Структурный функционализм Т.Парсонса. Понятия "функция", "структура", "система"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть и проанализировать вклад Парсонса в теорию структурного функционализма.

Для достижения выше указанной цели автор ставит перед собой ряд следующих задач:

1.выделить основные понятия теории структурного функционализма;
2.обозначить главные проблемы структурного функционализма;
3.выявить недостатки теории структурного функционализма.

Оглавление

Введение 3


Глава I. Структурно функциональный анализ Т.Парсонса 5


Глава II. Школа структурного функционализма Т.Парсонса 13


Глава III. Понятие функция, структура, система 21


§ 1. Понятие системы в структурном функционализме 21

§ 2. Понятие структуры в учении Парсонса 29

§ 3. Понятие функции в учении Парсонса 30


Заключение


Список использованных источников и литературы 22

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Вторая  крупная проблема, которую необходимо выделить в теории Парсонса – это проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности.

     В жизни люди в процессе взаимодействия одновременно противодействуют друг другу. Это характерно и в классовых, групповых и личностных взаимоотношениях. Поэтому важно, чтобы сила и факторы  взаимодействия преобладали над  силами и факторами противодействия, а объединяющее начало было сильнее, чем тенденция к разъединению. Пока сохраняются отношения взаимодействия между личностью, культурой и социальной системой, система – жизнеспособна.

     Вместе  с тем, ни ценности сами по себе, ни стандартизированные ролевые ожидания не обеспечивают интеграцию и социальный порядок без формирования институциональной структуры, под которой понимаются группы ценностей, стандартизированные нормы и ожидания, а также система социального контроля. Процесс институционализации, по Парсонсу, – это интеграция стандартизированных ожиданий с разными формами социального контроля – материального, духовного и административного. Культура, ценности играют не только основополагающую роль в процессах институционализации сами по себе, но как бы и санкционируют всю правовую систему. Эффективность институциональных форм и правовых систем зависит не только от того, как в них выражены целостные ориентации людей – что им дорого и что они ценят, - но и от того, какую моральную поддержку оказывает этим формам общество людей.

     Таким образом, система стабильна, устойчива, консенсус обеспечен, если она развивается  по выше изложенной схеме, соблюдая правила  институциональной интеграции и  эволюции политических, социальных, экономических  институтов в соответствие с теми общими ценностями, которые стимулируют предсказуемое социальное поведение большинства людей.

     Третья  крупная проблема, важная для целостного представления теории социальной системы – это проблема социальных изменений и эволюций. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе,  Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов – задача эмпирического исследования.

     В работе "Функциональная теория изменения" Парсонс замечает, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия. Хотя определённая степень равновесия необходима для обеспечения жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального изменения он представляет, как "подвижное равновесие".

     Процессу  эволюционного развития соответствует  процесс инновации, который означает прорыв и обеспечивает обществу новый уровень адаптивной способности. Инновация, прежде всего, охватывает сферу культуры и ценностей.

     Дифференциация  общества требует интеграции. Так, например, в системе, где есть найм, различные профессии, глава дома в традиционном обществе уже не может контролировать производство в рамках своей прежней роли, определяемой родством. Производственная организация должна, поэтому разработать систему авторитета, которой не было в системе родства. Производственные и домашние коллективы должны быть скоординированы внутри более широкой системы посредством изменений в структуре локального сообщества. Тем самым возникают новые "правила" игры и условия для выполнения новых ролей. Парсонс отмечает, что наиболее важным в новой легитимации является новая ценностная ориентация человека, особенно в его двух дифференцированных сферах действия и ответственности - в его профессиональной роли и в его семье.

      Парсонс рассматривает социальную  эволюцию как движение от простых  к более сложным формам общества. С течением времени происходят изменения в сфере культуры, меняются ценности, что и предопределяет более масштабные образцы перемен. Для их обозначения Парсонс выделяет две группы культурных  ценностей,  которые он  называет структурными переменными А и Б. Основанием для их разграничения служат способы, с помощью которых общество решает самые жизненноважные вопросы своих членов.

         Согласно Парсонсу, структурные  переменные типа А характерны  для простых обществ, в то время как структурные переменные типа Б свойственны     исторически   более   высоким индустриальным обществам. Конкретизирует свой взгляд на общественную эволюцию социолог посредством следующих пяти дилемм, в которых первая часть относится к обществу со структурными переменными типа А, а вторая - к типу Б. 
 

Структурные переменные типа А Структурные переменные типа Б
Предписание

Статус  предписан, он определяется типом семьи, в которой индивид рожден

    Достижение

Статус  индивида достигается благодаря  его личным усилиям (усердная работа)

Диффузность

Люди  вступают во взаимоотношения, чтобы  удовлетворить широкий круг потребностей

    Специфичность

Люди  вступают во взаимоотношения, чтобы удовлетворить конкретные потребности (отношения между покупателем и продавцом)

    Партикуляризм

Индивиды  ведут себя по-разному с конкретными  людьми, например, они лояльны по отношению к членам семьи, но не к  незнакомцам

    Универсализм

Индивиды  действуют сообразно универсальным  принципам, например, перед законом  все равны, поэтому полицейский  при необходимости арестует своего родственника

    Аффективность

Люди  стремятся удовлетворить свои желания  как можно быстрее

Аффективная нейтральность

Люди  становятся более нейтральными относительно сроков вознаграждения (сбережение средств  для больших покупок)

    Коллективная  ориентация

Люди  ставят интересы социальной группы, к  которой принадлежат, выше интересов  собственных

    Ориентация  на себя

Прежде  всего, люди преследуют свои интересы, а не интересы своей социальной группы

 

      По Парсонсу, социальная эволюция  обществ предполагает движение  к структурным переменным типа  Б. Если же общество окажется  не в состоянии двигаться в  этом направлении, то в нем  начинается стагнация, ибо структурные переменные типа А противодействуют общественному прогрессу: общество, в котором статус предписан, препятствует наиболее способным индивидам выполнять важные социальные роли.

      Свои взгляды на социальную  эволюцию сам Парсонс рассматривал как исходные, нуждающиеся в развитии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава III. Понятие функция, структура, система

     § 1. Понятие системы  в структурном  функционализме.

     С точки зрения концепции действия система для Парсонса есть любой устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий. Потребности личности выступают как переменные в социальной системе. Парсонс и другие исследователи стремились не только разработать правила для функционального анализа любой социальной системы, но и определить совокупность необходимых условий для «функциональных предпосылок», для всех социальных систем.

     Эти условия, необходимые для работы любой такой системы, относятся  не только к социальной системе как  таковой, но и к ее членам. Каждая социальная система должна удовлетворять определенные физические потребности своих членов так, чтобы они могли выжить. Она должна располагать также определенными средствами распределения материальных ресурсов. Далее любая система должна выработать какой-то процесс социализации людей с тем, чтобы они развили либо субъективные мотивации подчинения конкретным нормам, либо некую общую потребность подчинения нормам.

     Каждое  общество в дополнение к специфическим  нормам имеет определенные, присущие только ему ценности. При отсутствии таких ценностей маловероятно, что отдельные деятели смогут успешно интернализировать потребность подчинения нормам. Фундаментальные ценности должна стать частью личности.

     Вместе  с тем каждая система должна иметь  определенную организацию видов  деятельности и институциональные средства, чтобы успешно справляться с нарушениями этой организации теми или иными формами принуждения или побуждения. И наконец, общественные институты должны быть относительно совместимы друг с другом.

     Поиски  функциональных предпосылок не только социальных систем вообще, но и отдельных типов социальных систем направлены на то, чтобы облегчить их сравнение и повысить точность анализа их жизни. Однако функциональные требования Парсонса как критерий выделения системы и ее элементов слишком абстрактны  и не обладают достаточной избирательностью, чтобы эффективно отличать системный объект от несистемного.

     Теоретическую схему Парсонса объединяет и организует система социального порядка. Это относится и к теоретико-действенному аспекту его взглядов: «Наиболее общее и фундаментальное свойство системы – взаимозависимость ее частей или переменных… Взаимозависимость есть порядок во взаимоотношениях между компонентами, которые входят в систему».

     Надо  отметить, что термин «социальный  порядок» в современной западной социологии имеет много логически связанных между собой значений. Английский социолог Коэн перечисляет главные из них. Во-первых, «порядок» относится к существованию ограничений, запретов, контроля в общественной жизни. Во-вторых, указывает на существование взаимности в ней: поведение каждого индивида не случайно и беспорядочно, но и отвечает взаимностью или дополняет поведение других. В-третьих, улавливает элемент предсказуемости и повторяемости в общественной жизни: люди могут действовать социально только в том случае, если они знают, чего ожидают друг от друга. В-четвертых, может означать некоторую согласованность, непротиворечивость компонентов социальной жизни, и, наконец, в-пятых, устойчивость, более или менее длительное сохранение ее форм. Все эти значения выступают в разных контекстах у Парсонса.

     Различные аспекты социального порядка  получают отражение во множестве  понятий, из которых основные – «система»  и «структура», употребляемые Парсонсом  как для работы с эмпирически  выделяемыми объектами и отношениями, так и в работе с абстрактными объектами. 
 

     § 2. Понятие структуры в учении Парсонса.

     Понятие структуры у Парсонса охватывает те устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от незначительных и кратковременных колебаний в отношениях системы с внешним окружением. Поскольку эти отношения меняются, необходимо ввести систему динамических процессов и механизмов между требованиями, вытекающими из условия постоянства структуры, и требованиями данной внешней ситуации.

     Этот  динамический аспект берет на себя функциональная часть анализа. Функциональные  категории, по словам Парсонса, имеют  с упорядоченными способами приспособительного взаимодействия между установившимися  образцами действия, образующими  данную структуру, и данными свойствами окружающих систем.

     На  самом общем, безлично-абстрактном  уровне анализа порядок у Парсонса оказывается в основном продуктом  двух процессов:

     1) тенденция социальной системы  к самосохранению;                  

     2) ее тенденция сохранять определенные границы и постоянство по отношению к среде (гомеостатическое равновесие). Действия системы в среде, которая сама представляет собой ряд систем, анализируются исходя из функциональных предпосылок, требований для выживания и развития системы.

     Организация видов деятельности внутри системы  складывается в результате структурных  реакций системы на эти требования, выражающие ее связь со средой. Поэтому  в анализе взаимодействий социальной системы важно исследовать область  ее взаимообменов с другими системами.

     Часть теоретического анализа процесса структурного изменения в социальной системе  проводилась по модели, производной  от четырехфункциональной  парадигмы6. Она была определена как модель, предназначенная для описания одной из стадий в прогрессивном структурном изменении внутри системы действительности, и особенно социальной системы. Отправным пунктом здесь служила концепция дифференциации – процесс, который, по-видимому, дает достаточно оснований обратить внимание на элемент раздвоения, то  есть разделения прежней структурной единицы на две функционально и потому качественно отличные единицы.

     Парсонс рассматривал подсистему как составную часть более общей системы действительности, другой составляющей которой является культурная подсистема, личностная подсистема и поведенческие организмы, - все это абстракции, аналитически вычлененные из реального потока социальных взаимодействий. Эти три подсистемы трактуются по отношению к социальной подсистеме как компоненты ее окружающей среды. Такое толкование необычно, особенно в том, что касается представлений о личных свойствах индивидов. Ни социальная, ни личностная подсистемы не являют собой нечто реально существующее. 

     § 3. Понятие функции  в учении Парсонса.

Информация о работе Структурный функционализм Т.Парсонса. Понятия "функция", "структура", "система"