Страховые пенсии по инвалидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 01:34, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в Российской Федерации на смену терминам «социалистическое государство», «советское государство» пришел термин «социальное государство», а понятия «благосостояние советского народа», «рост жизненного уровня советских людей», «все во имя человека - все для блага человека» заменены понятием «социальная защита населения». И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие - коренное изменение социального положения людей.
В Советском Союзе проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Основные положения 8
1.1. Понятие инвалидности 8
1.2 Общие основания назначения пенсии по инвалидности 12
1.3 Пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих 17
Глава 2 Размеры трудовых пенсий по инвалидности 23
2.1 Размер базовой части пенсии 23
2.2 Размер страховой части пенсии 28
2.3 Размер накопительной части пенсии 32
2.4 Общий размер трудовой пенсии по инвалидности 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Курсовая бахыт.docx

— 63.81 Кб (Скачать)

Ограничение способности к трудовой деятельности I, II и III степени стало применяться учреждениями медико-социальной экспертизы после соответствующего предложения, внесенного Министерством труда и Пенсионным фондом РФ, изложенного в письме Минтруда РФ и ПФР РФ от 18 декабря 2003 г. № 9575-АО, ЛЧ-09-23/13281 «О порядке вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности».

С 1 января 2004 г. органы медико-социальной экспертизы по проводимым ими освидетельствованиям стали одновременно с установлением группы инвалидности выносить заключения об определении степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Понятие ограничения способности к трудовой деятельности определяется в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 355 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Пункт 8 этого приказа определяет, что способность к трудовой деятельности включает в себя:

1) способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

2) способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

3) способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

4) способность к мотивации труда;

5) способность соблюдать рабочий график;

6) способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

В приложении к указанному приказу Министерства здравоохранения и социального развития устанавливаются критерии установления степеней ограничения способности к трудовой деятельности.

В соответствии с данным приложением критерием установления I степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях: при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в два раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса; при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерий установления II степени ограничения способности к трудовой деятельности определяется как нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерий установления III степени ограничения способности к трудовой деятельности определяется как нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или когда трудовая деятельность полностью противопоказана. [4]

 

    1. Общие основания назначения пенсии по инвалидности

 

Инвалиды, как известно, представляют собой категорию лиц, наиболее нуждающихся в социальном обеспечении. Одним из наиболее распространенных и важных видов социального обеспечения инвалидов является пенсионное обеспечение. Право граждан на получение пенсии по инвалидности, так же как и право на получение пенсии по старости, определяется нормами международного и российского законодательства. Среди законодательных актов международного законодательства, предусматривающих права граждан на социальное обеспечение в связи с наступившей инвалидностью, выделим те же, которые рассматривались в при освещении общих положений о праве на пенсию по старости, это:

1) Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН;

2) Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств и др.

Вслед за нормами международного законодательства ст. 7 и 39 Конституции РФ устанавливает право граждан на социальное обеспечение, в том числе на социальное обеспечение по инвалидности. Далее пенсионное обеспечение по инвалидности устанавливается и гарантируется Федеральными законами «О трудовых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей».[15]

Установление трудовой пенсии по инвалидности предусмотрено ст. 5 ФЗ «О трудовых пенсиях». Основанием для назначения трудовой пенсии по инвалидности является наступление инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности I, II или III степеней.

Наличие ограничения способности к трудовой деятельности определяется по медицинским показаниям органов медико-социальной экспертизы. Направление на прохождение медико-социальной экспертизы лицу, претендующему на признание его инвалидом, может быть выдано учреждением здравоохранения, где проводилось его амбулаторно-поликлиническое обследование, к числу которых могут относиться: поликлиника по месту жительства либо любое другое медицинское учреждение, проводившее лечение, обследование и освидетельствование, а также органы социальной защиты населения.[12]

Выдача направления на медико-социальную экспертизу производится на основании диагностических исследований, осуществляемых тем медицинским учреждением, где лечилось лицо, претендующее на назначение пенсии по инвалидности.

Основанием для направления на медико-социальную экспертизу является подтверждаемое выводами медиков предположение о наличии у лица заболевания либо травмы и иного, которое привело к стойкому нарушению функций организма. [14]

В направлении на медико-социальную экспертизу должны быть отражены: сведения о состоянии здоровья гражданина, результаты исследований, обоснование необходимости проведения медико-социальной экспертизы.

Диагностические исследования, необходимые для выдачи направления на медико-социальную экспертизу, а также все необходимые медицинские мероприятия оплачиваются за счет фонда обязательного медицинского страхования и осуществляются бесплатно, если гражданин имеет полис медицинского страхования. Если медицинское учреждение, где гражданин лечился и обследовался, отказывает в выдаче направления на медико-социальную экспертизу, то он в случае своего несогласия с принятым решением имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно.

Для самостоятельного обращения в бюро медико-социальной экспертизы гражданин должен собрать все документы, подтверждающие его состояние здоровья. После того как все необходимые документы будут собраны, гражданин вместе с собранными документами должен подать письменное заявление о прохождении экспертизы на имя руководителя учреждения медико-социальной экспертизы.

Проведение экспертизы осуществляется экспертной комиссией, в состав которой входят специалисты из числа медицинских специалистов соответствующего медицинского учреждения, назначающего состав комиссии. Медицинские специалисты, входящие в состав комиссии, назначаются руководителем учреждения медико-социальной экспертизы. По результатам работы этой комиссии принимается решение о признании лица инвалидом.

Трудовая пенсия по инвалидности, так же как и трудовая пенсия по старости, назначается при наличии двух условий:

1) признании лица в установленном законом порядке инвалидом;

2) наличии страхового стажа не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой деятельности, выполняемой лицом на территории Российской Федерации, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Периоды трудовой деятельности за рубежом включаются в страховой стаж лица в трех случаях:

1) когда это предусмотрено законодательством РФ;

2) когда это предусмотрено международными договорами РФ;

3) когда в течение трудовой деятельности за пределами территории РФ лицо уплачивало страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании».

Вместе с периодами трудовой деятельности в страховой стаж засчитываются следующие периоды:

1) периоды прохождения военной службы;

2) периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) три года, в течение которых один из родителей осуществлял уход за детьми до достижения ими возраста полутора лет;

4) периоды получения пособия по безработице;

5) периоды участия в оплачиваемых общественных работах;

6) периоды переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

7) периоды содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;

8) периоды отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

9) периоды ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

10) периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

11) периоды проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности. Все перечисленные периоды деятельности включаются в страховой стаж только при условии, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы или иной деятельности.

Назначение пенсии по инвалидности, помимо ФЗ «О трудовых пенсиях», предусматривается ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», в соответствии со ст. 5 которого пенсия по инвалидности предусмотрена в качестве одного из вида пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» предусматривает назначение пенсии по инвалидности следующим категориям лиц:

1) военнослужащим;

2) участникам Великой Отечественной войны;

3) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

4) гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности I, II или III степени, не относящиеся к перечисленным категориям лиц, а также инвалиды с детства, которые не имеют права на получение трудовой пенсии по инвалидности, имеют право на получение в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» социальной пенсии.

Военнослужащим пенсия по инвалидности выплачивается либо в соответствии со ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», если военнослужащий имеет соответствующий стаж выслуги лет, либо в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей». [7]

Минимальный срок, на который может быть установлена инвалидность, составляет один год. По истечении этого срока срок инвалидности может быть продлен только по результатам медико-социальной экспертизы.

 

    1. Пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих

 

Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусматривает три вида пенсий для военнослужащих и членов их семей:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по инвалидности;

3) пенсия по случаю потери кормильца. Государственная пенсия по инвалидности назначается и выплачивается лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» перечисленным категориям военнослужащих назначается государственная пенсия по инвалидности, если инвалидность наступила в период прохождения военной службы или в течение трех месяцев после увольнения с военной службы.

Информация о работе Страховые пенсии по инвалидности