Социология предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:27, реферат

Краткое описание

В отличие от социологических концепций общетеоретического уровня, теории среднего уровня в социологии пребывают намного ближе к реалиям общественной жизни, к насущным проблемам современности. Ввиду того, что все они «отвечают» за определенные сферы социума, они способны быстро и четко реагировать на изменения в своих сферах, путем своего появления, изменения и, если надо, исчезновения.

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………2
1.1Социология предпринимательства…………………………...3-12
2.Предпринимательство как элемент национальной культуры..13-31
2.2Заключение……………………………………………………..32-33
Список литературы……………………………………………….34-37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 66.56 Кб (Скачать)

То, что предпринимательство  начало изучаться практически сразу  после своего появления и интерес  к нему не знал спадов и перерывов, свидетельствует о важности сего общественного явления на протяжении всей его истории.

В целом логика развития социологии предпринимательства еще  раз доказывает междисциплинарный  характер данной отрасли знания. Данной проблемой занимались и экономисты, и социологи, и культурологи, и  философы. Это привело к множеству  различных точек зрения на одни и  те же вопросы, связанные с феноменом  предпринимательства. Особенности  социологического взгляда на это  явление будут изложены далее.

Социология предпринимательства - это междисциплинарная теория, она прибывает на стыке нескольких наук. Наиболее четко проявляется  ее связь с социологией и экономикой.

Социология связанна с  предпринимательством как с социальным феноменом. Изучает его как нестандартное  новаторское поведение и деятельность больших и малых социальных групп  и слоев населения.

Объектом социологии предпринимательства  является когорта предпринимателей, как специфическая функционально-статусная  социальная группа. Предмет же этой дисциплины можно определить как  особенности институционализации  предпринимательства в рамках современных  социальных процессов.

В социологии существует два  основных подхода к изучению предпринимательства: функциональный и структурный.

Функциональный подход, основанный Йозефом Шумпетером, является наиболее предпочтительным при проведении прикладных социологических исследований и  сегодня, хотя, как отмечает В.В. Радаев, довольно трудно реализуемым, поскольку  предпринимательская функция в  шумпетеровском понимании неустойчива  и ограничена по времени. Поэтому  с позиций функционального подхода  говорить о существовании “социальной  группы предпринимателей” неправомерно. Предпринимателей в социальной структуре  нашего общества скорее можно определить как некую серийную группу - постоянно  обновляющуюся, текучую, беспредельно подвижную, состоящую из не связанных  между собой, непрерывно меняющихся, изолированных единичных индивидов.

Другой возможный подход к анализу группы предпринимателей - структурный, который определяет место  предпринимателей в социально-экономической  структуре и в системе экономических  институтов. Данный подход дает четкие критерии для построения выборки (статусные  характеристики - возраст, пол, образование, национальность, семейное положение; каналы регулирования предпринимательской  группы; позиция предпринимателя  на предприятии), не теоретической “чистоты”  не обещает, поскольку человек, по статусу  относящийся к предпринимательскому корпусу, может на протяжении всей своей  трудовой жизни ни разу не осуществить  предпринимательскую функцию.

Эти подходы выводят нас  на один из важнейших вопросов социологии предпринимательства - кто есть предприниматель?

В социологическом аспекте  предпринимателя можно представить  по-разному - это не только человек, обладающий определенным социальным статусом и исполняющий в обществе некую  функцию, это еще и вид социального  поведения, тип личности, что обладает определенными умениями и навыками, наконец, предпринимательство есть определенная культурная форма.

Основные задачи социологии предпринимательства видятся следующими2:

анализ основных классических концепций теории предпринимательства;

определение границ бизнес слоя, его внутренней структуры, этапов становления и социальной базы;

рассмотрение феномена этнического  предпринимательства;

показать роль религии  и государства в становлении  и развитии предпринимательства;

выявить специфику отечественного предпринимательства на основе сопоставления с опытом иных стран.

Первым, кто стал изучать  предпринимателя как ключевую фигуру социально-экономической системы, является Р. Кантильон, который фактически положил  начало научному исследованию предпринимательской  тематики и заложил фундаментальные  основы для последующих теоретических  исследований в этом направлении.

Важное место в создании теории предпринимательства сыграл Адам Смит, который полагал, что сбалансированная экономическая система является самодостаточным организмом, способным  к саморегуляции и устойчивому  развитию. Регулирующим механизмом здесь  является свободная конкуренция, а  предприниматели являются ключевыми  фигурами такой конкуренции.

Следующей крупной фигурой  в процессе изучения предпринимательства  является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель  – промышленник, активный, образованный, талантливый изобретатель, прогрессивный  земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах  по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно эти люди ведут  производство и господствуют в области  распределения богатств.

С точки зрения К. Маркса, необходимо противопоставлять не предпринимателя  и инвестора, а различные роли, в которых капиталист выступает  в производственном процессе. Предприниматель  одновременно является субъектом присвоения прибавочной стоимости, т.е. реализующим  функцию эксплуатации рабочих, и  субъектом организации и управления предприятием.

Социологические подходы  к пониманию предпринимательства  берут свое начало от работ М. Вебера и В. Зомбарта. Вебер, как известно, разрабатывал проблемы предпринимательской  деятельности, в которой он видел  воплощение рациональности. В основе представлений Вебера о предпринимательстве, как и всей хозяйственной деятельности субъектов, лежит его «идеальный тип»3.

По мнению В. Зомбарта, предприниматель  оценивается по своему успеху. Иметь  успех значит опередить других, стать  больше, чем другие. Предпринимателя  характеризует постоянное стремление к новому и стремление показать свое превосходство над другими. В  диссертации эти положения подвергаются детальному анализу.

Одним из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был  австрийский ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что предприниматель –  это «революционер в экономике  и невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть  предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя  главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете, а  также способность идти в одиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями  «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».

Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал  понятие «предпринимательство»  как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель  – человек, который затрачивает  на это все необходимое время  и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и  удовлетворение достигнутым.

Исследования предпринимательства  в современной России опираются  на основные достижения мировой экономической  и социологической мысли. Акцент в изучении современного российского  предпринимательства во многом переносится  в область социально-философских  и социологических исследований. Особое место здесь принадлежит  экономической социологии, которая рассматривает предпринимательскую деятельность как разновидность социального действия, имеющего рациональный характер и вовлекающего других людей в сферу экономических взаимоотношений.

Ныне наименее разработанными проблемами при анализе предпринимательства  являются: отсутствие единой трактовки  базовых понятий этого феномена; недостаточная изученность крупного предпринимательства; сравнительная  редкость качественного изучения социально-экономической  структуры, функций предпринимательского слоя в российском обществе, его  отношений с работниками наемного труда, бюрократией, элитами, инвесторами, криминальными структурами. Все  сказанное позволяет продолжить и углубить анализ социальной природы  предпринимательства.

 

 

2.Предпринимательство как элемент национальной культуры.

Российское предпринимательство  служит предметом интенсивных исследований - оно изучается социологами, экономистами, психологами, историками и другими  специалистами.

Ученые и публицисты обсуждают  проблемы, связанные с социальным генезисом и историей развития предпринимательства, его современным статусом и общественными  функциями в России, перспективами  дальнейшего развития4. Анализируются социальные качества предпринимательского слоя, особенности его социального статуса, экономические условия и результаты деятельности.

В социологической литературе уже сложились различные подходы  к анализу социальной роли и политического  статуса предпринимательства. Каждый из этих подходов описывает разные аспекты предпринимательства. В  целом все их можно разделить  на три основных.

Представители первого подхода  отождествляют предпринимательство  с «инновационным типом поведения»5.

В рамках этого подхода  социальная роль предпринимателей выражается в генерировании инновационного типа поведения. Различие между предпринимателями  и остальными людьми определяется не соответствующей сферой деятельности, а, прежде всего «инновационным типом  личности». Основная проблема состоит  в том, как среди огромного  количества новаторов выявить тех, которые концентрируют свои инновационные  способности в экономике, причем делают это в рамках установленных  обычаями и законами. Кроме того, этот подход не учитывает, что сегодняшнее  поколение российских предпринимателей возникло не само по себе, а появилось  в процессе трансформации социалистической экономики в рыночную. Поэтому многие экономические субъекты являются «предпринимателями поневоле», будучи вовсе не склонными по своей натуре к каким-либо инновациям.

В рамках второго подхода  подчеркивается, что в условиях реформирования общественно-экономической системы  решающим критерием выделения предпринимательства  как социального субъекта является «системопреобразующий, социально-новаторский  характер деятельности». Представители  этого подхода предлагают расширенную  трактовку предпринимательства  как «типа общественной деятельности, способствующего рыночной трансформации  российской экономики», и, следовательно, позволяют считать новаторами всех активных участников становления, функционирования и развития рыночных отношений6. Социально-новаторская деятельность предпринимательства не ограничивается экономической сферой. Она ведет к преобразованию всей системы социальных отношений, формированию новых общественных связей, складыванию новых стереотипов не только экономического, но и социального, и политического поведения. Для этого подхода характерен серьезный анализ «проблемы применения» классической теории предпринимательства к российскому обществу, но его представители не разработали критериев отличия того, какие типы деятельности и формы поведения соответствуют предпринимательству, и что отличает их от других участников рыночной экономики.

Представители третьего подхода  не ограничивают предпринимательство  только лишь предпринимателями в  классическом смысле, а понимают его  в рамках концепции «бизнес-слоя», которая объединяет всех граждан, принимающих  то или иное участие в бизнесе.

Объектом исследования в  курсовой работе выступает общество в процессе социальных изменений.

Предмет исследования –  социологические подходы к исследованию бизнеса и предпринимательства.

Развитие современного российского  общества проходит неизбежный кризисный  этап7. Он характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений. Прежние механизмы защиты и сохранения разрушены, новые не сформированы – экономика, политика и социальная структура нестабильны. Это создает колоссальные трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоев населения, требует глубокого и точного теоретического осознания сложившейся ситуации с целью разработки эффективных тактических и стратегических решений.

Реальные социальные изменения, которые носят устойчивый, необратимый  характер, связаны в России в первую очередь с экономическими реформами. А они развиваются сложно и  противоречиво. Объективно ухудшается геополитическое и внешнеэкономическое  положение страны, народнохозяйственный комплекс и национальная экономика  на протяжении ряда лет переживают острый кризис, социально-экономическая  напряженность способствует углублению социальных и этнических конфликтов. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области  развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических  программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.

Как отмечают профессионалы, ни концепция национальной безопасности, ни ее важная составная часть –  стратегия поддержания экономической  безопасности – до последнего времени  не были сформулированы в целостном виде8; ученые и практики отмечали отсутствие системного взгляда и комплексного подхода к решению существующих проблем.

В значительной степени такое  противоречивое состояние, когда практика реформирования и противоречия развития самого российского общества давно  требовали конкретных, взвешенных, взаимосвязанных решений в области  безопасности и в то же время на уровне государственной политики отсутствовали  связные представления о том, какой комплекс задач необходимо решать и в какой стратегической перспективе, обусловлено весьма вескими  причинами.

Информация о работе Социология предпринимательства