Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:37, реферат
Герберт Спенсер (Spencer, Herbert) (1820–1903), английский философ и социолог. Родился в Дерби (графство Дербишир) 27 апреля 1820 в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Юниверсити-колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж.Элиот, Дж.Льюисом, Т.Гексли, Дж.С.Миллем и Дж.Тиндалем, в последние годы жизни с Б.Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О.Контом. В 1853 получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.
Введение 3
Теоретические источники социологии Г. спенсера 4
Социология, её предмет и задачи у Г. Спенсера 6
Эволюционное учение Г. Спенсера 8
Основные принципы эволюции 12
Социальная интеграция и социальная дифференциация 15
Общество как социальный организм 17
Социальные институты и их типология 24
Заключение 28
Литература 30
Министерство образования Российской Федерации
Реферат
«Социологический эволюционизм Г. Спенсера»
Выполнил:
Студент группы МВ-316
Данилова А.В.
Проверил:
Романов А.А
2005
Содержание
Герберт Спенсер (Spencer, Herbert) (1820–1903), английский философ и социолог. Родился в Дерби (графство Дербишир) 27 апреля 1820 в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Юниверсити-колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж.Элиот, Дж.Льюисом, Т.Гексли, Дж.С.Миллем и Дж.Тиндалем, в последние годы жизни с Б.Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О.Контом. В 1853 получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.
Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип laissez faire и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход , получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия «сверхорганический» организм, т. е. как специфическую организацию.
2. Теоретические источники социологии Г. спенсера
Один из крупнейших представителей классического этапа в развитии социологии – английский ученый Герберт Спенсер (1820 – 1903). Родился в Дерби, в семье школьного учителя. Из – за слабого здоровья не мог посещать школу и учился в домашних условиях под руководством отца и дяди до 13 лет, а затем самостоятельно. Будущий классик социологии не получил не только школьного, но и университетского образования. В последствии Спенсер очень гордился этим обстоятельством своей жизни, доказывая, что самообразование – не менее, а иногда и более важный, чем обычное школьное и вузовское систематическое образование, фактор получения знаний.
В 17 лет Спенсеру пришлось пойти работать. Четыре года он работал техником на железной дороге, затем там же инженером – надсмотрщиком, параллельно овладевая знаниями в области естествознания и математики. Десятилетняя служба на железной дороге завершилась в 1846 г., когда ее сменила работа журналиста в ставшем впоследствии знаменитом журнале «Экономист» (таковым этот журнал остается и сегодня). Редакторская деятельность Спенсера в журнале, как и вообще вся его служба, завершилась в 1853 г. Получив необходимое для безбедного, хотя и скромного существования наследство после смерти дяди, Спенсер мог теперь заняться по-настоящему любимым делом – писать книги и вести научные исследования. Последующие пятьдесят лет его жизни были посвящены этим занятиям и, сточки зрения биографов, не представляют ничего сверхинтересного. Спенсер был одиноким, замкнутым человеком, почти никуда не выезжал, мучился всю жизнь неврозами и бессонницей.
Став кабинетным ученым, имея достаточные финансовые средства для занятия наукой, не желая занимать академические посты и официальные должности, английский исследователь написал за свою долгую творческую жизнь немало крупных работ, которые принесли ему мировую известность и авторитет классика социологии. Среди них: «Основания социологии» (в трех томах, 1876 – 1896) – главный его социологический труд, «Социальная статика» (1850), «Основные начала» (1862), «Социология как предмет изучения» (1873).
На социологические идеи Спенсера глубокое влияние оказали философские и естественно-научные труды Й. Бентама, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ч. Дарвина. Эволюционно-организмическая концепция английского социолога испытала на себе наиболее полное воздействие закона борьбы за существование и теории биологической эволюции, открытых и сформированных Дарвином. Это обстоятельство нельзя забывать, рассматривая социологические взгляды Спенсера.
3. Социология, её предмет и задачи у Г. Спенсера
Г. Спенсер относился к социологии как к всеобщей науке, включающей в себя и этнографию, и антропологию, и общую теорию социологического развития. В отличие от О. Конта, который связывал новую науку об обществе с прогрессом идей, понятий, знаний о нем, Спенсер считал, что предметом социологии должна стать конкретная объективная реальность самого общества, описываемых социальных явлений и процессов. В «Автобиографии» он следующим образом проводит разграничение между своим и контовским учением: «Какова цель, провозглашенная Контом? Дать всестороннее описание прогресса человеческих концепций. Какова моя цель? Дать всестороннее описание прогресса человеческого мира. Конт предлагает описать необходимую и реальную филиацию идей. Я предлагаю описывать необходимую реальную филиацию вещей. Конт претендует на то, что объяснит генезис наших знаний о природе. Моя цель – объяснить … генезис явлений, составляющих природу. Одно субъективно, другое объективно».
Подчеркивая объективный характер развиваемой им науки, он исходит из органической связи естествознания и социального значения, из продолжения первого вторым. Спенсера с Контом роднит стремление трансформировать, перенести законы естественной науки в сферу анализа общественных явлений и процессов. Социология становится подлинной, настоящей наукой лишь тогда, полагает Спенсер, когда она следует идее природного, эволюционного закона. Ведущей естественной наукой во второй половине ХIX в. английский социолог считал биологию.
Поэтому вполне логичным и понятным становится его отношение к социологии как к науке, продолжающей разработку биологических законов на материалах общественного развития и превращающей их таким образом в законы социологические. В работе «Социология как предмет изучения» Спенсер пишет, что «биология открывает известные общие черты в развитии, строении и отправлениях, черты, из которых одни встречаются по всех организмах, другие – в известных больших группах, третьи – в известных подгруппах, заключающихся в этих группах, точно также и социология должна узнать законы общественного развития, строения и отправлений и те их черты, из которых одни – законы всеобщие, другие – общие для групп и третьи – законы частные».
Поскольку Спенсер считал, что главным для социологии является вопрос о том, что такое общество, он стремился дать на него ответ в первую очередь. Социолог отвергал попытку определить общество как собирательное имя для обозначения определенного количества индивидов. По его мнению, это особое бытие, которое, хотя и слагается из отдельных единиц, но не равно их сумме. Главное здесь – постоянство отношений между частями общества.
Для того чтобы дать собственное представление о нем, Спенсер постоянно прибегает к сравнению общества, которое он называет «общественным агрегатом», то с «классом агрегатов органических», то с «классом агрегатов неорганических». В качестве первого он часто использует пример дома и его составных частей – кирпичей, камней, кусков дерева и др., в качестве второго – любого живого существа, рассмотрению составной части которого он постоянно уделяет большое внимание.
4. Эволюционное учение Г. Спенсера
Социологическая теория Спенсера базируется на принципе понимания общества как организма. Вторым основным конституирующим принципом учения английского социолога был эволюционизм. Оба принципа оказались тесно связанными с эволюционной теорией происхождения человека Ч. Дарвина. У Спенсера идея всеобщей эволюции стала центральным пунктом всей его социологии.
Английский социолог рассматривает три вида эволюции – неорганический, органический, надорганический, соответствующее неорганической, органической природе и человеческому обществу. На ряду с общими законами эволюции, действующими во всех этих сферах, существуют законы, характерные для каждого из них. Причем, как указывает Спенсер, эволюционные законы высших сфер бытия не могут бать сведены к законам низших сфер, поскольку в первых существуют явления и процессы, которые отсутствуют в последних.
Эволюция рассматривается как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Человек превращается в социальное существо, становится им в процессе длительной эволюции первобытных сообществ в социальной системе. Спенсер пишет о естественной эволюции трудовых навыков, интеллекта, социальных чувств, сердцевиной которой оказывается социализация человека. Социология должна рассматривать, по мнению английского ученого, действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных факторов, процессов, массовых типичных явлений. В этом плане единичное, случайное, индивидуальное социологическая наука должна отвергать.
Говоря об основных видах эволюции – однолинейном либо многолинейном, Спенсер считает, что на начальной ступени человеческого прогресса проявляется больше первый, чем второй. В соответствии с его концепцией процесс социальной эволюции жестоко предопределен, а ее этапы с «железной» необходимостью следуют друг за другом – точно также как осуществляется переход в жизни человека от детства к юности, от неё – к зрелому состоянию, от последнего – к старости. Социальный организм, по мнению английского мыслителя, претерпевает такие же эволюционные изменения, как индивидуальный организм, и они в значительной мере зависят от окружающих условий, с которыми у него происходит взаимодействие.
Однако, считая, эволюционное развитие общества в рамках его определенных этапов в значительной степени зависит от окружающих природных и социологических условий, Спенсер обращал внимание на последующую многолинейность социального процесса, поскольку возникающие социальные типы «не образуют единого ряда, а классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам».
Социолог уделял большое внимание анализу как эволюции в целом, так и социальной эволюции. Первую он характеризует как интеграцию материй, ее переход из одного состояния (бессвязной однородности) в другое (связную однородность), а по существу – из неорганической природы в общество через органическую, живую природу. Что касается социальной эволюции, то она «вписывается» в представления Спенсера об общественном прогрессе. Выше уже говорилось о его критерии – рост свободы, которая своего наивысшего развития достигает в индустриальном обществе, поскольку именно в нем не личность подчиняется обществу, а, наоборот, общество служит (или, по крайней мере, должно служить) индивидам, удовлетворению их потребностей.
Со временем Спенсер и (чуть раньше) еще одного британского мыслителя – Дж. Ст. Милля английская социология становится четко ориентированной на последовательное проведение принципа индивидуализма. Он был заложен в концепцию Спенсера при рассмотрении основных типов общества – военного и промышленного – и процесса эволюции от первого ко второму. По существу сама эволюция типов общества характеризовалась как переход от одного его типа, базировавшегося на принудительном объединении «сверх» (военное общество), ко второму типу, основному на добровольном объединении «снизу» (индустриального общества).
Этот процесс социальной эволюции Спенсер считал естественным, объективным, не зависящим от желаний и интересов людей. Хотят они того или нет, но социальная эволюция осуществляется и будет осуществляется дальше. В чем она проявляется конкретно? Здесь возникает вопрос о характере «измерения» социальных фактов его точности, более того, вообще о том, что такое социальный факт. Это одно из центральных понятий социологии Спенсер связывает с явлениями, определяющими процесс социальной эволюции. К их числу он относил изменения политического строя, характер политической организации общества и др. социальный характер не поддается изменению с помощью приборов, что показывает сложность их изучения, которую ученый хорошо видел. Но в этом же состоит специфика социального познания, представляемая им лишь в самых общих чертах.
Рассмотрение эволюционной теории Спенсера было бы не полным без упоминания о факторах эволюции, детально разбирающихся английским социологом. Самые многообразные факторы эволюции он подразделял на первичные и вторичные (производные), затем в каждой из этих групп он выделял внешние и внутренние. К первичным внутренним факторам он относил физические и психологические свойства человека на самых ранних этапах его появления и развития. Поскольку на этих этапах человек представлялся существом неразвитым (или малоразвитым), понятно, что данные свойства описывались чаще всего со знаком «минус»: слабая способность к мыслительной деятельности, неумение длительно сотрудничать с подобными себе людьми, хищнический характер бытия и т.д. в качестве первичных внешних факторов рассматривались климатические, ландшафтные, почвенные, иные географические и природные особенности, характеризовавшие жизнь первобытного человека.
Информация о работе Социологический эволюционизм Г. Спенсера