Социологическая анкета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 22:39, реферат

Краткое описание

Социоло́гия (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Файлы: 1 файл

Реферат Бадмажаповой Арья.docx

— 24.23 Кб (Скачать)

Реферат

«Социологическая анкета»

 

                                                                                                                         

 

Введение.

Социоло́гия (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и развития его структур (структурных элементов: социальных общностей, институтов, организаций и групп); закономерности социальных действий и массового поведения людей, а также отношения между личностью и обществом.

Социология в нашей жизни играет большую роль. Этот термин у всех «на слуху», им пользуются все чаще и чаще, Телевидение, радио, СМИ  сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни и т. д.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

1.Методы социологии

 

 В социологии, как и в любой другой науке, имеются такие основные компоненты, как знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности — ученые и научные коллективы, а только средства и результаты их деятельности). Первый компонент включает в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент — это и отдельные методы, и собственно социологические исследования. Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные  для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный  метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;

наблюдение;

анализ документов;

контент-анализ;

эксперимент;

социологический тест;

социометрический опрос (социометрия).

Классификация методов в социологии

По масштабу применения:

Общенаучные (например, математические методы)

Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания:

Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)

Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования:

Методы сбора

Методы обработки

Методы анализа

2.Выборка параметров социологического исследования

В социологии известны три основных вида получения информации: всеобщее, локальное и выборочное исследование. Последнее применяют чаще всего, поскольку сделать его проще, требуется меньше времени и других ресурсов. Здесь очень важно организовать правильную выборку, поскольку от этого будет зависеть точность и объективность полученной информации. Выборка в социологическом исследовании проводится таким образом, чтобы она отражала тенденции, свойственные всей генеральной совокупности (населению города, страны, сотрудникам предприятия и т.д.). Так, нужная информация, полученная при социологическом опросе 300–500 человек, может быть экстраполирована на все население города или на всех сотрудников предприятия, что позволит иначе взглянуть на изучаемые социальные и экономические процессы в конкретном регионе или обществе в целом.

Выборка в социологическом исследовании строится по определенной схеме, которая должна подготовить ее репрезентативность, т.е. научную состоятельность, полноту и правдивость данных, полученных в ходе опроса, и возможность экстраполяции их на генеральную совокупность людей. Проблемы обеспечения репрезентативности достаточно сложны и рассматриваются статистикой. Сложность заключается в том, чтобы выборка в социологическом исследовании обеспечивала не только количественную репрезентацию генеральной совокупности (т.е. людей в выборке должно быть столько, чтобы данные, полученные при их опросе, можно было распространить на общество в целом), но и качественную репрезентацию (т.е. в ней должны быть представлены все существующие группы, мнение которых важно для данного исследования). Таким образом, понятие «выборка» в социологии рассматривается в двух аспектах. Во-первых, это подлежащая исследованию часть генеральной совокупности, во-вторых, это часть совокупности, при формировании которой должно соблюдаться условие ее репрезентативности.

Выделяют различные типы выборок. Это может быть стихийная выборка, когда в группу отбирают людей по принципу добровольности и доступности. Чаще всего такой опрос происходит с помощью почтовых отправлений и публикаций в средствах массовой информации. Это самый экономичный тип выборки, но и самый ненадежный, ведь он менее всего отвечает условию репрезентативности. Наиболее часто используемый тип – случайная выборка. В данном случае обеспечивается возможность участия в опросе любому члену общества. Случайная выборка составляется с использованием таблиц случайных чисел, лотерейного или механического отбора. Наконец, существует стратифицированный или квотный отбор. Он создается многоступенчато. Сначала формируется генеральная выборка с учетом всех необходимых в исследовании параметров. Затем происходит отбор в выборочную совокупность с учетом этих параметров. Выборка в социологическом исследовании подразделяется еще и на простую одноступенчатую, на серийную, когда в качестве единицы отбора берут семью, социальную или профессиональную группу и т.д., а также на многоступенчатую, когда отбор респондентов происходит в несколько этапов, например, отрасль промышленности – предприятие – цех – бригада и т.д.

Правильно организованная выборка, с учетом всех параметров репрезентативности, играет огромную роль в социологическом исследовании. Ведь на основе полученных эмпирических данных при опросе всего 10% респондентов можно понять суть сложных процессов, происходящих в обществе в целом.

3.Анкетирование

 

Анкетный опрос (анкетирование) - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

·         когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время;

·        респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Метод анкетного опроса представляет собой универсальным методом, так как позволяет решить следующие задачи. Во-первых, он предоставляет возможность получить обширную информацию об изучаемых социологами объектах самого различного рода и качества. Во-вторых, анкетирование позволяет мысленно моделировать многие из нужных исследователю ситуаций, апеллируя к внутренним механизмам человека, его опыту. В-третьих, он дает возможность проникнуть во внутренний мир людей и узнать об их мотивах, оценках, стремлениях, планах и т.д. В-четвертых, анкетный опрос достаточно экономичен в сравнении с другими методами исследовании. В-пятых, результаты анкетного опроса поддаются различным видам математической обработки, что при современных компьютерных программах дает исследователям широкие возможности. Таким образом, анкетный опрос обладает высокими познавательными возможностями.

Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Можно дать следующее определение анкетному опросу:

 Анкетный опрос –  это метод сбора первичной  информации в социологическом  исследовании, предусматривающий:

письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов,  регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Этапы опроса могут быть описаны следующим образом:

1. Концептуализация –  определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий  и нахождение их операциональных  соответствий в данном опросе (операционализация).

2. Схематизация – установление  процедур, которые должны быть  применены во время опроса, и  принятие решения о характере  требуемой выборки.

3. Подготовка инструментария  – составление анкеты или бланка  интервью, определение числа и  порядка вопросов, подготовка необходимых  наглядных пособий или любых  других подсобных средств.

4. Планирование – рассмотрение  финансовых, административных, материально-технических  и кадровых проблем, связанных  с проведением опроса.

5. Построение выборки  – отбор предполагаемых респондентов  в соответствии с тем из  методов, который лучше других  подходит для целей и средств  данного исследования.

6. Инструктаж – подготовка  интервьюеров, кодировщиков и другого  обслуживающего опрос персонала  к работе с респондентами и  к обработке данных; снабжение  персонала необходимыми материальными  средствами.

7. Предварительное тестирование (pretesting) – опробование выбранного  инструментария на выборке малых  размеров с целью проверки  правильности понимания респондентами  инструкций и вопросов, а также  проверки соответствия их ответов  ожидаемому типу ответов.

8. Опрос – почтовый, телефонный  или очный опрос участников  выборки с применением пилотажного  инструментария.

9. Наблюдение за ходом  опроса (мониторинг) – проверка корректности  применения методики опрашивающими, а также контроль за тем, чтобы  опрашивались строго только участники  выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов  от опроса; прослушивание телефонных  интервью).

10. Контрольная проверка  – проверка (посредством дополнительных  контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались  реально охвачены опросом и  всели из них возвратили анкеты.

11. Кодирование – преобразование  собранных данных в числовую  форму.

12. Обработка – подготовка  данных для анализа.

13. Анализ – переработка  данных с помощью статистических  и других средств с целью  получения содержательных выводов.

14. Составление отчета  – изложение результатов анализа  в форме исследовательского отчета.

Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета. Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Это документ, в котором собраны вопросы, адресованные определённому множеству людей: она предполагает, что каждый человек, входящий в эту совокупность, даст на них ответы. Поэтому анкетой нельзя называть любую совокупность вопросов. Анкета размножается на машинке, принтере или отпечатывается любым типографским способом.  Любая анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей.

Введение или вводная часть представляет собой непосредственное обращение к респонденту. Во вводной части, как правило, указывается следующее:

·       цели и задачи исследования и его значение

·       указание на анонимность опроса ( гарантии на анонимность условны, так как по анкетному листу возможна идентификация человека)

·       сообщается о том, как будут использованы результаты.

Введение призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача введения — убедить респондента принять участие в опросе.

Реквизитная часть. В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифицируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

Информативная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить конкретные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы о выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой», содержащую  необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании т. д. Обычно в «паспортичку» включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

Заключительная часть анкеты содержит благодарность отвечающему за участие в исследовании. (в ряде случаев это делается во вводной части).

Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В основном вопросы в анкете делятся на несколько типов: закрытые — открытые, полузакрытые, но существуют ее и всевозможные вопросы, предназначенные для выяснения степени искренности ответов респондентов, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса, позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку и т.д.  Ниже я приведу таблицу 1, на примере которой  постараюсь более точно показать типологию используемых  в опросном листе вопросов.

Информация о работе Социологическая анкета