Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:17, реферат
Каждая личность, будучи включенной во множество социальных связей, исполняет различные функции и соответственно имеет несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению, его называют предписанным (статус дворянина, киевлянина, датчанина и т.д.), другие — приобретаются или достигаются. Они называются достигнутыми (статус руководителя предприятия, статус учителя, статус чемпиона мира по плаванию и т. д.). Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации.
введение
Социальный статус
Статусный набор
Разновидности социальных статусов
Предписанные статусы
Достигаемые статусы
Иерархия статусов. Социальный престиж статуса
Статусные коллизии
Социальная роль
Виды социальных ролей
Основные положения ролевой теории личности
Влияние социальной роли на развитие личности
Заключение
Список литературы
Ролевая теория личности рассматривает поведение человека как игру актеров, роль требует от актёров определенного поведения, которое соответствует или не соответствует ожидаемому.
Классическое
определение теории ролей (социальной
роли) дано в 1936 г. Р. Линтоном. В понимании
Р. Линтона понятие роли относится
к таким ситуациям социального взаимодействия,
когда регулярно, на протяжении длительного
времени воспроизводятся определенные
стереотипы поведения. Линтон дал социологическую
интерпретацию понятия роли, выделив в
структуре социальных отношений статусы,
т.е. определенные позиции, и связанные
с ними совокупности прав и обязанностей.
Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные
и межличностные Конвенциальная роль
- это предписанный шаблон поведения, который
ожидается и требуется от человека в данной
ситуации, межличностные роли определяются
взаимодействием людей друг с другом:
«Понятие «социальный статус», которое
относится к положению человека в обществе,
не следует смешивать с понятием «конвенциальная
роль», которое относится к тому вкладу,
который вносит участник в организованное
предприятие. Статус, будучи однажды установлен,
остается относительно постоянным. Он
может повышаться, но медленно и понижается
только в связи с поступками, расцениваемыми
как деградация. Но каждый человек ежедневно
исполняет много ролей. С определенным
положением в обществе соотнесен ограниченный
набор взаимосвязанных ролей. Врач, например,
осматривает пациентов, инструктирует
медсестер, консультируется с коллегами,
обсуждает ряд вопросов с госпитальной
администрацией и т. п. Чем дальше он отходит
от ситуаций, связанных с медицинским
обслуживанием, тем менее ясными становятся
его обязанности. Но поскольку общество
высоко оценивает его услуги, врач обладает
значительным престижем. Даже в совершенно
неофициальной обстановке к нему обращаются
так, как того, видимо, заслуживают люди
данной профессии».
Влияние социальной роли на развитие личности
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.
Освоение
новой роли может иметь огромное
значение для изменения человека.
В психотерапии существует даже соответствующий
метод коррекции поведения — имиджетерапия
(имидж — образ). Пациенту предлагают войти
в новый образ, сыграть роль, как в спектакле.
При этом функцию ответственности несет
не сам человек, а его роль, которая задает
новые шаблоны поведения. Человек вынужден
поступать иначе, исходя из новой роли.
Несмотря на условность такого метода,
эффективность его использования была
достаточно высока, поскольку субъекту
давалась возможность высвободить подавленные
влечения если не в жизни, то хотя бы в
процессе игры. Широко известен социодраматический
подход к интерпретации человеческих
поступков. Жизнь рассматривается как
драма, каждый участник которой играет
свою специфическую роль. Проигрывание
ролей дает не только психотерапевтический,
но также и развивающий эффект.
Исходя из предмета и объекта
изучения социологии, требования к
концепции личности принципиально
отличаются от требований психологического
анализа: социологию интересует человек
не в качестве уникального индивида, а
в контексте общества, в качестве участника
различных социальных групп и социальных
взаимодействий. Иными словами, требуется
некоторые «усреднение человека», сведение
представления всего множества индивидов
в качестве конечного набора некоторых
атрибутов. С этой точки зрения, наиболее
продуктивной в социологии оказалась
ролевая теория личности, что может быть
объяснено тем, что данная теория обеспечивает
хорошую формализацию: абстрагирование
от индивидуального c использованием теоретико-множественного
подхода для описания социальных статусов
и ролей.
В данной концепции, каждая личность может
быть представлена в виде некоторого подмножества
статусов – достигаемых, предписанных,
постоянных или эпизодических –конкретный
выбор статусов определяется целями и
задачами проводимого исследования. Например,
один и тот же человек может представать
в таких статусах как «женщина», «мать»,
«водитель», «работник легкой промышленности»,
«белый воротничок» и т.д. При этом каждому
статусу соответствует социальная роль
– некоторая поведенческая модель носителя
того или иного статуса, совокупность
прав и обязанностей; разнообразие ролевого
поведение определяется тем социальным
институтом, к которому относится роль.
Например, в армии разнообразие ролевого
поведение существенно меньше, чем в учебном
заведении.
По мере развития ролевой теории личности
с 30-х гг. XX века до настоящего времени,
основные дискуссионные моменты, как представляется,
связаны с классификацией ролей, оценкой
факторов, которые влияют на ролевое поведение
(учет межличностного взаимодействия,
индивидуальных особенностей, ожидания
общества и т.д.). Вместе с тем, существует
определенное противоречие между наследственными
задатками, условиями социализации и абсолютной
свободой воли. Т.е. два индивида при одинаковых
условиях социализации будут демонстрировать
различное ролевое поведение (разумеется,
в рамках того разнообразия, которое допускает
социальный институт), в зависимости от
своих наследственных задатков, что может
быть существенным при проведение социальных
исследований.
Список литературы:
1) Волков Ю. Социология. Издательство
"Гардарики", 2006. – 254 с.
2) Гидденс Э. Социология. – М., 2002. – 420 с.
3) Громов И.А., Мацкевич А.Ю. Семенов В.А.
Теоретическая социология. С.-Птб., 2006.
– 235 с.
4) Зборовский Г.Е. Общая социология. –
Екатеринбург, 2003. – 532 с.
5) Парсонс Т. Система современных обществ.
– М., 2004. – 365 с.
6) Социология: основы общей теории (под
ред. Осипова Г.В.). – М., 2003. – 287 с.
7) Теоретическая социология: Антология:
В 2 ч. Пер. с англ. фр. нем. ит. Сост. и общ.
ред. С. П. Баньковской. – М. Книжный дом
"Университет", 2002. – 159 с.
8) 15. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/д.: Феникс, 1999, 539 с.
9) Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994.
10) Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.