Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 21:46, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей социокультурного направления в деятельности специалиста по социальной работе с молодёжью.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности молодежи как объекта социальной работы;
2. Рассмотреть социокультурную деятельность и её место в системе социальной работы;
3. Выделить особенности организации социокультурной деятельности с разными категориями молодёжи.
Введение
1. Молодёжь, как объект социальной работы 5
2. Социокультурная деятельность и ее место в системе социальной работы 22
3. Особенности организации социокультурной деятельности с молодёжью 27
Заключение
Список литературы
Социально-культурные центры – это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. Основные сущностные черты такого центра, заключаются в его широком социальном назначении, которое (прежде всего) состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды.28.
Культурные центры создаются
на основе добровольного объединения
государственных, общественных, частных,
кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта,
народного образования, сферы информации,
рекламы, обслуживания и т.д. и имеют статус
юридического лица. Их открытие осуществляется
по территориально-
Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающих использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.
Структура культурного центра основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой – развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.
Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках социально-культурного центра структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.
Рассмотрим следующую классификацию социально-культурных центров, участвующих в реализации социального заказа:
1. По основному профилю деятельности – полу функциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические;
2. По социальной ориентации: дошкольные; детские; подростковые; молодежные и т.д.
Конечно, на практике деятельность центров досуга не выделяется в обособленное направление, а представляет собой органичную составную часть единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и внешними связями. Очень ощутима многовариантность в содержании и направленности социальных заказов, обусловленная региональными, экономическими и социально-демографическими особенностями. Это привело к возникновению многочисленных разновидностей современного культурного центра открытого типа. К наиболее характерным из них относятся:
Исходя из этого, становится ясно, что каждый культурный центр - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной оздоровительной) деятельности как различных групп, так и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом виде культурно-досугового центра: любительском объединении, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т.д.29
В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих целей:
Для достижения указанных целей центры досуга выполняют следующие функции:
Рассмотрим содержание деятельности центров досуга. Она включает следующие виды занятий:
Наряду с основными функциональными элементами в деятельности центра присутствуют обеспечивающие подразделения:
Важной отличительной особенностью центра досуга как учреждения культуры нового типа является не только комплексность предлагаемых услуг, но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем основным показателям деятельности другие учреждения общественного обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговой деятельности сделает центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических средств, с которыми население столкнется лишь здесь.
Таким образом, задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что проблема изучения социо-культурного направления в деятельности специалиста по социальной работе с молодёжью является актуальной в настоящее время. Практически все проблемы общества - на национальном и глобальном уровнях – коренятся в развитии молодого поколения, связаны с решением его вопросов. Ныне молодежь рассматривается в качестве стратегического ресурса.
Проведенный анализ литературы позволяет определить молодежь как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни. Как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодежь имеет свою специфику, требующую пристального анализа, разработки специальных концепций и теорий среднего уровня.
На основании анализа работ отечественных и зарубежных авторов, под социальной ответственностью мы будем понимать интегративное качество личности, выступающее показателем её социальной зрелости и определяющее поведение на основе осознания социальных норм и ценностей, принятия, способности оценивать последствия и результаты собственных действий.
Сегодня социальная поддержка молодежи, осуществляемая в рамках государственной молодежной политики, претерпевает существенные изменения. В зависимости от признания проблем молодежи определяются границы и задачи государственного регулирования социальных процессов, насколько дифференциация по возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствует сложившимся в обществе ценностям и нормам, различается и понимание содержания и направлений поддержки молодежи.
Развитие системы социальных служб для молодежи в России признано приоритетным направлением государственной молодежной политики. Социальная работа с молодёжью ведется на государственном, негосударственном уровнях через специальные учреждения для молодёжи, различные ассоциации, союзы и другие объединения подростков и молодёжи. На федеральном и региональном уровнях сложилась система государственной помощи молодежи в кризисных для нее ситуациях.
Молодость – это период проб и ошибок, примеривания социальных ролей, период выбора. Игнорирование в ходе экономических реформ, состояния в котором находится молодежное сознание, и сформировавшихся в нем устойчивых тенденций способно приостановить и даже полностью заблокировать продвижение по пути преобразований и превратить их в нечто отличное от первоначального замысла.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Список литературы
1. Ариарский М. Л. Прикладная культурология. Монография. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Санкт-Петербург, 2001. – 533с.
2. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. - М.: Социум, 2000. - 482с.
3. Жарков А. Д. Технология
культурно-досуговой
4. Зборовский Э. И. Панорама демографических тенденций в социальной статистике и технологии решения социальных проблем / Э. И. Зборовский // Общество, экономика, право: сб. науч. тр. Минск, 2003. – 161с.
5. Ильинский И.М. Молодёжь и молодёжная политика. Философия. История. Теория. – М.: Астрель, 2004. – 332с.
6. Киселева Т. Т. Основы социокультурной деятельности Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
7. Колков В.В., Колков С.В., Шахина Н.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью: Учебное пособие. – М.: Социально-технический институт, 2000. – 560с.
8. Леонтьев Д.А. Внутренний
мир личности. / Психология личности
в трудах отечественных