Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 01:27, реферат
В отличие от социологических концепций общетеоретического уровня, теории среднего уровня в социологии пребывают намного ближе к реалиям общественной жизни, к насущным проблемам современности. Ввиду того, что все они «отвечают» за определенные сферы социума, они способны быстро и четко реагировать на изменения в своих сферах, путем своего появления, изменения и, если надо, исчезновения.
1.Введение…………………………………………………………2
1.1Социология предпринимательства…………………………...3-12
2.Предпринимательство как элемент национальной культуры..13-31
2.2Заключение……………………………………………………..32-33
Список литературы……………………………………………….34-37
То, что предпринимательство начало изучаться практически сразу после своего появления и интерес к нему не знал спадов и перерывов, свидетельствует о важности сего общественного явления на протяжении всей его истории.
В целом логика развития социологии предпринимательства еще раз доказывает междисциплинарный характер данной отрасли знания. Данной проблемой занимались и экономисты, и социологи, и культурологи, и философы. Это привело к множеству различных точек зрения на одни и те же вопросы, связанные с феноменом предпринимательства. Особенности социологического взгляда на это явление будут изложены далее.
Социология предпринимательства
- это междисциплинарная теория,
она прибывает на стыке нескольких
наук. Наиболее четко проявляется
ее связь с социологией и
Социология связанна с
предпринимательством как с социальным
феноменом. Изучает его как нестандартное
новаторское поведение и
Объектом социологии предпринимательства
является когорта предпринимателей,
как специфическая
В социологии существует два основных подхода к изучению предпринимательства: функциональный и структурный.
Функциональный подход, основанный
Йозефом Шумпетером, является наиболее
предпочтительным при проведении прикладных
социологических исследований и
сегодня, хотя, как отмечает В.В. Радаев,
довольно трудно реализуемым, поскольку
предпринимательская функция в
шумпетеровском понимании неустойчива
и ограничена по времени. Поэтому
с позиций функционального
Другой возможный подход
к анализу группы предпринимателей
- структурный, который определяет место
предпринимателей в социально-экономической
структуре и в системе
Эти подходы выводят нас на один из важнейших вопросов социологии предпринимательства - кто есть предприниматель?
В социологическом аспекте
предпринимателя можно
Основные задачи социологии
предпринимательства видятся
анализ основных классических концепций теории предпринимательства;
определение границ бизнес слоя, его внутренней структуры, этапов становления и социальной базы;
рассмотрение феномена этнического предпринимательства;
показать роль религии и государства в становлении и развитии предпринимательства;
выявить специфику отечественного предпринимательства на основе сопоставления с опытом иных стран.
Первым, кто стал изучать
предпринимателя как ключевую фигуру
социально-экономической
Важное место в создании теории предпринимательства сыграл Адам Смит, который полагал, что сбалансированная экономическая система является самодостаточным организмом, способным к саморегуляции и устойчивому развитию. Регулирующим механизмом здесь является свободная конкуренция, а предприниматели являются ключевыми фигурами такой конкуренции.
Следующей крупной фигурой в процессе изучения предпринимательства является Ж.Б. Сей. По его мнению, предприниматель – промышленник, активный, образованный, талантливый изобретатель, прогрессивный земледелец или смелый деловой человек, ряды которых умножаются во всех странах по мере открытий и расширения рынка. Преимущественно эти люди ведут производство и господствуют в области распределения богатств.
С точки зрения К. Маркса,
необходимо противопоставлять не предпринимателя
и инвестора, а различные роли,
в которых капиталист выступает
в производственном процессе. Предприниматель
одновременно является субъектом присвоения
прибавочной стоимости, т.е. реализующим
функцию эксплуатации рабочих, и
субъектом организации и
Социологические подходы
к пониманию
По мнению В. Зомбарта, предприниматель
оценивается по своему успеху. Иметь
успех значит опередить других, стать
больше, чем другие. Предпринимателя
характеризует постоянное стремление
к новому и стремление показать свое
превосходство над другими. В
диссертации эти положения
Одним из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что предприниматель – это «революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете, а также способность идти в одиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться».
Еще один ученый, Р. Хизрич, сформулировал понятие «предпринимательство» как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
Исследования
Ныне наименее разработанными
проблемами при анализе
2.Предпринимательство как элемент национальной культуры.
Российское
Ученые и публицисты обсуждают проблемы, связанные с социальным генезисом и историей развития предпринимательства, его современным статусом и общественными функциями в России, перспективами дальнейшего развития4. Анализируются социальные качества предпринимательского слоя, особенности его социального статуса, экономические условия и результаты деятельности.
В социологической литературе
уже сложились различные
Представители первого подхода
отождествляют
В рамках этого подхода социальная роль предпринимателей выражается в генерировании инновационного типа поведения. Различие между предпринимателями и остальными людьми определяется не соответствующей сферой деятельности, а, прежде всего «инновационным типом личности». Основная проблема состоит в том, как среди огромного количества новаторов выявить тех, которые концентрируют свои инновационные способности в экономике, причем делают это в рамках установленных обычаями и законами. Кроме того, этот подход не учитывает, что сегодняшнее поколение российских предпринимателей возникло не само по себе, а появилось в процессе трансформации социалистической экономики в рыночную. Поэтому многие экономические субъекты являются «предпринимателями поневоле», будучи вовсе не склонными по своей натуре к каким-либо инновациям.
В рамках второго подхода
подчеркивается, что в условиях реформирования
общественно-экономической
Представители третьего подхода не ограничивают предпринимательство только лишь предпринимателями в классическом смысле, а понимают его в рамках концепции «бизнес-слоя», которая объединяет всех граждан, принимающих то или иное участие в бизнесе.
Объектом исследования в курсовой работе выступает общество в процессе социальных изменений.
Предмет исследования –
социологические подходы к
Развитие современного российского общества проходит неизбежный кризисный этап7. Он характеризуется таким состоянием социальной системы, когда все ее связи и процессы определяются областью критических значений. Прежние механизмы защиты и сохранения разрушены, новые не сформированы – экономика, политика и социальная структура нестабильны. Это создает колоссальные трудности для государственно-управленческой практики, сказывается на качестве жизни и социальном состоянии всех слоев населения, требует глубокого и точного теоретического осознания сложившейся ситуации с целью разработки эффективных тактических и стратегических решений.
Реальные социальные изменения,
которые носят устойчивый, необратимый
характер, связаны в России в первую
очередь с экономическими реформами.
А они развиваются сложно и
противоречиво. Объективно ухудшается
геополитическое и
Как отмечают профессионалы,
ни концепция национальной безопасности,
ни ее важная составная часть –
стратегия поддержания
В значительной степени такое
противоречивое состояние, когда практика
реформирования и противоречия развития
самого российского общества давно
требовали конкретных, взвешенных,
взаимосвязанных решений в