Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:54, курсовая работа
Превращение отечественной социологии в одно из ведущих направлений современной научной мысли и деятельности обуславливает резкое возрастание требований к социологическому образованию и профессиональной подготовке социологов. Проблема заключается в том, что многие научные каноны в освоении методов остаются для обучающихся чистой теорией.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Социологический исследовательский проект. 3
2. Опрос. 4
2.1. Социологическая анкета как инструмент сбора информации. 6
2.1.1.Композиция анкеты. 7
2.2. Интервью. 10
2.2.1.Факторы смещения или искажения информации при интервьюировании. 11
3.Основные преимущества анкетирования и интервьюирования. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
СОДЕРЖАНИЕ
Превращение отечественной социологии в одно из ведущих направлений современной научной мысли и деятельности обуславливает резкое возрастание требований к социологическому образованию и профессиональной подготовке социологов. Проблема заключается в том, что многие научные каноны в освоении методов остаются для обучающихся чистой теорией. Задача заключается в том, чтобы унифицировать многообразный развивающийся аппарат современной социологии и дать возможность социологам и широкой научной общественности ознакомится с методикой прикладной социологии. Усиление практической стороны обучения в отработке профессиональных приемов, навыков и умений социологического исследования ориентирует на необходимость сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образов процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями технологии в рамках логической структуры реализации социологического исследовательского проекта.
Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.
Социологический исследовательский проект – это система научно – исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.
Но так как темой нашей работы является анкетирование и интервью, мы не станем описывать все этапы изучения социальных явлений, а сразу перейдем к методам сбора данных, в т.ч. к проведению опроса
При разработке метода сбора социологических данных происходит перевод теоретического уровня исследовательской проблемы на уровень эмпирического описания и анализа. Это обеспечивает основу для проверки рабочих гипотез и получения нового теоретического знания.
Одним из таких методов сбора социологических данных является опрос.
Опрос представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологических данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение людей.
Приоритетность опроса:
Варианты опроса (по формам контакта):
Основные элементы опроса:
Основные фазы опроса:
Вопросы различаются:
Разновидности опроса:
Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию нкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.
Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.
Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью.
В вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты.
Следует также проанализировать вводную часть:
Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например типа: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.
4. Не забыли ли в сделать указание на анонимность опроса?
Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.
5. Есть ли
указание на то, что делать
опрашиваемым с полностью
6. Не забили
ли вы поблагодарить
7. Удалось ли
с помощью вводной части
Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.
Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Ходил в кино», «Был на вечеринке» и т.д.
Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например тот же самый вопрос можно «сделать» закрытым: «Как вы провели свой выходной день?» Ответы: «Положительно», «Отрицательно». В этом случае опрашиваемый отмечает то вариант ответа, который наиболее отвечает его установка.
Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы.
Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.
В социально
– демографической части
Интервью –
это метод получения информации
по определенной теме путем непосредственного
целенаправленного диалога
1.1. различия в возрасте.
1.2. различия пола.
1.3.различия национальной принадлежности и профессии.
1.4. негативное влияние фигуры, одежды, прически.
1.5.различия образовательного уровня.
1.6.различия в мировоззренческих взглядах и установках интервьюера и опрашиваемого.
2.1. демонстрация собственной точки зрения.
2.2. реакция на
ответы и поведение
2.3.демонстраци
чувства превосходства над
анкетирование |
интервьюирование |
1. анкетный опрос
дает массовую |
1. интервью
позволяет осуществлять |
2. на респондента не оказывают «возмущающего» влияния личность интервьюера, его собственные установки и взгляды. |
2. в интервью
может быть создана более |
3. отсутствие
интервьюера формирует у |
3. общение интервьюера
с опрашиваемым обеспечивает
более серьезное отношение |
4. при заполнении
анкет респондент подбирает |
4. Личный контакт
интервьюера с опрашиваемым |
5. анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией. |
5. интервью может вестись как по заранее разработанным вопросам, так и свободно. |
6. с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок. |
6. при использовании
интервью существует уверенност |
В отличие от анкетера, роль интервьюера (реестр навыков и умений) за время короткого инструктажа освоить невозможно. Требуется подбор соответствующих людей и обучение особенностям интервью.
Информация о работе Социологический исследовательский проект