Сущность и основные причины социальных конфликтов. Типы конфликтов и их роль в жизни людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:29, контрольная работа

Краткое описание

Возможность возникновения конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов, личностных особенностей. Известный философ и социолог Макс Вебер был убежден, что социальный конфликт - вездесущ, и каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

Оглавление

Введение
1. Понятие социального конфликта
2. Классификация конфликтов
3. Конфликты в жизни людей
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ работа готова.docx

— 25.93 Кб (Скачать)

Позитивная функция  конфликтов состоит в том, что  они часто служат выражению неудовлетворенности  или протеста, информированию конфликтующих  сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда негативные взаимоотношения  между людьми контролируемые, и, по крайней мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные  интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально  важных вопросов, улучшить психологический  климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами  коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя  предупредить, осудить и не допустить  неправильное поведение коллеги  по работе, чем попустительствовать  ему, не реагировать, опасаясь испортить  отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических  процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Тем не менее, конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. К  негативным функциям социальных конфликтов следует отнести в первую очередь, сворачивание взаимодействия и общения  между конфликтующими сторонами, увеличение враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Частым явлением становится представление о другой стороне как о «враге», представление о своих целях - как о положительных, а о целях другой стороны - как об отрицательных.

Конфликт часто  настолько меняет приоритеты, что  ставит под угрозу истинные интересы сторон, препятствует осуществлению  перемен и внедрению нового. Кроме  того, прослеживается повышение эмоциональной  и психологической напряженности  в коллективе, неудовлетворенность, плохое состояние духа (например, как  результат, рост текучести кадров и  снижение производительности труда), меньшая  степень сотрудничества в будущем.

Конфликт является деструктивным в том случае, если участники конфликта не довольны его исходом и чувствуют, что  что-то потерпели. Если же участники  удовлетворены и что-то получают в результате конфликта - конфликт считается  продуктивным.

При создании конфликтной  ситуации или начале развертывания  самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль  своего дальнейшего поведения с  тем, чтобы это в наименьшей степени  отразилось на их интересах.

К.Томас и Р.Килменн  выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

приспособление, уступчивость;

уклонение;

противоборство;

сотрудничество;

компромисс.

Основу классификации  составляют два независимых параметра:

степень реализации собственных  интересов, достижения своих целей,

уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Каждый человек  может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

Существуют различные  причины возникновения конфликтов: объективные особенности взаимодействия людей, социально-психологические, индивидуально-психологические, возрастные, половые особенности  индивидов, приводящие к обострению внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий. В зависимости от того, какие факторы и причины  вычленяются при рассмотрении данного  конфликта, он может анализироваться  на следующих трех уровнях:

социологическом (анализ организации процесса взаимодействия людей как определенной системы  общественных отношений);

социально-психологическом (анализ социально-психологического строения и особенностей участвующих в  конфликте групп людей);

индивидуально-психологическом (анализ психологических особенностей индивидов - участников конфликта).

Личностные причины  конфликтов нередко коренятся в  предрасположенности человека к  конфликтам, которая имеет либо ситуативные  либо характерологические предпосылки.

Ситуативные предпосылки - это такие психические состояния  человека, в которых он более склонен  к конфликтному реагированию. К ним  относятся такие состояния, как  неудовлетворенность актуальной потребности, повышенная возбудимость, недостаточная или искаженная информированность, состояние внушаемости и т.д.

К характерологическим  предпосылкам конфликта следует  отнести те черты характера, которые  предрасполагают к столкновению с окружающими, вызывают отрицательное  отношение к человеку, чувство  антипатии, противодействие. Такими чертами  являются: нетерпимость к недостаткам  других, пониженная самокритичность, импульсивность к агрессивному поведению, к подчинению других, невнимании к людям, корыстолюбие, эгоизм.

Заключение

В отношениях между  людьми неизбежно  возникают трудности  и конфликты, они  являются естественной частью нашей жизни.

Широко  распространены житейские  соображения, что  конфликты - это нечто  неблагоприятное  и опасное, что  следует любой  ценой их избегать и что хорошим  отношениям между  людьми свойственно  полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений  люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким  образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.

Нередко осуждение самого факта существования  конфликтов и наивная  вера в то, что  можно прожить  жизнь, ни разу ни с  кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями  между самим конфликтом и способом его  разрешения. А ведь существуют эффективные  способы разрешения конфликтов, вызванных  различиями во взглядах, установках, несовпадениях  целей и поступков. Они укрепляют  взаимоотношения  и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей  больше, чем многие годы проведенные  во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы  разрешения конфликтов, которые отравляют  жизнь и разрушают  даже устойчивые многолетние  связи.

Список  литературы

Андреев В.И. Конфликтология. М., 1995.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии. // Психологический  журнал. 1980. № 6. т.1.

Ершов А.А. Психология соактивности людей. СПб., 1992.

Здравомыслов А.ГСоциология конфликта. / Уч. пособие. М., 1995.

Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.

Радугин А.А. Социология. М., 1995.

Фролов С. С. Основы социологии: Учебное пособие. М., 1997.

Информация о работе Сущность и основные причины социальных конфликтов. Типы конфликтов и их роль в жизни людей