Страхование дополнительной пенсии, страхование жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:01, доклад

Краткое описание

В большинстве стран с развитым рыночным хозяйством страхование является одним из стратегических секторов экономики. Предоставляя гарантии собственникам по возмещению ущерба, возникшего в результате гибели принадлежащего им имущества и потери дохода, создавая защищенность человека на все случаи жизни, страхование обеспечивает социально­экономическую стабильность в обществе. В мировом страховом бизнесе страхования жизни и дополнительной пенсии являются наиболее перспективными видами страхования.

Файлы: 1 файл

Страхование дополнительной пенсии.docx

— 28.66 Кб (Скачать)

Страхование дополнительной пенсии.

     В большинстве стран с развитым рыночным хозяйством страхование является одним из стратегических секторов экономики. Предоставляя гарантии собственникам  по возмещению ущерба, возникшего в  результате гибели принадлежащего им имущества и потери дохода, создавая защищенность человека на все случаи жизни, страхование обеспечивает социально­экономическую стабильность в обществе. В мировом страховом бизнесе страхования жизни и дополнительной пенсии являются наиболее перспективными видами страхования. Так, за последние несколько лет рынок страхования жизни в странах Восточной Европы вырос в несколько раз. Одновременно с ростом этого сегмента страхового рынка наблюдается устойчивая тенденция прихода на него многих крупных международных страховых компаний, специализирующихся на указанных видах страхования. 

Проблемы  развития страхового рынка 

     Если  предположить, что мировой опыт для  нашей страны является основным ориентиром, то Беларусь рано или поздно придет к тому, что именно долгосрочные накопительные виды страхования, к  которым относятся добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии, будут занимать значительную долю национального страхового рынка. Однако в настоящее время дела обстоят далеко не так. Это обусловлено  множеством взаимосвязанных проблем, вызванных объективными причинами и субъективными обстоятельствами, которые сдерживают развитие данного сегмента. К ним относятся: 

- невысокий  уровень доходов значительной  части населения; 

- отсутствие  у страховых компаний многолетнего  позитивного опыта и устоявшихся  традиций по данным видам страхования; 

- недоверие  населения к финансовым институтам  вообще и, в частности, к  компаниям по страхованию жизни; 

- малая  степень развития страхового  рынка; 

- жесткая  финансовая и налоговая политика  государственных органов по вопросам  страхования; 

- постоянное  изменение положений законодательства  о страховании и др. 

     Невысокий уровень доходов населения негативно  сказывается на развитии долгосрочных накопительных видов страхования, так как в основном клиентами  компаний по страхованию жизни выступают люди со средним доходом и выше. Кроме того, большинство этих компаний осуществляет свою деятельность сравнительно недавно, и, соответственно, у них нет определенного опыта и устоявшихся традиций по страхованию жизни, которые передаются из поколения в поколение, как, например, в западных странах. Следует также учесть, что инвестиции в страхование жизни подразумевают многолетние обязательства страховой компании перед клиентом. Однако, учитывая негативный прошлый опыт физических лиц — владельцев полисов Госстраха СССР, у населения все еще существует недоверие к долгосрочным финансовым проектам.

     Негативное  влияние на развитие упомянутого  сегмента страхового рынка оказывает  жесткая финансовая и налоговая  политика государственных органов. Свою страховую политику, направленную на урегулирование страховой деятельности, государство осуществляет посредством  страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь (далее — Минфин) и законодательства о страховании. При этом следует иметь в виду, что регулирование — это не система управления страховыми организациями, а совокупность способов и приемов  упорядочения их деятельности, определения  направлений их развития в соответствии с требованиями законодательства с  помощью таких рычагов, как регистрация, лицензирование, налогообложение, унифицированная  система учета и отчетности, публикация балансов и т.д. Все это является составной частью политики государства, направленной, в первую очередь, на защиту интересов потребителей страховых  услуг — страхователей, а также  страховщиков (страховых организаций) и самого государства. На практике зачастую имеет место односторонняя защита государства и, соответственно, государ­ственных страховых компаний при отсутствии налоговых льгот для страхователей. Суть данной проблемы в том, что в Беларуси расходы на страхование жизни как физическим, так и юридическим лицам не освобождены от налогообложения. Таким образом, любому налогоплательщику становится крайне невыгодным вкладывать денежные средства в страхование жизни после уплаты всех налогов. 

Гарантии  и льготы страхователям 

     Несмотря  на наличие перечисленных выше проблем  и оказываемое ими негативное влияние на развитие страхового рынка, добровольное страхование жизни  и дополнительной пенсии относится  в настоящее время к наиболее динамично развивающимся видам  страховых услуг. Привлекательность  данных видов страхования для  страхователей (как физических лиц, так и организаций) заключается, прежде всего, в предоставлении им государственных  гарантий и льгот. В качестве государственных  гарантий, предоставляемых страхователям, выступают: 

- гарантия  страховых выплат; 

- гарантия  предоставления страховой защиты  в полном объеме с момента  вступления договора страхования  в силу, то есть с момента  уплаты первого страхового взноса. 

     В первом случае гарантом выступает Президент  Республики Беларусь. Согласно ч. 6 п. 3 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного  Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности», государство гарантирует страховые  выплаты по видам страхования, относящимся  к страхованию жизни, если договоры страхования заключены с государственными страховыми организациями. К сожалению, приходится констатировать, что государственная  гарантия страховых выплат не распространяется на страховые организации негосударственной  формы собственности.

     Во  втором случае гарантом выступил Конституционный  Суд Республики Беларусь (далее —  КС). Здесь следует обратить внимание на принципиальную позицию КС, противостоящую порочной практике большинства страховщиков, действия которых нарушали имущественные интересы страхователей вплоть до ноября 2005 г. Суть данной проблемы в том, что страховые организации включали в свои локальные акты, такие как правила добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, условие, согласно которому не признается страховым случаем смерть застрахованного лица в течение срока страхования, если она наступила до истечения 3 лет с момента вступления договора страхования в силу. КС посчитал, что данная практика применения законодательства не согласуется с нормами Конституции Республики Беларусь, гражданского и страхового законодательства.

     Вместе  с тем организации­страхователи, заключившие со страховыми организациями договоры страхования в пользу своих работников, имеют определенные льготы. Прежде всего такие организации­страхователи имеют право включать в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) страховые взносы, уплачиваемые в пользу своих работников. Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2005 № 219 «О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских рас­ходов» (далее — Указ № 219) установил условия отнесения страховых взносов на себесто­имость товаров (работ, услуг).

     В соответствии с п. 1.1 Указа № 219 страховые  взносы по договорам добровольно­­го  страхования жизни, договорам добровольного  страхования дополнительной пенсии, заключенным организациями­страхователями с государственными страховыми организациями в пользу физических лиц, работающих в организациях­страхователях по трудовым договорам, включаются этими организациями­страхователями в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Очевиден тот факт, что уплата страховых взносов по указанным договорам, заключенным с негосударственными страховыми организациями, должна производиться за счет прибыли.

     Кроме того, п. 1.2 Указа № 219 установлен размер страховых взносов, включаемых в  состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) организации­страхователя, который составляет: 

- по  договорам добровольного страхования  жизни — не более 4% фонда  заработной платы; 

- по  договорам добровольного страхования  дополнительной пенсии — не  более 8% фонда заработной платы. 

     При этом максимальный размер ежемесячного страхового взноса на одного работника  не должен превышать: 

- по  договорам добровольного страхования  жизни — 1 базовую величину; 

- по  договорам добровольного страхования  дополнительной пенсии — 2 базовые  величины.

     Очевидно, что средства фондов преду­пре­дительных (превентивных) мероприятий, созданные  государственными страховыми организациями  за счет отчислений от страховых взносов  по указанным видам добровольного  страхования, должны перечисляться  в республиканский бюджет.

     К сожалению, приходится констатировать, что рассматриваемая льгота не распространяется на организации­страхователи, заключившие договоры страхования со страховыми организациями негосударственной формы собственности.

     Кроме того, организации­страхователи, за­ключившие со страховыми организациями договоры страхования в пользу своих работников, имеют право не начислять взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН) на суммы страховых взносов, уплачиваемых в пользу своих работников. Возможность применения данной льготы вытекает из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.01.2006 № 6 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115». 

Содержание  страховых услуг 

     Перечень  страховых услуг, оказываемых страховщиками (страховыми организациями) своим клиентам, можно условно разделить на 2 группы: 

- страховые  услуги для физических лиц; 

- страховые  услуги для юридических лиц. 

В первую группу включены 3 вида услуг: 

- добровольное  страхование дополнительной пенсии; 

- добровольное  накопительное страхование жизни; 

- срочное  страхование жизни. 

     Рассмотрим  ряд основных аспектов указанных  страховых услуг, призванных создать  эффективную систему страховой  защиты населения Беларуси.

     Добровольное  страхование дополнительной пенсии во всем мире является одной из самых  популярных страховых услуг. С ее помощью обеспечивается стабильная достойная жизнь человека на заслуженном  отдыхе. Дополнительная пенсия, накопленная  по такому страхованию, не включается в основную (государственную) пенсию, не зависит от стажа работы и уровня зарплаты, выплачивается в размерах и на условиях заключенного договора страхования. 

     Страхование дополнительной пенсии  

     Страхование дополнительной пенсии позволяет накопить себе средства к моменту выхода на пенсию, защитив при этом жизнь и здоровье. 

     Вариантов программ пенсионного страхования  много. Страховые случаи – «достижение  пенсионного возраста», «достижение  возраста», «смерть», «инвалидность». Способ, сроки и периодичность  выплаты дополнительной  пенсии выбирается клиентом при достижении пенсионного возраста. Приведу примеры  для одинакового размера страхового взноса, но разного возраста застрахованных: 

Вариант №1: 

Цель  – накопление средств к пенсионному возрасту. 

Страховая защита – «достижение пенсионного  возраста» более 16.000 $, «смерть» 10.000 $, «инвалидность» 10.000 $. 

Застрахованное  лицо – женщина, 30 лет. 

Срок  страхования – 25 лет. 

Ежемесячный страховой взнос –  20 $. 

Общий взнос за весь период –  7.200 $. 

Выплаты: 

при «достижении  пенсионного возраста» –  единовременно 16.213,24 $ + бонус (%), или ежемесячно 135,11 $ + бонус (%) – (в течении 10 лет),или ежемесячно 270,22 $ + бонус (%) – (в течении 5 лет) и др. 

при наступлении  страхового случая «смерть» – 10.000 $. (выгодоприобретателю) + накопленные средства (наследникам). 

при наступлении  страхового случая «инвалидность» – 10.000 $ + освобождение от внесения дальнейших страховых взносов. 

Информация о работе Страхование дополнительной пенсии, страхование жизни