Стратификация в СССР и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:05, реферат

Краткое описание

Целью работы является систематизация материала по данному вопросу, а так же попытка проведения сравнительного анализа стратификационной структуры общества в советский и постсоветский период.

Оглавление

Введение 3
Общая оценка проблем как причин стратификации в России 5
Стратификация современного российского общества 8
Советское и постсоветское общество 13
Заключение 18
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Стратификация в СССР и России.docx

— 43.65 Кб (Скачать)

     Сложившаяся социологическая стратификация  отличается крайней неуравновешенностью, нестабильностью, социальной дезинтеграцией и малым потенциалом развития. Факторы социального роста и инноваций сосредоточились преимущественно в верхнем элитном слое, который действовал исходя из собственных интересов, игнорируя интересы других социальных групп.

     За последнее десятилетие 20 века в России начали функционировать новые элементы институциональной матрицы, соответствующие рыночной экономике: частная собственность в разнообразных видах, конкуренция, прибыль. Формируется рынок труда, цена рабочей силы, отношения свободного обмена товарами и услугами на рыночных принципах. И хотя эти элементы рынка функционируют в локальных средах, не стали доминирующими, их влияние на жизнь общества уже очевидна, и они все больше завоевывают социальное и экономическое пространство.

     Кроме того, широкое распространение в  обществе, особенно в молодых возрастных когортах, получает новая система  ценностей, ориентированная на частную  собственность, индивидуальный успех, либеральные свободы. Соответственно, и профессиональная подготовка молодежи стала более приближена к потребностям современного этапа развития рыночной экономики в России, ее отраслевой структуры. Десятилетие реформ сформировало потенциал инновационного поведения  в новых экономических условиях, которые еще далеки от стандартов западного рыночного общества и  отражают ситуацию, сложившуюся в  России. В то же время большая  часть населения, особенно среднего и старшего возраста, заметно хуже, чем молодежь, приспособилась к общественным изменениям и существует в режиме выживания и неуверенности в  своем будущем.

     Направления дальнейшей трансформации социальной стратификации напрямую связаны  с тем, несколько будет выдержан провозглашенный на рубеже веков  новый курс на централизацию властных функций, усиление роли государства  в проведении либеральных экономических  реформ и в защите слабых социальных слоев. Эти задачи изначально противоречивы  по методам своего решения. При этом речь идет, прежде всего о самых  неотложных мерах, которые не были, а должны бы были быть реализованы  уже на первом, так называемом либеральном  этапе реформ.

     В «основных направлениях социально-экономической  политики правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» предлагается решение комплекса  проблем: инвестиционных, бюджетных, денежно-кредитных, региональных и развития рынка земли  и иной недвижимости. Выделим среди  них те меры экономического характера, которые могут оказать существенное влияние на социальную стратификацию  общества, изменить ее композицию.

     Во-первых, совершенствование налогообложения: рациональное, справедливое обложение  природных ресурсов и недвижимости, последовательное снижение налогов, создание условий для легализации прибыли  предприятий. Эти меры способны стимулировать  развитие реального сектора экономики  и соответствующим образом повысить занятость населения на эффективных  предприятиях, сокращая число низкодоходных  групп.

     Во-вторых, защита и реализация прав собственников. Здесь существенно не только предусмотренное  совершенствование законов и  работы правоохранительных органов, но и последовательное расширение права  частной собственности на землю, уравнивание шансов государственных  и частных предприятий в получении  госзаказа на оборонные исследования и производство, а также в сфере  социальных услуг. Таким образом, делаются шаги по реальному выравниванию условий  функционирования государственного, смешанного и частного секторов экономики, их конкуренции  в привлечении государственных  и западных инвестиций.

     В-третьих, реформа заработной платы, которая  постепенно должна возрасти в 2-2,5 раза. Известно, что рост доходов населения  способен снизить социальные расходы  государства и исправить антирыночную налоговую систему, при которой  основную часть налогов платят предприятия, тогда как в странах с рыночной экономикой основной налогоплательщик – население. Рост заработной платы  должен повысить трудовую мотивацию  работников и, кроме того, расширить  внутренний спрос в стране, что  является одним из условий экономического роста.

     В-четвертых, социальная защита населения и инвестиции в «человеческий капитал». Их надежность и рост возможны только при поступательном развитии экономики, но они являются жизненно необходимыми, поскольку вложения в эти сферы дают долгосрочный кумулятивный социальных эффект, сообщая  обществу стабильность и социальный ресурс развития. К настоящему времени этот ресурс, накопленный за годы социалистической модернизации, в значительной мере израсходован.

     В-пятых, создание условий роста инвестиций (отечественных и иностранных) в  высокотехнологичные и конкурентные сектора экономики. При этом имеется  ввиду наконец-то начать осуществление  структурной реформы экономики, чтобы преодолеть ее сырьевую направленность и попытаться включиться в общемировой  процесс глобализации, создания постиндустриальной информационной экономики и становления  открытого общества.

     Эти меры экономического характера, комплексно реализованные, могут стать решающим для развития страны и определения  ее места в ряду развитых стран. Они  способны создать более благоприятное  социальное поле и нормативно-правовой порядок для рационального поведения  значительных групп людей. При этом социальная стратификация населения  должна приобрести более устойчивый вид с увеличившейся долей  среднего класса.

     Административные  рычаги укрепленной централизованной власти могут содействовать такому развитию, если они не трансформируются и если чиновничий аппарат не может  защищать свои права на получение  так называемой статусной ренты. При таком развитии событий трансформации  общества к рынку и демократии и не препятствовать другим общественным группам реализовывать свой модернизационный потенциал.

 

     Список  литературы

  1. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2
  2. Заславская Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. № 9.
  3. Заславская Т.И. О социально-трансформационной структуре России // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 2000. №1
  4. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ, 1917–1996 гг. Сыктывкар: Изд-во Сыкт. ун-та, 1996.
  5. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. – М.:Захаров, 2005.
  6. Общая социология: учебное пособие / Под общ. Ред. Проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА - М, 2000
  7. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация.  - М.: Наука, 1995.
  8. Римашевская Н. М. Человек и реформы: Секреты выживания. М., 2003.
  9. Шкаратан О.И. Социальное расслоение в современной России: драма расколотого общества // Мир России. 2004. № 1

Информация о работе Стратификация в СССР и России