Структурный функционализм Т.Парсонса. Понятия "функция", "структура", "система"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть и проанализировать вклад Парсонса в теорию структурного функционализма.

Для достижения выше указанной цели автор ставит перед собой ряд следующих задач:

1.выделить основные понятия теории структурного функционализма;
2.обозначить главные проблемы структурного функционализма;
3.выявить недостатки теории структурного функционализма.

Оглавление

Введение 3


Глава I. Структурно функциональный анализ Т.Парсонса 5


Глава II. Школа структурного функционализма Т.Парсонса 13


Глава III. Понятие функция, структура, система 21


§ 1. Понятие системы в структурном функционализме 21

§ 2. Понятие структуры в учении Парсонса 29

§ 3. Понятие функции в учении Парсонса 30


Заключение


Список использованных источников и литературы 22

Файлы: 1 файл

курсовая по социологии.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

           Поведенческий организм трактуется как адаптивная подсистема, как сосредоточение  основных  возможностей  человека,   на   которые   опираются остальные системы. Все эти взаимосвязи представлены в таблице3

           Действительность

подсистема                        преимущественная функция             

социальная                        интеграция                           

культурная                        воспроизводство образца              

личностная                        целедостижение                       

поведенческий оргнизм   адаптация                            

     Есть  две системы реальности,  которые  по  отношению  к  системе действительности являются ее средой. Первая  из  них  –   физическая  среда,

которая включает в себя не только явления, описываемые в терминах физики  и химии, но и мир  живых  организмов,  если  только  они  не  интегрированы  в систему действительности. Вторая система, не  зависимая  как  от  физической среды,  так  и  от  самих  систем  действительности,  называется   «высшая реальность».   Она   связана   с   системой   действительности   посредством структурированной  в  культурную  систему  смысловой   ориентации,   которая включает в себя познавательные «ответы», отнюдь не ограничиваясь ими.

     При  анализе   взаимоотношений   между   четырьмя   подсистемами действительности, а также между ними и  средой  действительности   важно  не упускать   из   виду   явление   взаимопроникновения.   Примером    является приобретенное путем обучения содержание опыта, который  систематизируется  и хранится в аппарате памяти индивида. Можно упомянуть также институализацию нормативных  компонентов  культурной  системы   в   качестве   конституивных структур социальной системы. Граница  между  парой  систем  действительности представляет собой некую «зону»  структурных  компонентов  или  образований, которые  могут  теоретически  рассматриваться  как  принадлежащие  к   обеим системам, а не просто относимые к одной  из  них.  Так,  например,  было  бы неверно утверждать, что извлеченные  из социального опыта  нормы   поведения должны считаться либо таковой, либо частью социальной системы.

           Именно благодаря зонам взаимопроникновения  может  осуществляться процесс  взаимообмена  между  системами.  Это  особенно  верно  в  отношении уровней символических значений и обобщенных мотивов. Чтобы  быть  способными к символической коммуникации, индивиды должны  располагать  общими  для  них культурно-организационными кодами (например, языком),  которые  одновременно интегрированы и в систему, и в  социальное  взаимодействие.  Чтобы  личность могла пользоваться хранящейся в центральной  нервной   системе  информацией, поведенческий организм должен иметь механизмы мобилизации и поиска,  который посредством   интерпретации   обслуживает   мотивации,   организованные  на личностном уровне.

     Таким образом, социальные  системы  представляют  собой  системы

«открытые», находящиеся в  состоянии  постоянного  взаимообмена  на  вход  и выход в окружающую среду. Кроме того,  они  изначально  дифференцированы  на различные  подсистемы,  которые  также   постоянно   вовлечены   в   процесс взаимообмена.

     Социальная  система  –   система,   образуемая   состояниями   и

процессами  социального  взаимодействия между  действующими  субъектами.  Если бы свойства  взаимодействия  можно  было  бы  вывести  из  свойств  действий субъектов, то социальные системы были бы эпифеноментом,  на  чем  настаивают «индивидуалистические» теории4.

           Структуру  социальной  системы   можно  анализировать,   применяя четыре типа независимых переменных:  ценности,  нормы,  коллективы  и  роли. Ценности занимают ведущее место в том, что  касается  исполнения  социальной системы функции по сохранению и воспроизводству образца, так  как  они  суть не что иное, как представление о желаемом типе социальной  системы,  которая регулируется процессом принятия  субъектами  действительности  обязательств.

     Нормы,  основная  функция которых   интегрировать   социальные   системы, конкретно и специализировано применительно к отдельным  социальным  функциям и типам социальных ситуаций. Они  не  только  включают  элементы  ценностных систем, но и содержат конкретные способы ориентации  на  действительность  в функциональных  и  ситуационных  условиях,  специфичных   для   определенных коллективов  и  ролей.  Коллективы  принадлежат  к  числу  тех   структурных компонентов,  для  которых  наиболее   важна   целедостиженческая   функция. Отбрасывая  малочисленные  случаи,  крайне  неустойчивых  групповых  систем, таких,   как  толпа,  Парсонс  считает  коллективом  только  такие,  которые отвечают двум критериям:

 

     1) они должны иметь определенный статус членства, так  что в целом  может быть произведено четкое различие членов и не членов данного коллектива;

     2) внутри коллектива должна быть дифференциация его  членов по статусам и функциям, так что от некоторых членов ожидается, что они будут  делать что-то определенное, то – чего не ожидают от других.

           Роль – это такой статусный компонент, который в первую  очередь выполняет статусную функцию.  С  ее  помощью определяется  класс индивида, который посредством взаимных ожиданий включается в тот или  иной  коллектив.

     Поэтому роли охватывают основные зоны взаимопроникновения  социальных  систем и личности индивида. Какая-то отдельно  взятая  роль,  однако,  никогда  не станет отличительной конкретного индивида.  Отец  является  особенным  отцом только для своих детей, а с точки зрения ролевой структуры  своего  общества он всего лишь один из категории отцов. Одновременно он  также  участвует  во множестве других видов взаимодействий.

           Социальная система  состоит   из  комбинации  выше  перечисленных структурных компонентов.  Чтобы  достичь  стабильности  институцирнализации, коллективы  и  роль  должны  руководствоваться  конкретными   ценностями   и нормами, а сами ценности  и  нормы  институциализируются  только  постольку, поскольку они «воплощаются в жизнь» конкретными коллективами и ролями.

Глава II. Школа структурного функционализма Т.Парсонса

     Для Парсонса одной из центральных задач социологии является анализ общества как системы функционально взаимосвязанных переменных5. На практике это означает, что анализ любого социального процесса проводится как часть исследования некоторой системы с «охраняющимися границами».

     Толкотт Парсонс (1902-1979) – центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении.

     Понятие структурного функционализма — одно из центральных в теориях структурного функционализма. Оно включает два компонента: социальную позицию и социальную роль.

     Социальная  позиция — это место индивида в данной системе общественных отношений. Оно определяется по “вертикали”  и “горизонтали”. В первом случае имеется в виду системная иерархия, т.е, отношения по принципу “руководитель — подчиненный”. Во втором случае имеются в виду отношения к другим индивидам, стоящим на одной иерархической ступени, к примеру, отношения по принципу: согласие — несогласие, поддержка — отчуждение и т.д. В рамках структурного функ-ционизма оформляется ролевая концепция личности. По отношению к последней социальные системы выступают обобщенно в многообразных формах функциональных императивов (требований). В конечном счете эти функциональные императивы продиктованы необходимостью приспособления (адаптации) социальной системы к окружающей среде, организации межличностного общения, обеспечения социального контроля, управления и снижения напряженности в отношениях между членами того или иного социального объединения. Функциональные императивы оформлены в социальные нормы (законы, предписания, инструкции и т.д.). В связи с этим учение о социальных нормах занимает в теории структурного функционализма исключительно важное место. Нарушение социальных норм рассматривается как отклоняющееся (девиантное) поведение, которое неизбежно вызывает системные дисфункции, ведущие в конце концов к системной дезинтеграции. Последнее обстоятельство находит свое выражение, в частности, в понятии “аномия”. Ее источником, по мнению основоположников структурного функционализма, являются конфликты нормативных систем (культур). Для современного общества характерно состояние “аномии”, кризиса, В этих условиях возникают и развиваются конфликтующие субструктуры (субкультуры). Такими субкультурами являются, в частности, преступность, “ретризм” (потребление алкоголя, наркотиков и т.д.), мафия и др.

     Первая  крупная проблема, которую мы видим в теории Парсонса – это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. Социолог признаёт, что к этому времени сложились определённые предпосылки для такого исследования общества, наиболее значительными из которых были:

     1. Достижение клинической психологии, представляющей человеческий индивид как динамическую структурно-функциональную систему.

     2. Результаты,  полученные социальной и культурной антропологией.

     3. По мнению Парсонса, Дюркгейм  показал подлинное структурно-функциональное  понимание социальной системы  с вычленением её наиболее  важных элементов и функций.

     4. Работы немецкого социолога М.Вебера содержали обоснование социальных действий индивидов в контексте функционирования социальных организаций и институтов.

       В центре исследования Парсонса  – индивиды и их действия. При  этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей,  во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность.

     Социальные  системы, по определению Парсонса, – это системы, образуемые состояниями и процессами социального  взаимодействия между действующими субъектами. Структуру же этих систем можно проанализировать, применяя 4 типа переменных: ценности, нормы, коллективы и роли ("Система современных обществ"). Поскольку сама социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является  одновременно и актёром, обладающим определёнными целями, идеями, установками, и объектом ориентации, как для других актёров, так и для себя самого. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Как порядок, чтобы быть значимым и легитимным, он содержит ценности, дифференцированные и упорядоченные правила и нормы, которые соотнесены с культурой. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, находится под её "юрисдикцией", именуемой Парсонсом социетальной общностью.

     Таким образом, социальная система выступает в виде структуры, состоящей из ценностей, норм, коллективных организаций и ролей. Эти четыре структурных категорий в концептуальной схеме Парсонса соотносятся с определёнными функциональными требованиями. Иными словами, чтобы существовать и развиваться, быть жизненной, любая социальная система должна отвечать четырём основным функциональным требованиям. Это – адаптация, целедостижение, интеграция и  удержание, сохранение образца. 4 функциональные требования выполняют  
4 вышеназванные компоненты системы (ценности, нормы, коллективные организации, роли), олицетворяемые определёнными социальными институтами.

     Ценности  являются первичными для сохранения и поддержания образца функционирующей  системы, что предполагает передачу их из поколения в поколение через воспитание и овладение элементами культуры общества. Семья, школа, религия, государство и другие общественные институты выполняют данное функциональное требование. Особая роль принадлежит институтам социального контроля. Каждый общественный институт имеет свои целевые установки. Главной функцией роли в социальной системе является адаптация, которая касается отношений между системой и её средой: чтобы существовать и развиваться система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой, прежде всего экономической, которая является источником материальных благ и жизнедеятельности людей. Вообще способность выполнять значимые ролевые действия является, по Парсонсу, наиболее общим адаптивным ресурсом любого общества.

Информация о работе Структурный функционализм Т.Парсонса. Понятия "функция", "структура", "система"