Социокультурное направление в деятельности специалиста по социальной работе с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей социокультурного направления в деятельности специалиста по социальной работе с молодёжью.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности молодежи как объекта социальной работы;
2. Рассмотреть социокультурную деятельность и её место в системе социальной работы;
3. Выделить особенности организации социокультурной деятельности с разными категориями молодёжи.

Оглавление

Введение
1. Молодёжь, как объект социальной работы 5
2. Социокультурная деятельность и ее место в системе социальной работы 22
3. Особенности организации социокультурной деятельности с молодёжью 27
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа последняя версия.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Государственная молодежная политика с учетом социально-экономического развития страны реализуется по следующим приоритетным направлениям: 

-вовлечение молодежи  в социальную практику и ее  информирование о потенциальных  возможностях развития; 

-развитие созидательной  активности молодежи; 

-интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества; 

-создание условий для  более полного включения молодежи  в социально-экономическую, политическую  и культурную жизнь государства  и общества; 

-создание условий, направленных  на физическое и духовное развитие молодежи; 

-воспитание молодых граждан  в духе патриотизма, уважения  общепризнанных принципов и норм  международного права; 

-расширение возможностей  молодых граждан в выборе жизненного  пути, достижении личного успеха; 

-профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде; 

-поддержка и развитие  молодежных общественных объединений; 

-поддержка и развитие  молодежных совещательных органов; 

-развитие международного  молодежного сотрудничества.19

Механизмы реализации государственной молодежной политики:

-создание системы молодежных  проектов, соответствующих приоритетным  направлениям государственной молодежной  политики, предоставляющих возможности  для равного участия в них  всех молодых людей, независимо  от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса;

-разработка и реализация  федеральных, региональных и муниципальных  программ для молодежи; 

-привлечение на конкурсной  основе в качестве исполнителей  по реализации основных приоритетных  направлений государственной молодежной политики молодежных общественных объединений; 

-привлечение субъектов  Российской Федерации для участия  в реализации проектов и программ  по основным направлениям государственной  молодежной политики; 

-предоставление на конкурсной  основе субсидий для финансирования проектов и программ государственных и негосударственных организаций и субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления субсидий определяется законодательством Российской Федерации;

-привлечение внебюджетных  средств и других материальных ресурсов для реализации государственной молодежной политики. 20

Рассмотрим систему действующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы государственной молодежной политики на федеральном уровне (приложение №1)

 

 

 

 

2. Социокультурная деятельность и ее место в системе социальной работы.

В целом, понятие социально-культурной деятельности (далее СКД) достаточно широкое. Сложно провести грань между социальной и культурной деятельностью человека. Скорее наблюдается определенная взаимосвязь, так как любая культурная деятельность имеет социальную направленность, так и наоборот. Социально-культурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры, можно сказать, что такой деятельностью занимаются представители фактически всех профессий21.

Социально-культурная, или социально-досуговая, деятельность, выделялась из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты.

Прежде всего, это деятельность, которая:

  • осуществляется в свободное (досуговое) время;
  • отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой, как одного человека, так и различных социальных групп;
  • обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
  • характеризуется  многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
  • отличается глубокой личностной направленностью;
  • носит гуманистический, культорологический и развивающий характер22

Выделяют следующие подсистемы СКД:23

• СМИ: телевидение, радио, Интернет, печатные СМИ;

• профессиональное культурное творчество: шоу-бизнес, кинематограф, сценическое искусство, дизайн, художественная литература и т. д.;

• сектор спортивно-оздоровительных мероприятий и мероприятий, направленных на ведение здорового образа жизни;

• культурно-просветительская работа. На современном этапе – идеологическое воспитание;

• самодеятельное художественное творчество;

• народные промыслы и ремесла, народная культура (сохранение традиций, обычаев, обрядов);

• книгоиздание и библиотечное дело, а также культурное творчество, связанное с созданием и распространением печатной продукции;

• музейное дело, деятельность, связанная с сохранением и реставрацией памятников культуры;

• научные исследования культуры;

• международные культурные обмены;

• реабилитационная деятельность средствами искусства.

Таким образом, социально-культурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры, можно сказать, что такой деятельностью занимаются представители фактически всех профессий. Основной целью данного вида деятельности в социальной работе является создание условий для социализации личности, социального воспитания, образования и развития.

В целом каждый человек на протяжении всей своей жизни оказывается погруженным во множество конкретных видов деятельности, которые различаются своим предметным содержанием, обусловлены совокупностью потребностей, мотивов, задач и принципов. Ученые Московской школы прикладной культурологии А. Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов выделили следующие принципы СКД:

• принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

• принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

• принцип гуманизации содержания и всего воспитательного процесса, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям и установкам личности;

• принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

• дополнения и расширения духовных ценностей, освоенных личностью в различных сферах жизнедеятельности;

• принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства, поведение личности;

• принцип эстетизации свободного времени24.

Исходя из отмеченных принципов, можно выделить основные функции СКД: адаптационная, развивающая, образовательная, рекреационно-оздоровительная, коммуникативная, реабилитационная.

Среди функций СКД в социальной работе можно выделить следующие: нейтрализация психологических нагрузок; восстановление работоспособности; социализация; раскрытие творческих способностей; формирование здорового образа жизни.

Обустройством и организацией досуга занимаются следующие учреждения СКД:

• учреждения искусства: театры, филармонии, цирки, кино- и видеостудии, художественные мастерские, кружки, студии и т. д.;

• художественно-образовательные учреждения – музыкальные, художественные, хореографические школы, школы с художественным уклоном, среднеспециальные учреждения культуры, вузы культуры и искусств;

• научно-просветительские учреждения: библиотеки, музеи, выставки, историко-мемо-риальные комплексы, лектории, планетарии, дендрарии, ботанические сады, зоопарки и т. д.;

• ведомственные культурно-просветительские учреждения: дома офицеров, ветеранов, медицинского просвещения, творческих работников (писателей, актеров, дизайнеров, художников и т. д.), солдатские и другие клубы и т. д.;

• культурно-досуговые учреждения: клубы, дома и дворцы культуры, кинотеатры, парки культуры, центры национальных культур, дома ремесел, дома и центры народного творчества, центры молодежного досуга, игротеки, дома торжеств, концертные учреждения;

• санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения: санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, лагеря и базы отдыха, стадионы, спортивные залы, пляжи, сауны, бассейны и т. д.;

• учреждения развлекательно-коммерческого досуга: клубы, дискотеки, рестораны, кафе, бильярдные и иные центры игрового досуга.25

Качественно новым моментом на современном этапе в содержании социально-культурной деятельности стало ее сближение с социальной работой. Все больше работники СКД участвуют в реабилитации, игротерапии, музыко- и сказкотерапии. Они работают не только во дворцах культуры и внешкольных учреждениях, но и реабилитационных центрах. Другими словами, специалист социокультурной деятельности занимается оказанием социальной поддержки и помощи различным слоям населения. В настоящее время система социальной защиты предусматривает возможность поддержки не только биологических, но и духовных потребностей человека.

Приоритетными направлениями в социальной работе на современном этапе являются: социальная политика, ориентированная на реальную социо-медико-психологическую защиту человека; социальная защита семьи; социальная защита лиц с ограниченными возможностями, под которыми подразумеваются не только инвалиды, но и люди, имеющие «социальную недостаточность», т. е. безработные, сироты, бывшие осужденные, переселенцы, пенсионеры, лица с депрессивными состояниями.

Таким образом, одной из ключевых задач в деятельности специалиста по социальной работе является оказание помощи различным слоям населения в усвоении культурного опыта предшествующих поколений, способствование социализации личности, формирование социально адекватного поведения и подготовка к самостоятельному благополучному функционированию в обществе.

 

 

Глава 3. Особенности организации социокультурной деятельности с молодёжью.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.26

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Молодежный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. Есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

К организации и проведению досуга молодежи, необходимо подходить как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость.27

Для организации социокультурной деятельности с молодёжью существуют специальные социально-культурные центры.

Информация о работе Социокультурное направление в деятельности специалиста по социальной работе с молодежью