Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:05, реферат
Целью работы является систематизация материала по данному вопросу, а так же попытка проведения сравнительного анализа стратификационной структуры общества в советский и постсоветский период.
Введение 3
Общая оценка проблем как причин стратификации в России 5
Стратификация современного российского общества 8
Советское и постсоветское общество 13
Заключение 18
Список литературы 22
Сложившаяся социологическая стратификация отличается крайней неуравновешенностью, нестабильностью, социальной дезинтеграцией и малым потенциалом развития. Факторы социального роста и инноваций сосредоточились преимущественно в верхнем элитном слое, который действовал исходя из собственных интересов, игнорируя интересы других социальных групп.
За последнее десятилетие 20 века в России начали функционировать новые элементы институциональной матрицы, соответствующие рыночной экономике: частная собственность в разнообразных видах, конкуренция, прибыль. Формируется рынок труда, цена рабочей силы, отношения свободного обмена товарами и услугами на рыночных принципах. И хотя эти элементы рынка функционируют в локальных средах, не стали доминирующими, их влияние на жизнь общества уже очевидна, и они все больше завоевывают социальное и экономическое пространство.
Кроме
того, широкое распространение в
обществе, особенно в молодых возрастных
когортах, получает новая система
ценностей, ориентированная на частную
собственность, индивидуальный успех,
либеральные свободы. Соответственно,
и профессиональная подготовка молодежи
стала более приближена к потребностям
современного этапа развития рыночной
экономики в России, ее отраслевой
структуры. Десятилетие реформ сформировало
потенциал инновационного поведения
в новых экономических
Направления дальнейшей трансформации социальной стратификации напрямую связаны с тем, несколько будет выдержан провозглашенный на рубеже веков новый курс на централизацию властных функций, усиление роли государства в проведении либеральных экономических реформ и в защите слабых социальных слоев. Эти задачи изначально противоречивы по методам своего решения. При этом речь идет, прежде всего о самых неотложных мерах, которые не были, а должны бы были быть реализованы уже на первом, так называемом либеральном этапе реформ.
В
«основных направлениях социально-экономической
политики правительства Российской
Федерации на долгосрочную перспективу»
предлагается решение комплекса
проблем: инвестиционных, бюджетных, денежно-кредитных,
региональных и развития рынка земли
и иной недвижимости. Выделим среди
них те меры экономического характера,
которые могут оказать
Во-первых,
совершенствование
Во-вторых,
защита и реализация прав собственников.
Здесь существенно не только предусмотренное
совершенствование законов и
работы правоохранительных органов, но
и последовательное расширение права
частной собственности на землю,
уравнивание шансов государственных
и частных предприятий в
В-третьих,
реформа заработной платы, которая
постепенно должна возрасти в 2-2,5 раза.
Известно, что рост доходов населения
способен снизить социальные расходы
государства и исправить
В-четвертых, социальная защита населения и инвестиции в «человеческий капитал». Их надежность и рост возможны только при поступательном развитии экономики, но они являются жизненно необходимыми, поскольку вложения в эти сферы дают долгосрочный кумулятивный социальных эффект, сообщая обществу стабильность и социальный ресурс развития. К настоящему времени этот ресурс, накопленный за годы социалистической модернизации, в значительной мере израсходован.
В-пятых,
создание условий роста инвестиций
(отечественных и иностранных) в
высокотехнологичные и
Эти
меры экономического характера, комплексно
реализованные, могут стать решающим
для развития страны и определения
ее места в ряду развитых стран. Они
способны создать более благоприятное
социальное поле и нормативно-правовой
порядок для рационального
Административные рычаги укрепленной централизованной власти могут содействовать такому развитию, если они не трансформируются и если чиновничий аппарат не может защищать свои права на получение так называемой статусной ренты. При таком развитии событий трансформации общества к рынку и демократии и не препятствовать другим общественным группам реализовывать свой модернизационный потенциал.
Список литературы