Социокультурное направление в деятельности специалиста по социальной работе с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей социокультурного направления в деятельности специалиста по социальной работе с молодёжью.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности молодежи как объекта социальной работы;
2. Рассмотреть социокультурную деятельность и её место в системе социальной работы;
3. Выделить особенности организации социокультурной деятельности с разными категориями молодёжи.

Оглавление

Введение
1. Молодёжь, как объект социальной работы 5
2. Социокультурная деятельность и ее место в системе социальной работы 22
3. Особенности организации социокультурной деятельности с молодёжью 27
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа последняя версия.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

1.

Молодёжь, как объект социальной работы

5

2.

Социокультурная деятельность и ее место в системе социальной работы

22

3.

Особенности организации социокультурной деятельности с молодёжью

27

 

Заключение

опро

 

Список литературы

оао


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предназначение молодежи в современном мире заключается в том, что она является активным субъектом социального воспроизводства, основным инновационным потенциалом общества и существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития.

К исследованию проблем молодого поколения обратились психологи и педагоги И. Армянов, А. Залкинд, В. Игнатьев, В.Мясищев, Н. Рыбников, М. Рубинштейн, В. Смирнов. Изучению интересов и ценностей молодежи, особенностей ее общественного сознания и образа жизни, положения в обществе посвящены работы С.В. Алещенка, Ю.А. Зубок, В.Т. Лисовского, А.С. Сагдарова, В.И. Чупрова и других авторов. Исследования авторов Н.Ф. Басова, М.В. Фирсова, А.Д. Жаркова, В.А. Ковшарова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, имеют большое значение для совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Социо-культурное направление в деятельности специалиста по социальной работе с молодежью – это одно из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий подрастающего поколения. Этот специфический вид социальной работы влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.

Указанными обстоятельствами объясняется актуальность курсовой работы.

Объектом исследования является социальная работа с молодежью.

Предмет исследования: социо-культурное направление в деятельности специалиста по социальной работе с молодёжью.

Цель исследования: изучение особенностей социо-культурного направления в деятельности специалиста по социальной работе с молодёжью.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности молодежи как объекта социальной работы;

2. Рассмотреть социокультурную деятельность и её место в системе социальной работы;

3. Выделить особенности организации социокультурной деятельности с разными категориями молодёжи.

При проведении исследования использовались общенаучные методы познания общественных явлений (обобщение, анализ, синтез, сравнение, индуктивный и дедуктивный методы), а также диалектический, системный, междисциплинарный и комплексный подходы.

 

1. Молодёжь, как объект социальной работы.

Слово «молодежь» достаточно часто используется сегодня в разговорной речи для обозначения определенной группы людей. Употребляя его, чаще всего ориентируются на возрастной критерий, не всегда задумываясь о том, что понятие «молодежь» включает в себя не только хронологические и биологические, но и социально-психологические характеристики. Молодёжь, как определённая социально-демографическая группа уже достаточно давно является предметом изучения философов, социологов, психологов и педагогов.

Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизнедеятельности с необходимостью предполагает, прежде всего, конкретизацию самого понятия « молодежь». Одно из первых определений этого понятия в отечественной социологии дано В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции, в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет1» 

В.И. Добрынина, раскрывая понятие «молодежь», учитывает психофизиологические, экономические и социальные критерии. По ее мнению, молодежь находится в стадии формирования организма и психики, то есть, это физически и духовно не окрепшая возрастная группа. Молодежь только вступает в жизнь, становится, но еще не стала материально независимой, самостоятельной группой. Для нее характерна незаконченность процесса социальной адаптации, несформированность системы ценностных ориентаций. В связи со всем этим молодежь выступает как наиболее динамичная часть общества.2

Границы молодежного возраста подвижны. В нашей работе мы будем придерживаться возрастных границ молодежи, определенных действующим Законом о государственной статистике, т. е. 18-30 лет. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе. 3

Молодость - это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения. Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна. Особенностями социального положения молодежи являются: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни, благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.4

Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры. Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоуверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки); относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.5

Специалисты выделяют следующие характеристики молодежи, определяющие ее роль в обществе: большая потенциальная общественная энергия; способность видеть и остро воспринимать все негативные черты общества на каждом этапе его развития; потребность в переменах и уверенность в своих возможностях произвести их; максимализм и несклонность к компромиссам; отсутствие жизненного опыта; потребность в сильном лидере; неумение адекватно и объективно оценивать себя и других. Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими ценностями и идеалами6.

Анализ литературы позволяет определить молодежь как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни. Как относительно самостоятельная социально-демографическая группа молодежь имеет свою специфику, требующую пристального анализа, разработки специальных концепций и теорий среднего уровня.

Молодежь как специфическая социальная группа имеет ряд специфических проблем.

Так, В.Т. Лисовский выделяет две группы молодежных проблем. К первой он относит: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных групп; изучение запросов, потребностей и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе; анализ социальных аспектов деятельности и движений молодежи. Во вторую группу В.Т. Лисовский включает проблемы образования, семьи, брака, особенности и эффективность различных форм, средств и методов воспитания, развитие социальной и политической активности молодежи, ее место и роль в структурах власти и др.7

Молодежные проблемы, ставшие предметом научного анализа, принято подразделять на две большие группы:

1. Специфически молодежные  социальные проблемы: определение  сущности молодежи как общественной  группы, ее роли и места в  воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.

2. Проблемы, которые являются  общесоциологическими и в то  же время либо преимущественно  касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т.д.).8

Проблемы современной молодёжи:

1) Демографические проблемы.

Общая численность молодого поколения к настоящему времени составляет более 38 млн. человек, или 26,8 % от всего населения страны.

Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.9

1)Проблема здоровья.

Возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.

Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия – некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.

3)Безработица.

Существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие молодые люди вынуждены работать не по специальности.

Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних  лет остается высокой.

4)Трудности в адаптации  к современным социально-экономическим  условиям (профессиональным и социальным  самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т.д.)

Информация о работе Социокультурное направление в деятельности специалиста по социальной работе с молодежью