Социальный
тип личности – продукт сложного
переплетения историко-культурных
и социально-экономических условий жизнедеятельности
людей. В социологии предлагаются различные
варианты социальной типологии личности.
Так, М.Вебер за основу типизации берёт
специфику социального действия, более
конкретно – степень его рациональности,
К.Маркс – формационную и классовую принадлежность.
Для Э.
Фромма (1900-1980) социальный тип личности
как господствующий тип характера
– это форма связи индивида
и социума, «ядро структуры характера,
которое присуще большинству
членов одной и той же культуры,
в отличие от индивидуального
характера, который различен у людей
той же самой культуры». Значение
социального характера, считает
Фромм, состоит в том, что он позволяет
наиболее эффективно приспособиться к
требованиям общества и приобрести чувство
безопасности и защищённости. Анализируя
историю человечества, Э. Фромм выделяет
несколько типов социального характера:
рецептивный (пассивный), эксплуататорский,
накопительный и рыночный.
Типы
личности:
- Традиционалисты
ориентированы в основном на ценности
долга, порядка, дисциплины, законопослушания,
а выраженность таких качеств, как креативность,
стремление к самореализации, самостоятельность,
у этого типа личности весьма низкая.
- У
идеалистов, наоборот, сильно выражены
критическое отношение к традиционным
нормам, независимость и пренебрежение
авторитетам, установки на саморазвитие
во что бы то ни стало.
- Для фрустированного
типа личности характерны низкая самооценка,
угнетение, подавленное самочувствие,
ощущение себя как бы выброшенным из потока
жизни.
- Реалисты
сочетают в себе стремление к самореализации
с развитым чувством долга и ответственности,
здоровый скептицизм с самодисциплиной
и самоконтролем.
- Гедонистические
материалы ориентированны в первую
очередь на получение удовольствий «здесь
и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями
жизни» приобретает, прежде всего, форму
удовлетворения потребительских желаний.
В социологии
принято выделять также модальный,
идеальный и базисный типы личности.
Модальный тип личности – тот, который
реально преобладает в данном обществе.
Идеальный тип личности не привязан
к конкретным условиям. Это тип личности
как пожелание на будущее, например, всесторонне
и гармонично развитая личность у К.Маркса
или новый Человек Э.Фромма. Базисный
тип личности – тот, который наилучшим
образом отвечает потребностям современного
этапа общественного развития. Иными словами,
социальный тип личности
– это отражение того, как общественная
система влияет на ценностные ориентации
человека и через них – на его реальное
поведение.
Социализация
личности
Социология
личности оперирует категориями, которые
нередко рассматриваются как
синонимы, — формирование, развитие,
воспитание, социализация. Их неодинаковое
использование затрудняет возможности
социологического анализа.
Когда
употребляется понятие “формирование
личности”, то имеется в виду
единство объективных и субъективных
условий, определяющих процесс
становления и развития человека.
Конечно, только при учете влияния
всей совокупности общественных
отношений в сочетании с субъективной
деятельностью классов, общественных
организаций и самого человека
можно говорить о многостороннем
воздействии на личность и
соответственно формировать ее
развитие.
Понятие
“развитие личности” характеризует
последовательность и поступательность
изменений, происходящих в сознании
и поведении личности. Воспитание
связано с субъективной деятельностью,
с выработкой у человека определенного
представления об окружающем
его мире. Хотя воспитание и
учитывает влияние внешней среды,
однако оно воплощает те усилия,
которые осуществляют социальные
институты.
Социализация
представляет собой процесс становления
личности, постепенное усвоение
ею требований общества, приобретение
социально значимых характеристик
сознания и поведения, которые
регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности
начинается с первых лет жизни
и заканчивается к периоду
гражданской зрелости человека,
хотя, разумеется, полномочия, права
и обязанности, приобретенные
им, не говорят о том, что
процесс социализации полностью
завершен: по некоторым аспектам
он продолжается всю жизнь.
Именно в этом смысле мы
говорим о необходимости повышения
педагогической культуры родителей,
о выполнении человеком ответственных
поручений, о соблюдении правил
межличностного общения. Иначе
говоря, социализация означает процесс
постоянного познания, закрепления и творческого
освоения человеком правил и норм поведения,
диктуемых ему обществом.
Для успешной социализации, по
Д. Смелзеру, необходимо действие
трех фактов: ожидания, изменения
поведения и стремления соответствовать
этим ожиданиям. Процесс формирования,
по его мнению, происходит по
трем различным стадиям: 1) стадии
подражания и копирования детьми
поведения взрослых; 2) игровой стадии,
когда дети осознают поведение
как исполнение роли; 3) стадии
групповых игр, на которой дети
учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей.
Французский психолог Ж. Пиаже,
сохраняя идею различных стадий
в развитии личности, делает акцент
на развитии познавательных структур
индивида и их последующей
перестройке в зависимости от
опыта и социального взаимодействия.
Эти стадии сменяют одна другую
в определенной последовательности:
сенсорно-моторная (от рождения
до 2 лет), операциональная (от 2 до 7),
стадия конкретных операций (с
7 до 11), стадия формальных операций
(с 12 до 15). Многие психологи
и социологи подчеркивают, что
процесс социализации продолжается
в течение всей жизни человека,
и утверждают, что социализация
взрослых отличается от социализации
детей несколькими моментами.
Социализация взрослых скорее
изменяет внешнее поведение, в
то время как социализация
детей формирует ценностные ориентации.
Социализация взрослых рассчитана
на то, чтобы помочь человеку
приобрести определенные навыки,
социализация в детстве в
большей мере имеет дело с
мотивацией поведения. Психолог
Р.Гарольд предложил теорию, в
которой социализация взрослых
рассматривается не как продолжение
детской социализации, а как процесс,
в котором изживаются психологические
приметы детства: отказ от детских
мифов.
Каковы
же механизмы социализации? Уже
З.Фрейд выделил психологические
механизмы социализации: имитацию,
идентификацию, чувство стыда
и вины. Имитацией называется осознанная
попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Образцами для подражания
могут выступать родители, родственники,
друзья и т.д. Идентификация — способ
осознания принадлежности к той или
иной общности. Через идентификацию дети
принимают поведение родителей, родственников,
друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы,
образцы поведения как свои собственные.
Имитация
и идентификация являются позитивными
механизмами, поскольку они нацелены
на усвоение определенного типа
поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так
как они подавляют или запрещают
некоторые образцы поведения.
З.Фрейд отмечает, что чувства
стыда, и вины тесно связаны
друг с другом и почти неразличимы.
Однако между ними имеются
определенные различия. Стыд
обычно ассоциируется с ощущением, что
вас разоблачили и опозорили. Это чувство
ориентировано на восприятие поступков
индивида другими людьми. Ощущение же
вины связано с внутренними переживаниями,
с самооценкой человеком своих поступков.
Наказание здесь совершается самим собой,
контролирующей формой выступает совесть.
Т.Парсонс
и С.Бейлз применяли понятия,
введенные З.Фрейдом к теории
социального действия и социальных
систем. Они определяют имитацию
как процесс, с помощью которого
усваиваются специфические элементы
культуры, особые знания, умения, обряды
и т.д. По их мнению, имитация
не предполагает никакого длительного
отношения с “моделью”. Идентификация
же для них означает внутреннее
освоение ценностей людьми и
представляет собой процесс социального
наущения. Степень идентификации
определяется характером привязанности
к “другому”. Поскольку наиболее
сильны привязанности в семье,
постольку она считается основной
формой социализации. В социологии
обращено внимание на тот факт,
что ценность семьи как социального
института долгое время недостаточно
учитывалась. Более того, ответственность
за воспитание будущего индивида
пытались в определенной степени
снять с семьи, переложив на
школу, трудовой коллектив, общественные
организации. Принижение роли семьи
принесло большие потери, в основном нравственного
порядка, но которые впоследствии обернулись
крупными издержками в трудовой и общественно-социальной
жизни.
Эстафету социализации личности
принимает школа. По мере взросления
и подготовки к выполнению
гражданского долга совокупность
усваиваемых молодым человеком
знаний усложняется. Однако не
все они приобретают характер
последовательной системы знаний.
Так, в детстве ребенок, подросток
учится понятию о Родине, в
общих чертах начинает формировать
свое представление об обществе,
в котором он живет, о принципах
построения жизни. Но социологов
и поныне волнует вопрос: почему
так различен процесс социализации
личности, почему школа выпускает
в жизнь индивидов, отличающихся
не просто своими взглядами
и представлениями, но и набором
ценностей, которые иногда прямо
противостоят друг другу? Мощным
инструментам социализации
личности выступают средства
массовой информации - печать, радио,
телевидение. Ими осуществляется
интенсивная обработка общественного
мнения, его формирование. При этом
в одинаковой степени возможна
реализация как созидательных,
так и разрушительных задач.
И, наконец, социализация личности
связана с трудовой, общественно-политической
и познавательной деятельностью
человека. Недостаточно просто обладать
знаниями. Необходимо обратить их
в убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно
соединение знаний, убеждений и
практических действий и образует
характерные черты и качества,
свойственные тем или иным
типам личности.
В современных условиях процесс
социализации предъявляет новые
требования к духовному облику,
убеждениям и действиям людей.
Это обусловлено, во-первых, тем,
что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного возрождения
могут быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным
и сознательно участвующим в
претворении их в жизнь. Только
человек, глубоко убежденный в необходимости
намеченных преобразований, может быть
активной, действенной силой исторического
процесса.
Во-вторых,
чрезвычайная сложность процесса
социализации личности требует
постоянного совершенствования
средств его осуществления. Они
нуждаются в обновлении, каждодневном
поиске, конкретизирующем и уточняющем
место и ответственность человека
при решении как общественных,
так и личных проблем.
В-третьих, социализация личности
является неотъемлемой частью
решения всех общественных проблем.
Жизнь убедительно свидетельствует,
что это настолько взаимосвязанный
процесс, что он в многократной
степени может усиливать (или
замедлять) общественный процесс,
если не учитываются объективные
перемены, а также изменения в
сознании и поведении людей.
В-четвертых,
социализация личности предполагает
преодоление негативных явлений
в сознании и поведении людей.
До сих пор социология личности
не смогла ответить на такие
вопросы: почему часть людей,
имеющих одинаковое стартовое
начало, становятся хулиганами, пьяницами,
ворами? Почему часть превращается
в бюрократов, подхалимов, угодников,
карьеристов и т.д.? Почему формируются
антиобщественные типы поведения,
социально опасные для общества,
представленные преступниками, мафией,
рэкетирами?
И, наконец, социализация личности
происходит в условиях взаимодействия
мировой и национальной культур.
И хотя общечеловеческие мотивы
признаны ведущими в структуре
общественного сознания и поведения,
влияние национальных особенностей
оказывается решающим фактором,
который во многом определяет
облик общественных и политических
движений. Феномен национального
в процессе социализации поставил
перед социологией вопрос о
поиске новых резервов его
сочетания с общечеловеческими
ценностями, привел к необходимости
более глубокого понимания социально-психологических
мотивов признания его особого
места в общественной жизни каждого народа,
каждой нации и национальности и каждого
отдельного их представителя.