развитого религиозного
чувства. Чувство присутствия
Говоря
об отмеченной черте религиозности
студенческой молодежи необходимо указать
на то, что наличие развитого
В
современных исследованиях
Отмеченная
особенность религиозности
Другой
важной особенностью восприятия мира
российской студенческой молодежью
является разделение этики и религии.
Cтуденты отделяют этическое и
религиозное в своем
В
качестве одной из наиболее важных
характеристик религиозной
Как
специфическую черту российской
студенческой религиозной жизни, существенно
отличающую ее от евроамериканской можно
выделить тот факт, что религиозная
жизнь мегаполисов является в
России более интенсивной по сравнению
с провинцией. Данная ситуация объяснима
как недостатком
Интересно, что гендерные исследования религиозности в России также демонстрируют свою нетипичность по сравнению со странами Америки и Запада. В России мужчины не менее религиозны, чем женщины, тогда как в странах Америки и Запада женская религиозность доминирует по отношению к мужской. В России мужчины не меньше чем женщины стремятся к созданию крепкой христианской семьи, посещению церкви, религиозному образованию. Важно отметить, что семейные ценности достаточно органично включаются в религиозный мир россиян и часто создание крепкой семьи выступает неким испытанием на прочность религиозных убеждений, рассматривается необходимым атрибутом христианской духовной жизни в миру.
Кроме различий надо установить и сходство. В целом, в Европе студенты, исследующие гуманитарные дисциплины и социологию более религиозны, чем изучающие естественнонаучные дисциплины. Данный факт, объясним скорее тем, что студенты, принадлежащие к традиционным конфессиям, ищут в гуманитарном знании развития и дальнейшего оформления своего религиозного миросозерцания.
Итак, к характерным чертам студенческой религиозности россиян стоит отнести индивидуализацию духовного поиска, наличие развитого религиозного чувства, утверждением образа верующего, религиозная жизнь которого протекает в глубине сердца, охватывая его целиком, разделение этического и религиозного, взгляд на христианство как актуальное духовное наследие, укорененное в истории отечества и помогающее найти в ней место молодому поколению.
Необходимо
отметить, что статистические данные
по России опровергают теорию секуляризации,
утверждающую, что с каждым поколением
религиозность неуклонно
Как
объяснить данный феномен? Некоторые
европейские исследователи
1.2Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи
Формирование нравственных основ, воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, развитие духовного потенциала юношества осознано политической и государственной элитой России как приоритет в сфере образования и культуры. В первую очередь, государственная политика в формировании ценностных мировоззренческих основ молодых людей выделяет следующие компоненты: нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое сознание1.
В данном пункте, в первую очередь, рассматриваются те аспекты формирования духовной культуры, которые определяются спецификой студенчества как социальной группы. Отличительной особенностью студенчества можно считать ее инновационное воздействие.
Формирование духовного мира студенчества тесно связано с профессиональными и жизненными ожиданиями, путями и возможностями их реализации. В свою очередь, профессиональные и жизненные ожидания студенческой молодежи имеют особое значение в политической сфере. Их рухнувшие надежды могут стать причиной политических перемен.
Разработка различных аспектов общесоциологических теорий культуры, взаимовлияния культуры и социума, проблем смены поколений имеет давнюю традицию в философии, социологии, и психологии, которые представлены в трудах А. Вебера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Манхейм, К. Маркса, М. Мид, А. Моля, Э. Фромма2 и ряда других ученых. Особую роль, во многом антагонистическую социологическому подходу, в философском осмыслении духовности, как освобождении от «падшей социальности», сыграла русская философская школа. Так, идеи самопознания, самоутверждения и самореализации личности, формирования духовного мира были предметом рассмотрения и анализа В. Федотова, В. Соловьева, Н. Бердяева. Студенчеству и молодой интеллигенции начала ХХ века посвящена социологическая статья одного из автора «Вех» А. Изгоева3.
Содержание
и принципы духовной деятельности как
важного компонента социальной регуляции
становились предметом
В изучении формирования духовного мира молодежи и динамики духовных ценностей в обществе в связи с процессами смены поколений необходимо опираться на теории модерна и постмодерна фундаментальной социологии. Основными работами в этой области являются зарубежные – У. Бека, П. Дракера, Р. Инглегарта, М. Кастельса5. В отечественной науке глубокий и всесторонний анализ этих явлений в молодежной проблематике дан в монографии Чупрова В.И., Зубок Ю.А., Уильямса К.. «Молодежь в обществе риска»6, где отражены поиски российской молодежью нравственной опоры и социальных ориентиров в меняющемся современном мире.
Вопросам влияния различных факторов, включая высшее образование, присущих различным этапам исторического развития нашей страны на процессы формирования духовной культуры обстоятельно изучались отечественной наукой. В качестве основных предметов изучения в студенческой проблематике выступали: студенчество в социальной структуре; функции студенческой молодежи в системе общественного разделения труда; особенности образа жизни студенчества; жизненные планы; внутренняя дифференциация студенчества. Среди них можно назвать научные труды: В.С. Боровика, Н.Ф. Головатого, Г.Д. Дмитриева, С.Н. Иконниковой, Ю.С. Колесникова, В.С. Комаровского, В.Т. Лисовского, А.Л. Маршака, Г.В. Осипова, М.Н. Руткевича, Н.С. Слепцова, Ф.Р. Филиппова, М.Х. Титмы, В.Н. Шубкина и других. Системный подход к изучению духовной культуры молодежи в ее целостности и полноте проявлений реализован в трудах Шендрика А.И. Особняком стоит попытка создать интегративную дисциплину, изучающую молодежь как единое природное и социальное целое7.
Значительный
вклад в изучение социальных и
культурных проблем молодежи времени
социально-экономической
Информация о работе Сущность и перспективы развития духовной жизни молодежи