Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:34, реферат
В современном обществе процесс глобализации охватывает почти все сферы общества, в том числе институт брака. Общее давление Запада на российскую культуру, находит выражение в растущей популярности эгоцентрического подхода к брачной жизни, приобретающего более массовый, чем когда-либо прежде, характер. Институт брака в развитых странах Западной и Восточной Европы, в США после окончания второй мировой войны имел значительные, проявившиеся в глобальном масштабе, изменения. В России эти метаморфозы усугубились на фоне глубокого системного пост - советского кризиса. Произошло перераспределение приоритетов в выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, стремительно меняются ролевые и репродуктивные установки российских супругов, наконец, сама основа брачно-семейных отношений – моногамия – меняется в направлении отказа от социального ожидания постоянства в браке, переходя к «серийности» в отношениях. В связи с этим теоретико-методологический анализ состояния брака как социальной структуры и ее влияние на формирование мотивов вступления в брак у мужчин и женщин в условиях трансформации российского общества является не только своевременным, но и крайне необходимым.
Введение……………………………………………………………………..3
Определение брака и краткая характеристика его составляющих………4
Основные тенденции выбора брачного партнера в современном обществе…………………………………………….…………………….....5
Характеристика различных теорий брачного выбора…………….............8
Заключение………………………………………………………………….13
Список используемой литературы………………………………………...14
Федеральное агентство по образованию РФ. Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования. Южный Федеральный Университет.
Реферат
по дисциплине социология семьи
на тему:
«Современные теории брачного выбора»
Выполнил:
студент 3-го курса 3 группы
факультета социологии и политологии
отделения социологии ОЗО
Кондрашова А.Н.
Проверил:
Филоненко В.И.
г. Ростов-на-Дону
2009 г.
Содержание
Введение
В современном обществе процесс глобализации охватывает почти все сферы общества, в том числе институт брака. Общее давление Запада на российскую культуру, находит выражение в растущей популярности эгоцентрического подхода к брачной жизни, приобретающего более массовый, чем когда-либо прежде, характер. Институт брака в развитых странах Западной и Восточной Европы, в США после окончания второй мировой войны имел значительные, проявившиеся в глобальном масштабе, изменения. В России эти метаморфозы усугубились на фоне глубокого системного пост - советского кризиса. Произошло перераспределение приоритетов в выполнении социальных и индивидуально-личностных функций, стремительно меняются ролевые и репродуктивные установки российских супругов, наконец, сама основа брачно-семейных отношений – моногамия – меняется в направлении отказа от социального ожидания постоянства в браке, переходя к «серийности» в отношениях. В связи с этим теоретико-методологический анализ состояния брака как социальной структуры и ее влияние на формирование мотивов вступления в брак у мужчин и женщин в условиях трансформации российского общества является не только своевременным, но и крайне необходимым.
Определение брака и краткая характеристика его составляющих
Для того, чтобы постичь суть брачных отношений в современном обществе необходимо иметь представление о самом браке. Обратимся к одному из популярных определений брака.
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
С точки зрения права браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный с целью образования семьи с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
С социологической
точки зрения наличие или отсутствие
официальной регистрации
Основные тенденции выбора брачного партнера в современном обществе.
В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.
Термин моногамия обычно употребляется для обозначения тенденции заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками — социальными, психологическими, физическими и т.д. Противоположная тенденция обозначается термином гетерогамия.
Необходимо обратить внимание на то, что понятия эндогамия и гомогамия зачастую сближаются. Однако между ними есть разница, которая заключается в том, что перенесенный в социологию семьи термин эндогамия обозначает, по сути, некое социокультурное принуждение, заставляющее индивида действовать в брачном выборе определенным образом. Термин же гомогамия (соответственно и гетерогамия) является чисто социологическим (хотя им также пользуются и этнологи), означающим, что браки между индивидами со сходными индивидуальными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга. Социологические теории брачного выбора в современном обществе, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются:
- возраст,
- этническая принадлежность,
- социальный статус,
- образование,
- уровень интеллекта,
- внешность,
- совместимость внутренних часов (т.е. так называемые совы и жаворонки).
При этом наиболее важными являются следующие аспекты брачного выбора:
а) этническая принадлежность
О роли этнической
принадлежности можно сказать, что
помимо действия правила эндогамии
(в том, что касается этнической принадлежности),
действуют и чисто
б) роль возраста в брачном выборе
Его роль подтверждается
многочисленными
в) роль близости (соседства)
Другим важнейшим социологическим фактором брачного отбора является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или совместная учеба повышают вероятность встречи с партнером, который к тому же, с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов.
Еще в начале 30-х гг. американский социолог Джеймс Боссард на материале 5000 браков, заключенных в г. Филадельфия, показал действие фактора близости. Согласно его данным, из этого числа брачных пар почти 17% проживали в одном и том же квартале Филадельфии, свыше 33%, — в пяти ближайших кварталах и половина — в двадцати ближайших кварталах.
Отечественные исследования не позволяют дать информацию, сопоставимую с данными Дж. Боссарда. Однако действие фактора близости прослеживается и в результатах, полученных и у нас в стране. В частности, по данным Г.В. Жирновой, в 90-е гг. в городах Центральной России примерно треть опрошенных ею брачных пар познакомились друг с другом на работе или в учебных заведениях, местом знакомств остальных были или места общественного отдыха и культурно-массовых развлечений, или то, что называется "в гостях".
г) роль образования
Роль образования как фактора брачного отбора столь же велика. Вероятность вступления в предбрачные, а затем и в брачные отношения у людей с одинаковым или близким образованием выше. Это можно проиллюстрировать на примере расчета так называемого коэффициента брачной ассоциации по образованию для всех браков, заключенных в Российской Федерации в 2007 г. Коэффициент брачной ассоциации по образованию показывает, во сколько раз та или иная комбинация уровней образования мужей и жен имеет большую или меньшую вероятность по сравнению с ситуацией, когда все потенциальные женихи и невесты имеют равные шансы вступить в брак друг с другом.
В целом, если брать эти четыре характеристики (этническая принадлежность, возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе (противоположная тенденция для женщин). Эта тенденция называется брачный градиент.
В обществах с сильно дифференцированной социальной структурой брачный градиент может вызывать “переизбыток незамужних женщин старших возрастов, блестяще образованных, профессионально занятых, не имеющих возможности найти себе брачного партнера из-за завышенных притязаний относительно статуса и образования”. Не редки случаи, когда многие высокообразованные женщины вынуждены оставаться одинокими из-за того, что не могут найти себе "подходящего" жениха. Отсюда, вытекает и существование "второго пика " внебрачной рождаемости: потеряв надежду выйти замуж, такие женщины "сознательно" выбирают дорогу одинокого материнства.
Правило гомогамии
действует и в отношении
Характеристика различных теорий брачного выбора
Анализ основных теоретических подходов к изучению мотивов вступления в брак позволяет выделить следующие интерпретации семейно-брачных стратегий выбора партнера:
Он утверждал, что в выборе сексуального объекта человеком проявляется смещение энергии либидо с самого первого объекта любви, т.е. с родителей. Иначе говоря, согласно 3. Фрейду, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина — мужа, похожего на отца.
В социологической литературе можно найти данные, подтверждающие этот тезис. В частности, Д. Едличка в своем исследовании, проводимом в 2008 году, 7000 супружеских пар обнаружил, что вероятность найти в опрошенной совокупности пары, в которых имелось сходство одного из партнёров с родителем противоположного пола, была выше, чем это теоретически возможна при случайном выборе.
Ещё одной социально-
Основной тезис этой теории
состоит в том, что люди
В основе теории — наблюдения, которые Уинч провел за 25-тью брачными парами в Северо-западном университете. Хотя сам Уинч был убежден в правильности своей теории, другие исследователи отнеслись к ней критически. Характерным в этом плане было замечание Мейера и Пеппера о том, что "открытия Уинча — это артефакт. Или из-за неправильной методологии, или из-за того, что он изучал брачные пары".
Тем не менее, другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствовать его теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория Р. Сентера.
Инструментальная теория Р. Сентера исходила из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей.
В отличии от Уинча, Сентер полагал, что одни потребности более значимы, а другие менее. Ценности (потребности), которые более типичны для мужчины, должны соответствовать потребностям, более типичным для женщины.
Еще одной
теоретической интерпретацией
В данном случае речь фактически идет о соотношении на брачном рынке численностей "подходящих" друг для друга мужчин и женщин. Интуитивно ясно, что ценность каждого отдельного индивида на брачном рынке зависит от соотношений, которые понижают ценность тех, чей пол имеет избыток. Общие или совпадающие ценности облегчают взаимодействие с потенциальным партнером и могут служить фактором принятия решения о брачном выборе. Ценности, сильно отличающиеся друг от друга, могут стать непреодолимым препятствием для брачного выбора даже в случае сильной страсти.